Готический стиль в архитектуре: простыми словами. Что такое готический стиль.

В мире моды выбор аксессуаров поистине разнообразен – от скромных серебряных цепочек до экстравагантных шипованных кожаных ошейников и стильных кожаных браслетов. Для создания более драматического образа можно использовать готические символы, такие как кресты, черепа или летучие мыши, что добавляет загадочности и индивидуальности вашему наряду.

Содержание

Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве

Историческое и культурное развитие неразрывно связано друг с другом. Этот процесс особенно сильно ощутим в странах Западной Европы, где изменения в сферах техники, урбанизации и религии не только способствовали формированию и росту городов, но и вызвали настоящий культурный взрыв. Данный всплеск культурной активности и привел к появлению готического искусства, которое отражало дух своего времени: оно было противоречивым, монументальным и потенциально охватывало все классы общества.

XII и XIII века представляют собой период наивысшего расцвета средневековой христианской культуры в большинстве стран Европы. Развитие и расширение городов, становление рыцарства, прогресс ремесел и науки, а также укрепление человеческого сознания стали решающими факторами в появлении готической художественной традиции.

Изначально термин «готический стиль» применялся исключительно для архитектуры, однако со временем он стал охватывать и другие сферы. Данный стиль зародился во французском регионе Иль-де-Франс, пришедшим на смену более раннему романскому стилю. Церковь Сен-Дени считается первым образцом готической архитектуры.

Яркое выражение готического архитектурного наследия эпохи Возрождения можно увидеть на представленной ниже фотографии.

Нотр-Дам де Пари, Франция

Особенности архитектуры

На начальном этапе готического периода архитектура стала одним из ведущих видов искусства, особенно это касалось соборов. Внутри соборов и церквей хранятся замечательные образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Позже это направление, сочетавшееся с традициями деревянного и каменного зодчества Древней Руси, нашло свое выражение в русском архитектурном стиле – нарышкинском барокко.

В Средние века собор выступал не только как место для богослужений, но и играл ключевую роль в городской жизни; он служил площадкой для театрализованных представлений, научных лекций и заседаний городского совета.

Интерьер готического собора сформировался во многом благодаря не только эстетическим, но и техническим новшествам, которые стали основой этого развития.

  • Сводчатые арки. Эти архитектурные конструкции способны выдерживать нагрузку верхних куполов здания, что исключает необходимость в многочисленных внутренних стенах, свойственных романскому стилю.
  • Каркасная схема, ставшая не менее значимым открытием готической архитектуры. Это новшество позволяет строить более высокие здания с уменьшенной толщиной несущих стен.

Сочетание вышеперечисленных элементов значительно увеличивало полезную площадь здания церкви. Например, это можно наблюдать на соборе в Милане. Также эти архитектурные тенденции получили внимание и в колониальном стиле.

Дуомо, Милан

Характерные черты соборного интерьера

Что касается интерьеров, то готические здания часто украшались широкими окнами, витражами и фресками. Использование арочных колонн или аркбутанов (открытых полуарок) также было характерным для этого стиля. Готическая архитектурная форма отличалась выраженными вертикальными линиями, подчеркивающими величие и красоту строений.

Фасады соборов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными узорами, а также гротескными скульптурами мистических героев и существ. Таким образом, здания в готическом стиле известны своей монументальностью, множеством прямых линий, высокими башнями и беспрецедентной щедростью пространства.

Интерьер готического собора

Мебель

Аналогичные принципы применялись и к мебели, где почти все предметы интерьера были разработаны по церковным образцам. В период расцвета готического стиля мебельная промышленность была существенно развита, и в продаже можно было найти практически все современные виды мебели.

Среди важнейших факторов, способствовавших развитию мебельного производства, стало изобретение лесопилки.

готическая мебель, мебель готика, готический интерьер

Это нововведение дало возможность создавать изделия из тонких досок, что значительно облегчало процесс производства. Благодаря этому была возможность выпускать качественную мебель не только для церквей, но и для жилых домов. Для отделки использовались панели с полосами или перфорированным орнаментом, а каркас изделий часто дополнялся архитектурными мотивами – башенками или башнями.

Сундук оказался самым распространенным предметом обстановки, который использовался не только для хранения различных ценностей, но также выполнял функцию сидения. Эта мебель сохранилась в классическом английском стиле и была украшена перфорированными панелями и раме. Позже сундуки эволюционировали в кухонные шкафы и буфеты.

Готическая мебель обычно отличается простотой и состоит из различных полок, ширм, сундуков, резных шкафов, кресел и кроватей с балдахинами.

Основным материалом для производства этих изделий служили самые прочные породы древесины, такие как дуб, ель и сосна.

Облицовка комнат

Каменная кладка применялась для стен домостроений, которые затем покрывались тонкой кружевной росписью, коврами или деревянными панелями. В интерьере готического стиля поверхности стен иногда делились на верхний и нижний ярусы, имеющие контрастные цвет и текстуру.

В качестве напольного покрытием использовались камни, доски или плиты, а в жилых помещениях часто имелись пуфики и ковры.

Что касается крыши, то строители обычно оставляли открытыми кровельные балки и балки, а иногда крыша украшалась панелями или скульптурными элементами.

Комната в готическом стиле

Одной из важнейших особенностей готических интерьеров были окна, которые часто были большими и отделанными орнаментами, башенками или витражами, придающими помещению величественный и загадочный вид.

стрельчатые окна в готическом стиле

В мире моды выбор аксессуаров не имеет границ — от простых серебряных цепочек до шипованных кожаных ошейников и стильных кожаных браслетов. Для более экстравагантного наряда существует множество готических символов, таких как кресты, черепа или летучие мыши, придающих образу нотку загадочности и индивидуальности.

Готический стиль в архитектуре: история

Развитие готического стиля в архитектуре можно разделить на три основных этапа:

  1. Ранняя готика (XII век),
  2. Зрелая готика (высокая готика) с пиком в XIII веке,
  3. Поздняя готика (с XIV по XV век).

1135 год можно считать хронологической вехой, ознаменовавшей начало готического стиля. Именно тогда архиепископ Санса в Бургундии решил построить новый собор на месте старой романической церкви, где выступающие ребра купола ранее служили лишь декоративным элементом. В новой церкви выступающие ребра стали частью несущей конструкции, что открыло новые горизонты для готического зодчества.

В это же время начались работы по реконструкции собора Сен-Дени под Парижем, который служил местом захоронения французских королей. Здесь также были применены элементы нового стиля, заимствованные из собора Санса. В результате готика распространилась как французский стиль в соседние регионы (Западная и Центральная Европа), а также в Святую Землю, Родос и Кипр.

Интересно, что Германия приняла готический стиль позже, чем другие страны, хотя термин сам по себе получил свое название в честь племен, когда-то обитавших на ее территории: готы.

Готический стиль в архитектуре: элементы

Готический стиль можно распознать по его уникальным архитектурным элементам, таким как арки, ребра, поперечные балки, контрфорсы и бутоньерки. Вота в двухминутном видеоролике демонстрирует эти элементы.

Каркасная система, характерная для готического зодчества, включает следующие особенности:

  • высокие арки и купола, которые поднимаются в виде стрел, арок и крестов,
  • внешние полукруглые арки, которые воспринимают нагрузку снаружи основного здания (арки),
  • вертикальные несущие конструкции (колонны),
  • узорчатые мозаичные окна, которые становятся неотъемлемой частью художественного оформления зданий.
Это интересно:  Какие бывают стили и как их правильно сочетать. Какие бывают стили одежды

Готический стиль в архитектуре: элементы

На основе данной информации французские искусствоведы XIX века пытались классифицировать различные стили готической архитектуры. Так, термин rayonnant (французский: лучезарный) был разработан для описания сияющих лучей, исходящих из окон в форме розы. Этот термин активно используется историками современного искусства и архитектуры.

Вам стоит уделить некоторое время для более детального изучения готических куполов на примере Торрес де Серранос в Испании (Валенсия):

Строительство

Создание великолепных готических зданий было невозможно без внедрения железных инструментов, таких как пилы, домкраты и больших колес для подъема строительных материалов. Необходимо было также наличие свинца, который использовался для крыши. Все эти условия стали возможны в Европе в XII веке.

Для строительства величественных соборов были необходимы каменные блоки, которые частенько привозили из дальних каменоломен. Процесс строительства таких готических шедевров мог занимать сотни лет. Отражение этого процесса можно увидеть на произведениях средневековых художников, таких как Ян ван Эйк и Питер Брейгель Старший.

Готический стиль вошел в Германию в конце XIII века и столкнулся с сильным влиянием как романского, так и византийского стилей. Первые готические двухуровневые здания, такие как церковь Богоматери в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге, могут служить яркими примерами как раз таких сооружений.

Архитектура

2

Готический стиль ярко проявился в архитектуре церквей, соборов, храмов и монастырей. Он сформировался на основе романского стиля, который прежде всего охватывал бургундскую архитектуру. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и небольшими окнами, готический стиль характеризуется остроконечными арками, узкими высокими башнями и колоннами, богато украшенными фасадами с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты), а также витражами. Все элементы этого стиля подчеркивают стремление к вертикали.

Готическая архитектура делится на три фазы: ранняя, зрелая (высокая готика) и поздняя.

Церковь Сен-Дени, проектированная аббатом Шугером, является первым образцом готического строительства. Здесь стены и колонны были удалены, что придало церкви более утонченный вид, в отличие от романских «Крепостей Бога». Часовня Сен-Шапель в Париже стала образцом для многих готических сооружений.

Изначально готический архитектурный стиль распространился из Иль-де-Франс (Франция) в Западную, Центральную и Южную Европу, включая Германию, Англию и другие страны. В Италии он утвердился на короткое время, прежде чем уступить место Ренессансу, который часто воспринимался как «варварский стиль»; поскольку он пришел из Германии, его порой называют «stile tedesco» — немецким стилем.

С приходом эпохи Возрождения к северу и западу от Альп в начале XVI века готический стиль утратил свою популярность.

Почти вся архитектура готических соборов была обусловлена важным изобретением этого периода – новым методом каркасного строительства, что сделало эти соборы легко узнаваемыми.

Система аркбутанов и контрфорсов

3

Романские соборы и церкви зачастую имели цилиндрические купола, которые держались на массивных и толстыми стенами. Это значительно уменьшало объем строения и создавало трудности в строительстве. Также это привело к уменьшению количества окон и их размеров. С появлением на сцене крестового свода, системы колонн и контрфорсов готические соборы приобрели огромный и фантастический вид.

Ключевой принцип готического строительства заключается в том, что купол больше не поддерживается стенами (как это было в романских зданиях), а нагрузка от поперечного купола передается на колонны (контрфорсы) через арки и ребра. Боковые нагрузки воспринимаются арками и контрфорсами. Это новаторское решение позволило значительно облегчить конструкцию, так как перераспределение нагрузок позволило сделать стены легкими, которые теперь не влияли на общую несущую способность здания. Благодаря этому стало возможным установить большое количество окон, а настенная роспись уступила место витражам и скульптуре в отсутствие стен.

Помимо этого, готика использовала в куполах особые элементы, напоминающие пики, что также уменьшало боковые нагрузки и позволяло сосредоточить основное давление купола на опорах. Арки, которые со временем становились все длиннее и острее, символизировали основную идею готической архитектуры – стремление храма к небесам.

Венечные конусы часто размещались на контрфорсах вместо цистерн, в то время как пинакли – это башни с острыми шпилями, которые иногда имели структурное значение. Хотя это могли быть просто декоративные элементы, в зрелую готическую эпоху они играли активную роль в формировании визуального образа собора.

Изобразительное искусство

4

5

Скульптура

Скульптура занимала важное место в формировании образа готического собора. Во Франции ее в основном использовали для оформления наружных стен. Десятки тысяч скульптур, расположенных от цоколя до аттиков, обитают полноценный готический собор.

Отношение между скульптурой и архитектурой в готическом искусстве отличается от романского. Готическая скульптура обычно более автономна; она не подчиняется плоскости стены и уж тем более рамке, как это было в романском искусстве. В готический период активно развивалась круглая монументальная скульптура. В то же время скульптура занимала важное место в соборе, единой архитектурной форме, так как вместе с архитектурными элементами она выражала восходящее движение здания и его тектонический смысл. Благодаря динамичной игре света и тени, она подчеркивала архитектуру, ее массу и взаимодействие с окружающей средой.

Поздняя готическая скульптура ощутила значительное влияние итальянского искусства. Около 1400 года Клаус Слутер создал множество значимых скульптур для Филиппа Бургундского, такие как фигурные изображения на фасаде церкви Погребения Филиппа, так называемый Картуш в Шаммоле близ Дижона (1385) или фигуры фонтана Мозе (1395-1404). В Германии известны работы скульпторов Тильмана Рименшнайдера, Вейта Штосса и Адама Крафта.

Живопись

Готика в живописи развивалась через несколько десятилетий после появления стилистических элементов в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 года, в Германии – в 1220-х, а в Италии – не позднее 1300 года.

6

Неизвестный художник. Иоанн Добрый (1359) – один из первых сохранившихся готических портретов, что подчеркивает важность индивидуальности в искусстве.

Одним из ключевых направлений готической живописи выступил витраж, который постепенно начал вытеснять традиционную фресковую живопись. Техника создания витражей осталась прежней, но палитра цветов стала более насыщенной и разнообразной, а тематика – сложной; помимо религиозных сюжетов, появились и мотивы повседневной жизни. Витражи, использующие цвет и прозрачность, стали важным элементом в оформлении пространств.

Готический период также стал временем расцвета миниатюрного искусства. С появлением светской литературы, такой как рыцарские романы и прочие произведения, произошло расширение круга иллюстрированных книг, а также более сложных гимнов и часословов для домашнего использования. Художники стали придавать особое значение детальному воспроизведению природы в своих иллюстрациях. Наиболее значительными представителями готической миниатюрной книжной иллюстрации были братья Лимбурги, миниатюристы при дворе герцога Беррийского, создавшие известную «Великолепную книгу часов герцога Беррийского» (ок. 1411-1416 гг.).

Развивался также жанр портрета – переход от условного абстрактного сходства к индивидуальным чертам личности стал значительным шагом вперед в искусстве. Художники начали изображать людей с уникальными особенностями, собственными чертами.

Почти тысячелетнее господство византийских принципов в изобразительном искусстве подходило к концу. В своих фресках в капелле Скровеньи Джотто изображает людей в профиль, помещая фигуры на переднем плане, что нарушает традиционное фронтальное изображение. Он заставляет свои фигуры двигаться и создавать пространство вокруг них, выражая эмоции и глубину.

Декоративно-прикладное искусство

Позднее Средневековье отмечено расцветом городской культуры, активной торговли и ремесленничеством. С середины XIII века начинается строительство светских зданий – ратуш, рынков, магазинов и роскошных резиденций для знати. Все элементы экстерьера и интерьера этих зданий воспроизводили готические архитектурные формы. Один из наиболее крупных европейских замков того времени, Авиньонский папский дворец, строился с 1334 по 1364 годы, у которого лишь частично сохранилась обстановка. Замечательны созданные фрески «перголы», изображающие сцены охоты и рыбалки, выполненные под руководством Маттео Джованетти. Искусство ткачества, пришедшее через мусульманский Восток, изначально развивалось в Скандинавии и Германии, где пергола враг не только украшала интерьер, но и выступала защитой от сквозняков и дополнительной изоляцией. С конца XIV века этот вид деятельности стал важной отраслью в Европе с образованием крупных фабрик в Париже и позже в Аррасе.

Это интересно:  Размеры S M L. Эска это какой размер.

Одним из самых знаковых произведений позднего Средневековья, сопоставимым с величайшими образцами фресковой живописи, находится серия беседок с сюжетами из Апокалипсиса, так называемый Анжерский Апокалипсис (1370-1375), созданный по заказу Людовика I Анжерского. Подготовительные рисунки были выполнены иллюстратором Хеннекеном из Брюгге, а исполнение было осуществлено парижскими мастерами под руководством ткача Карла V Николя Батайля. Беседки сохраняют плоское изображение, акцентируя внимание на двухмерном пространстве миниатюр. Тема противостояния человека и сил зла представлена более выразительно и с ярким народным оттенком в сравнении с оригиналом.

7

Эпоха крестовых походов произвела революцию в производстве оружия. Европейцы открыли для себя ковку стали на Востоке. Простые тяжелые доспехи были заменены новыми бронями, состоящими из металлических деталей, соединенных шарнирами, которые могли принимать сложные формы и предоставляли большую свободу движений. Это изменение стало причиной нового витка в дизайне европейской одежды. Почти все известные сегодня методы кройки одежды выросли в этот период. В контексте сложного готического кроя, мода, зародившаяся при бургундском дворе, стала распространяться по всей Европе. В XIV веке мужская одежда становится короче, в то время как длинные платья продолжают носить только пожилые люди, врачи и судьи.

Также в женское одеяние изменилась юбка, она отделялась от лифа. Ширина юбки значительно возрастала за счет дополнительных вставок ткани. Вершина костюма состояла из узкого лифа с длинными узкими рукавами и треугольным вырезом в области груди и спины. Все это формировало S-образный силуэт, получивший название «готического изгиба». Как и сама архитектура той эпохи, готическая одежда энергия обработки вертикальных линий — заостренные манжеты, отделка, богатые головные уборы, удлиненные топы и остроносые сапоги добавляли выразительности этому стилю. Наиболее востребованным и дорогим цветом считался желтый, который олицетворял мужественность.

Готический стиль в Германии появился в конце XIII века и столкнулся с сильным влиянием романского и византийского стилей. Первыми готическими зданиями в Германии считаются церковь Богоматери в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.

Готический стиль в архитектуре: что надо знать, чтобы оформить интерьер красиво

Готический стиль в архитектуре: что надо знать, чтобы оформить интерьер красиво

Знания о средневековых архитектурных решениях в строительстве масштабных зданий легли в основу многих более поздних стилей и продолжают использоваться до сегодняшнего дня. Современные интерьеры также вдохновляются готическим стилем, который пользуется повышенным интересом среди дизайнеров. Изучив данную статью, вы получите представление о истории готического стиля и его современных интерпретациях, а также о необходимых требованиях для создания утонченного готического интерьера.

Как появилась готика

Точные дата путешествия в готическом стиле совпадает с 1144 годом, когда у аббата Сугерия возникла идея восстановить обветшавшую церковь в аббатстве Сен-Дени во Франции. Завершив реконструкцию церкви, мир получил уникальный архитектурный стиль, который впоследствии стал известен как готика.

Настоятель оставил объяснения, символизирующие оригинальную систему той конструкции. По его словам, церковь выступала в роли корабля, который вёл свою паству к высшему Богу. Это выражение было символичным, когда купола напоминали паруса на ветру, а высокие колонны – мачты корабля. Неф, то есть пространство, выделенное колоннами, на латыни именуется «корабль».

Первая готическая церковь отражала дух времени; она была величественной и впечатляла всех своим обликом. Этот успех стал толчком для дальнейшего развития и распространения готической архитектуры, сначала на территории Франции, а затем на территории Германии, Италии, Великобритании и других стран.

Методы готического зодчества непосредственно отличались от ранее существовавших романских стилей. Архитекторы открыли новые методы, по которым вес и давление кладки распределялись не по всему периметру, как раньше, а сосредоточивались в определенных точках. Нагрузки на другие части здания минимизировались.

Это открытие проложило путь к замене обычных цилиндрических куполов новыми, которые получили свое название из-за ребер, предохраняющих их от перегрузок; эта революционная система купола позволила строить самые величественные и мистические храмы, некоторые из которых превосходили даже Пирамиду Хеопса по высоте.

8

Развитие стиля

Правила готической архитектуры несколько отличались в различных странах Европы. В общем, европейская готика делится на три типа, основываясь на следующих временных рамках:

  • Ранний (логосцен). С 1140 по 1250 годы был окончен переход к готическому стилю, примером чего служит собор Нотр-Дам в Париже. Основными характеристиками зданий стали мощные стены, великолепные двери над входом и высокие арки. В первую очередь строились церкви и соборы, за которыми последовали замки.
  • Высокий (зрелый). Этот этап охватывает более двух столетий, с 1194 по 1400 год, в течение которого ранний готический стиль претерпел усовершенствования. Усложнилась архитектура каркаса, увеличилось количество витражей и скульптурных групп. Готика утвердилась как направление в европейской городской архитектуре, что наглядно видно на примере Реймсского собора.
  • Поздняя (роскошная). Этот этап охватывает период примерно с 1350 по 1550 годы, когда внимание стало уделяться декоративным элементам, и стиль стал более изысканным и сложным (отсюда и его название). Развивается дополнительно украшение скульптурными композициями на религиозные и светские темы. Примером зданий поздней готики может служить Миланский собор.

9

Создание великолепных готических зданий стало возможным благодаря использованию железных инструментов, пил, домкратов и больших колес для подъема строительных материалов. Кроме того, необходимо было обеспечить наличие свинца, который использовался для покрытия крыш. Все эти условия стали возможны в Европе в XII веке.

Зарождение готики

Одним из наилучших примеров ранней готической архитектуры были часовни. Страницы молитвенников оформлялись изысканными миниатюрами, на которые можно было смотреть часами. К концу XIII века искусство оформления литургических книг достигло своего пика – книги становились настолько богато оформленными, что превращались в предметы роскоши. При дворе Людовика IX процветала книжная торговля, и в Париже располагались многочисленные мастерские, создающие иллюстрированные молитвенники.

Готика в живописи. Мастер Оноре. «Помазание Давида» и «Давид и Голиаф» из «Бревиария Филиппа Красивого», ок. 1290 г.

Распространение готического архитектурного стиля с его ажурным орнаментом и большими окнами повлияло на убранство церквей. Типичные романские фрески начали замещаться витражами и мозаиками, а живая живопись в церкви стала играть подчиненную роль. Новые требования к фрескам заставили художников претворять мотивы архитектуры в росписях, создавая декоративные элементы, которые служили продолжением куполов.

Готика в живописи. Джотто. «Натюрморт», фреска в капелле Скровиньи, 1305 г.

Среди тем, преобладавших в живописи того времени, на первых планах были религиозные сюжеты, однако сложные отношения между церковью и обществом привели к тому, что художники начали вводить элементы повседневной жизни. Художники стали уделять внимание реалистичности предметов, которые прежде изображались только символически. Джотто украсил нишу церкви в Падуе детализированными подсвечниками, а его ученик Тантео Ганди создал блюдо для святых даров, ставшее центральным элементом композиции, из потира. Фрески итальянских мастеров можно истолковывать как первые натюрморты в европейском искусстве.

Готика в живописи. Таддео Гадди. «Ниша с дарохранительницей, дискосом и бутылками», 1337-1338 гг., фреска, Флоренция, Санта-Кроче

Развитие готики в изобразительном искусстве

На развитие средневековой живописи сильно повлияли философские идеи Фомы Аквинского. В своих трактатах он призывал художников отойти от символического изображения и рекомендовал, чтобы произведения искусства отображали материальный мир.

Это интересно:  Джинсовый комбинезон женский, фото. Кому идет, чем дополнить лук. Как носить джинсовый комбинезон.

Императив к реализму сказался на церковной живописи: композиции не изменились, но фигуры на картинах приобрели индивидуальность. Лица стали узнаваемыми, жесты естественными, а пейзажи стали эстетическими объектами, затрагивающими чувства зрителей. В помещениях, где происходят события, стали появляться окна, за которыми можно увидеть окружение живописного пространства.

Готика в живописи. Роберт Кампен. «Мадонна с младенцем перед каминным щитком», ок. 1425 г.

Герои христианских сюжетов начали окрашиваться эмоциями. Богородица и Младенец изображены среди повседневной сцены, окружены бытовыми предметами, животными и растениями для того, чтобы зрители могли ощутить личное взаимодействие с изображением. Также изменился внешний вид Богородицы, она стала выглядеть как реальная женщина, что представляет собой шаг вперед в порыв к правдивости.

Роль архитектуры возросла, и здания вместе с интерьерами полностью вошли в действие. Фламандский мастер Ян ван Эйк отразил изменения в восприятии художников. В сцене Благовещения в одном из крыльев Гентского алтарного образа, ангел и Дева Мария изображены в комнате, где интерьер прописан совершенно детально и объемно, создавая ощущение реальности.

Готика в живописи. Ян ван Эйк. «Благовещение», ок. 1435 г., холст, масло

Особенности готического стиля живописи

Характерные черты готической живописи включают:

  • глубокую религиозность изображаемых сцен,
  • метафорическое представление реального мира,
  • линейную композицию с акцентом на вертикаль,
  • яркие, живые цвета,
  • обилие действий на одном полотне.

На этапе создания стиля в работах художников отсутствовало единственное действие – фигуры взаимодействуют друг с другом скорее эстетически, чем физически. Декоративные элементы подчеркивают разделение композиции на отдельные сюжеты, создавая ощущение повествования – художник побуждает зрителей последовательно исследовать каждый элемент.

Фламандские мастера достигли небывалых высот, создавая масштабные картины, в которых гармонично сочетались различные сюжетные линии. Художники разворачивали действие перед замком, внутренним двором или в природной обстановке, разделяя истории на фоне пейзажей или архитектурных элементов, что позволяло создавать картины как единое целое. Эта форма называется «непрерывное повествование». Одним из таковых является работа «Семь радостей Богородицы» Ханса Мемлинга, написанная для собора в Брюгге в 1480 году.

Готика в живописи. Ханс Мёмлинг «Семь радостей Богоматери», 1480 г, дерево, масло

В завершении развития стиля возникло так называемое международное направление готики. Оно характерно для придворной живописи первой половины XV века, где преобладают светские мотивы с высокой детализацией орнаментов и костюмов. Появляются первые портреты, наделенные индивидуальностью, что в затем находит яркое отражение в работах мастеров эпохи Ренессанса.

Готика в живописи. Пизанелло. «Портрет Джиневры д’Эсте», 1435-1440 гг.

В это время торжествует уникальный антиквариат, копии произведений известных мастеров и работы современных художников.

Термин «кибергот» был придуман британской компанией Games Workshop, известной своими играми «Темное будущее». Кибергот следует основным правилам классического готического стиля, но добавляет радость жизни, выражаемую с помощью ярких неоновых цветов.

Обувь и аксессуары

Важные элементы образа придающие бунтарский характер, обувь и аксессуары должны быть тщательно выбраны. Выбирайте черные ботинки с толстой шнурованной подошвой или стильные ботинки на высоком каблуке, учитывая конкретный случай и ваши предпочтения.

Черные ботинки

Ассортимент аксессуаров действительно велик — от простых серебряных цепочек до шипованных кожаных ошейников и кожаных браслетов. Для более необычного наряда предлагается использовать готические символы, такие как кресты, черепа или летучие мыши, что добавляет наряду загадочности и индивидуальности.

Готические серьги

Готическая подвеска

Готический браслет

Сумки должны быть черными и небольшими. Лучше всего, если конструкция будет иметь жесткие стенки или более свободный стиль. Дополнительно украшенные сумки – с цепями, черепами или иными декорациями – прекрасно вписываются в готический стиль, как и классические модели без дополнительных деталей.

простая сумка

Сумка с декором

Несущая способность зданий в готическом стиле перестала зависеть от толщины стен; массивные конструкции с толстыми стенами были заменены легкими зданиями с тонкими стенами. Давление сводчатых крыш благодаря контрфорсам распределялось на сводчатые колонны, в то время как боковая нагрузка принималась готическими элементами — коробчатыми стенами и колоннами.

Готические сооружения в европейских странах

Готическая архитектура развивалась в разных странах Европы, принимая во внимание национальные стили и архитектурные школы. Несмотря на разнообразие, целостность стиля при этом не была нарушена.

Особенности Английской и Французской готики

Готическая архитектура во Франции, аллергией стиля, может считаться образцом искусства Средневековья.

Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления

Неоспоримая роль первой церкви Сен-Дени, соединяющей в себе главные черты готического стиля и являющейся основой развития этого художественного направления.

Готические элементы также активно использовались в светском градостроительстве. На центральных площадях городов располагались ратуши с детализированной архитектурой и башнями, характерными для данного стиля.

Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году

Ратуша в Сен-Квентине была построена в 1351 году.

Большая часть строительства в Англии осуществлялась на месте великих аббатств. Города и деревни имели приходы, доминирующей чертой которых становилась центральная башня на западном фасаде.

Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики

Кентерберийский собор, построенный в 1274 году, уже демонстрировал некоторые изменения в классическом французском готическом стиле.

Церкви строились на открытых местах и обладали достаточно просторными площадями.

Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны

Английская готика известна своими растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями на западной стороне.

Готика в Германии и Чехии

Готический стиль пришел в Германию в конце XIII века, где также столкнулся с влиянием романского и византийского стилей. Первые готические здания в Германии, такие как церковь Богоматери в Трире и храм Святой Елизаветы в Марбурге, стали примерами этого направления.

Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году

Liebfrauenkirche, церковь Богоматери, основанная в 1230 году.

Северо-восточные регионы Германии, где отсутствовали запасы природного камня, строились из кирпича. Мастерство каменщиков привело к возникновению новой ветви европейской готической архитектуры.

Украшение северной Германии - ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году

Северогерманская жемчужина — ратуша в Тангермюнде, датируемая 1430 годом.

В это же время в Богемии возникли роскошные примеры готической архитектуры. В центре Праги развернули масштабные строительные площадки, на которых и по сей день средневековые здания, являющиеся крупными туристическими достопримечательностями, прельщают гостей города.

Неоготика, как ренессанс готической архитектуры

Это великолепное зодчество готического стиля исчезло к середине XV века, уступив место материалистическому Ренессансу, который вновь пробудил античную культуру. Неоготический стиль, в свою очередь, снова завоевал популярность на Британских островах в середине XVIII века и распространился по европейским и американским континентам.

Знаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламента

Известным примером неоготической архитектуры является здание британского парламента в Лондоне.

В то время как средневековая Россия находилась под сильным влиянием византийской культуры, готические элементы почти не применялись в архитектуре.

И всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского Кремля

Тем не менее, некоторые влияния европейского стиля прослеживаются в стенах и башнях Московского Кремля.

Неоготический стиль удивительно выразился в здании царской резиденции под Москвой, которое стало крупнейшим псевдоготическим комплексом в Европе.

Редчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направления

Этот редкий памятник русской неоготики гармонично соединяет классические элементы русского зодчества с характерными признаками готического стиля.

В Америке неоготика тесно связана с техническим прогрессом, который вновь актуализировал знания, полученные за предшествующие столетия.

Знаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборов

Знаменитый Бруклинский мост в Нью-Йорке спроектирован на основе арочных колонн, форма которых намекает на окна готических соборов.

Элементы готики в сучасном коттеджном строительстве

Современная тенденция к комфортному жилью на окраинах городов требует постоянного повышения архитектурных замыслов и сложности.

Готическая направленность в строительстве стала весьма востребованной из-за множества интересных идей

Готическое направление в современном загородном строительстве становится весьма популярным благодаря множеству оригинальных идей и решений.

Современная готика в загородном строительстве подразумевает эксклюзивные проекты для каждого домовладельца. При этом не обязательно воспроизводить средневековый замок в натуральную величину; главное – придерживаться основных элементов стиля.

Для того чтобы создать готический дизайн, нужно учитывать следующие принципы:

  • конструкция скатной крыши должна быть с очень высоким уклоном и оснащена декоративными ограждениями с заостренными вершинами,
  • план здания предусматривать наличие башенки и выступающие части фасада,
  • окна должны иметь арочную вставку в верхней части оконного проема.

Наружная отделка стен может включать в себя облицовку плиткой с грубой текстурой или декоративную штукатурку в пастельных оттенках серого. Внутренние пространства могут быть дополнены деревянными панелями.

Оцените статью
Женский форум