Перечисленные повреждения не позволяют родам проходить нормально, что может потребовать проведения значительного разреза для извлечения ребенка. Плюс к этому, продолжительность схваток может увеличиться, что создает потенциальную угрозу для здоровья ребенка.
Женское обрезание на Кавказе
ДАННЫЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) БЫЛО СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМИ СМИ, КОТОРЫЕ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, А ТАКЖЕ РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Женское обрезание представляет собой жестокую и увечащую практику, в рамках которой проводятся операции на женских половых органах, что нарушает права женщин на здоровье, безопасность и физическую неприкосновенность. В настоящее время в мире насчитывается примерно 140 миллионов женщин и девушек, подвергшихся последствиям, связанным с женским обрезанием. Эта практика наиболее распространена в Западной, Восточной и Северо-Восточной Африке, а также в некоторых регионах Азии и на Ближнем Востоке, включая сообщества иммигрантов из этих частей мира 1.
В обзоре, представленном «Кавказским узлом», содержится информация о типах женского обрезания, его распространенности и влиянии на женское здоровье, а также о том, как данная практика воспринимается в контексте исламской традиции. На Кавказе женское обрезание наблюдается в отдельных местностях Дагестана и Грузии. Однако надежных данных о ситуации в Азербайджане нет.
Муфтий Карачаево-Черкесии, Исмаил Бердиев, озвучил свою позицию и заявил, что он «поддерживает обрезание всех женщин», в результате чего он был признан «Сексистом года — 2016» 10 марта на просторах Интернета.
Типы женского обрезания
Само женское обрезание охватывает множество операций, связанных с урезанием или удалением частей женских половых органов или причинением им других чаше всего необратимых повреждений по причинам, не имеющим отношения к медицине.
Согласно определениям Всемирной организации здравоохранения, выделяют четыре основных типа женского обрезания 2:
- Частичное или полное удаление клитора (клиторидэктомия) или клиторального капюшона (кожные складки, защищающие клитор).
- Частичное или полное удаление клитора и малых половых губ.
- Так называемое «обрезание фараона». В этом случае происходит сужение входа во влагалище путем создания тугого кольца, что может включать как обрезание, так и закрытие внутренних, а в некоторых случаях и наружных половых губ с удалением или без удаления клитора.
- Все иные травмирующие операции на женских половых органах, которые проводятся без медицинских показаний (такие как пирсинг, прокалывание, резание, выскабливание, маркировка и многие другие).
В мировом медицинском сообществе вместо термина «женское обрезание» обычно используется выражение «калечащие операции на женских половых органах» или «генитальные мутации». Сравнение с мужским обрезанием остается спорным вопросом, так как клиторидэктомия скорее аналогична ампутации основной части полового члена 3.
Операция по неполному обрезанию, как правило, длится не дольше получаса. При этом полная госпитализация после частичного обрезания обычно не требуется; пациент может покинуть медицинское учреждение, как правило, уже через 2-4 часа.
Снижение риска заражения ЗППП и развития инфекций мочевыводящих путей
Одним из преимуществ обрезания крайней плоти является снижение вероятности заражения венерическими заболеваниями. Во время данной процедуры удаляются самые уязвимые ткани, подверженные инфекционным агентам. По статистическим данным, риск заражения вирусом папилломы человека снижается примерно на 32-35%, а вероятность заражения генитальным герпесом — на 28-34%. Другие исследования, проводимые в Израиле, показывают, что среди обрезанных мужчин значительно реже фиксируются случаи сифилиса.
Согласно статистике, обрезанные мужчины страдают от инфекций мочевыводящих путей в десять раз реже. Это объясняется отсутствием крайней плоти, где могут накапливаться патогенные бактерии.
Устранение фимоза и парафимоза
При наличии патологического сужения крайней плоти (фимоза), при котором головка полового члена просто не может быть открыта, эффективность лечения может быть достигнута посредством обрезания. Кроме того, данная процедура применяется и в случаях парафимоза, когда головка полового члена оказывается зажата суженной крайней плотью. По этой причине преимущества обрезания также включают улучшение внешнего вида полового члена, так как излишняя натянутая кожа удаляется.
Статистически большинство мужчин, инфицировавшихся ВИЧ через половой контакт, имели необрезанную крайнюю плоть. Увеличенный риск заражения объясняется тем, что эта часть головки полового члена более уязвима к микротравмам, через которые легче происходит заражение.
Клетки слизистой оболочки крайней плоти наиболее подвержены воздействию ВИЧ. Поэтому обрезание было признано методом профилактики заражения этой инфекцией. Однако считается, что это преимущество актуально лишь для африканских стран, где доступ к презервативам может быть ограничен, в то время как в других регионах презервативы более эффективно защищают от ВИЧ.
Акопян Гагик Нерсесович — уролог, онколог, доктор медицинских наук, врач высшей категории, профессор кафедры урологии Первого МГМУ им. ОНИ. Сеченов
ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРЕЗАНИЯ В КИНО
«Desert Flower» (Цветок пустыни) 2009 года, совместное производство Великобритании, Германии, Австрии и Франции, ставит акцент на «невероятной правдивой истории женщины, пересекающей пустыню и меняющей мир».
Главная героиня, Варис Дирие, представляет собой простую кочевую девушку из Сомали. В фильме описываются последствия, которые она испытала под давлением своего окружения, когда ей пришлось перенести операцию известную как «женское обрезание». В некоторых странах такое вмешательство приводило к гибели одного из четырех новорожденных. Мне до сих пор воспоминания о сценах из фильма порождают мурашки по коже, когда я вспоминаю о пытках, которым подвергли 5-летнюю девочку. Эта проблема касается не только защиты прав женщин, но, что еще более важно, защиты детей, у которых нет голоса и никто не спрашивает их мнения! Ее родители собирались выдать ее замуж, когда ей исполнилось всего 13 лет. Однако она не желала жить той жизнью, которую выбрали за нее ее родители. Она решает одна пройти через пустыню и добраться до Могадишо, где ей повезло встретить людей, которые отвозят ее в Лондон. Спустя несколько лет ей удается стать одной из самых известных моделей в мире. Это звучит неимоверно, но это реальная история о том, каких успехов можно достичь, освободившись от предрассудков, табу и дикой примитивности, существующей в бюрократических и формальных структурах общества.
Согласно законам своего народа, Варис по праву воспринималась как особенно уважаемая матерь, так как она подарила миру еще одного человека, введя его в дар жизни. Пройдя все уродующие женскую идентичность этапы инициации, начавшиеся слишком рано, она завершила свой процесс, родив сына в 1997 году. Хотя она не была первой чернокожей топ-моделью, она стала первой женщиной, открыто осудившей практику женского обрезания и получившей назначение специальным послом ООН, тем самым основав Фонд против калечащих операций на женских половых органах (FGM). Ее усилия не прошли даром: 28 ноября 2012 года ООН приняла резолюцию, которая официально запретила ритуальные калечащие операции на женских половых органах. Благодаря Варис Дирие женское обрезание было официально запрещено во многих африканских государствах, однако практика все еще продолжает сохраняться в тайных кругах.
Вот что сама модель говорит о женском обрезании:
«Эта ужасная практика продолжается более чем в 28 странах. По оценкам, не менее 130 миллионов женщин стали жертвами этой практики, и каждый день добавляется около 6000 новых случаев. Операция по удалению половых губ и клитора зачастую проводится самым варварским образом – осколками стекла, ножами, ножницами или острыми камнями, без анестезии и дезинфекции. Существуют различные варианты этой процедуры, включая полное удаление внешней оболочки клитора или всего клитора. Самой страшной формой является «фараонова кастрация», которую я сама перенесла. Она включает в себя удаление малых половых губ и очищение чувствительных тканей вульвы, после чего большие половые губы зашиваются, оставляя лишь небольшое отверстие. История этой практики насчитывает более 4000 лет. В восточных странах отдавна считалось, что только после обрезания женщина может быть готова к замужеству. Существовали поверья, что клитор представляет собой опасность, и при прикосновении к нему может произойти отравление мужчины. Наивными были предположения о том, что из неповрежденного клитора может вырасти половой член, в результате чего женщина может стать мужчиной. Однако истинная причина не в этом, а в том, что сексуальное удовольствие ошибочно воспринимается как прерогатива мужчин. Чем больше «закреплена» женщина, тем больше она, по мнению общества, защищена от греха. Никто не задумывается над теми страданиями, которые наступают для женщины в ночь, когда она выходит замуж, когда швы, наложенные во время обрезания, могут разорваться.»
Неудивительно, что медицинское сообщество настораживается из-за роста числа резекций малых половых губ. Некоторые пациенты предпочитают называть эту операцию лабиопластикой, что, по моему мнению, более точно отражает суть вмешательства.
«Вслух они скажут, что «против», а на самом деле по-прежнему «за»»
Михаил Савва, правозащитник и доктор политических наук, а также председатель правления аналитического центра «СОВА», занимающийся вопросами Кавказа, говорит:
Отдел фетв муфтията Дагестана пытается найти решение сложной проблемы, маневрируя между двумя крайностями. В Сунне упоминается женское обрезание, на что ссылаются радикально настроенные сторонники этого вида калечащих операций, а также те, кто стремится легитимизировать этот ужасный обычай под видом религиозной традиции. Вместе с тем, следует отметить, что в Коране женское обрезание не упоминается отдельно, лишь в Сунне есть упоминания по этому поводу.
Там делается акцент на том, что пророк Мухаммед, ведя беседу с женщиной, узнал о том, что она совершает подобные обрезания, и посоветовал не удалять излишне. Эта интерпретация стала основой для того, чтобы отдел фетв заявил, что женское обрезание не подразумевает удаление клитора.
Однако такая интерпретация, в любом случае, позволяет продолжать причинение увечий. Определенный пример можно привести из Египта, где с 1997 года женское обрезание находится под запретом, однако в законе сохраняется оговорка о его допустимости по медицинским показаниям. Неясно, какие именно медицинские показания могут быть у этой практики? Это ведь считается невероятным — таких оснований просто не существует. Тем не менее, этот пункт используется сторонниками обрезания в Египте. Нединамично, что египетские власти вынуждены были ужесточить меры, касающиеся ответственности за это преступление.
В столь деликатных вопросах не существует достаточных оснований для проведения масштабных исследований, поскольку большинство людей дают «правильные», проверенные ответы. Они говорят, что выступают «против», на деле же остаются «за». Поэтому экспертные исследования могут предоставить более достоверные результаты.
шелушение головки полового члена. Это считается нормальным ответом кожи на снятие защитной крайней плоти. Корочки, возникающие в процессе заживления, можно обработать хлоргексидином;
От автора
Поэтому я предпочитаю использовать термин «лабиопластика» вместо резекции. Лабиопластика подразумевает коррекцию малых половых губ, тогда как резекция – это просто надрез. Прежде чем согласиться на операцию, важно визуализировать, как будет выглядеть интимная зона после вмешательства, а также обсудить эти детали с хирургом. Хирург, в свою очередь, обязан разъяснить возможные негативные последствия предстоящей процедуры и предложить подходящий объем вмешательства, уравновешивающий эстетические стремления и физиологические характеристики организма. Основной принцип — «Не навреди», который не должен быть нарушен.
PS: Если ваша цель – удалить лишь малые половые губы и капюшон клитора, обязательно обратитесь к врачу!
Автор: акушер-гинеколог, специалист в области интимной пластики, Иванов А.В.
Возможно, будут сильные боли. Не помню, кричала ли я, но все же мне хотелось как-то спрятаться, хотя физически меня уже не сдерживали. У меня было впечатление, что кровотечение пройдет, и все станет как прежде. Мне было очень жарко, настолько, что я не могла говорить несколько дней. Однако никаких серьезных осложнений не последовало.
Возможные осложнения
Хирургические вмешательства, связаны с обрезанием крайней плоти, могут вызвать несколько осложнений, таких как:
кровотечение. В первые 2-3 дня небольшие кровотечения могут считаться нормой. Для их остановки можно приложить стерильный бинт или салфетку к месту кровотечения на 5-10 минут;
нагноение. Это осложнение может возникнуть при недостаточном уходе за послеоперационным местом и требует вмешательства врача-уролога;
припухлость. Небольшая отечность может наблюдаться до 2-3 недель, однако увеличение отека с существенным болевым синдромом является тревожным знаком;
шелушение головки полового члена. Это норма для кожи, которая реагирует на отсутствие защиты от крайней плоти. Корочки, возникающие в процессе заживления, поддаются обработке антисептическими растворами, например, хлоргексидином;
уплотнение под крайней плотью. Это может означать наличие тромбированных сосудов, которые, как правило, рассасываются самостоятельно в течение месяца;
затрудненное мочеиспускание. Как правило, это вызывает психологический страх перед мочеиспусканием сразу после операции, который исчезает через 1-2 дня, однако при наличии болевых ощущений может свидетельствовать о воспалительном процессе.
Если перечисленные осложнения не исчезают в течение указанных периодов, пациенту следует обратиться за медицинской помощью.
Основные вопросы о частичном обрезании
1. Изменится ли размер полового члена после обрезания?
Нет, размер полового члена не изменится, хотя визуально, из-за отсутствия крайней плоти, половой член может восприниматься мужчиной (или его партнером) как увеличившийся или уменьшившийся.
2. Страдает ли половая жизнь после частичного обрезания?
В большинстве случаев — нет. Тем не менее, в первые 1-2 месяца мужчины могут замечать некоторый дискомфорт, что объясняется новизной ощущений во время полового акта при отсутствии крайней плоти. по мере привыкания эти ощущения становятся совершенно нормальными.
3. Существует ли миф о том, что при частичном обрезании требуется больше времени на привыкание к трению головки?
Это вопрос индивидуальной восприимчивости, но в целом адаптация может занять немного больше времени по сравнению с полным обрезанием. Это объясняется тем, что при неполном обрезании головка полового члена не открыта полностью, и трения подвергается только ее малая часть, что замедляет процесс привыкания.
4. Что лучше — полное или частичное обрезание?
По сравнению с полным обрезанием, неполное обрезание имеет ряд недостатков:
полное исчезновение баланопостита не гарантировано;
под головкой полового члена все равно может собираться смегма;
привыкание к трению головки полового члена подкожно может занять больше времени, чем полное обрезание.
Психологический комфорт мужчин, которые не готовы полностью избавиться от крайней плоти, считается частью преимущества неполного обрезания. В остальном значительных различий между полным и частичным обрезанием нет. Главное, чтобы операция решила проблему.
Увеличение, различие в размере малых половых губ, растяжение, изменение цвета и морщинистые края — все это последствия травм, которые могут быть исправлены лишь хирургическим путем — с помощью лабиопластики. Наши возможности и обширный опыт в выполнении подобных процедур помогут вам избавиться от этой проблемы и найти гармонию в интимной сфере.
Где и почему делают калечащие операции
По данным Фонда народонаселения ООН, калечащие операции на женских половых органах практикуются в 29 африканских странах (таких как Египет, Эфиопия, Гамбия, Гана, Кения, Либерия, Нигерия, Судан, Танзания, Уганда и других), а также среди определенных общин в Азии (например, в Индии, Индонезии, Малайзии, Пакистане и Шри-Ланке), на Ближнем Востоке (среди стран Оман, ОАЭ, Йемен, Ирак, Иран, Палестина и Израиль), в Южной Америке (например, в Колумбии, Эквадоре, Панаме и Перу), а также среди грузинских и русских общин. Эта практика также распространена в Европе, США, Новой Зеландии и Австралии среди иммигранток.
Наиболее распространены операции первого и второго типов. Около 10% всех жертв подвергаются операции третьего типа, т.е. «фараоновому обрезанию», которое встречается в Сомали, Джибути и северных районах Судана. Саида Сиражудинова, кандидат политических наук, юрист и президент Центра изучения современных глобальных и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие», отмечает, что на Кавказе большинство операций сводится к имитации обрезания (царапанию, надрезу и прочему), однако более жестокие формы практики также могут встречаться.
Точные причины возникновения этой практики неизвестны. Ни одна из религий непосредственно не поддерживает ее, но часто она объясняется культурными и религиозными традициями, особенно в контексте ислама. Следует уточнить, что операции по увечьям не следует связывать исключительно с религией, так как существуют и многие другие причины для их осуществления.
Юлия Антонова, юрист проекта «Справедливая инициатива» и один из авторов недавнего доклада, указывает на то, что в Дагестане эту практику осуществляют замкнутые сообщества, проживающие в горах и восточных районах республики. Они считают эту практику частью своей культурной идентичности и традиции, утверждая, что она не имеет никакого отношения к религии. Эти сообщества продолжают ее придерживаться, поскольку считают, что это важная часть их наследия и идентичности. Многие не прилагают усилий для отмены этой практики.
В некоторых случаях калечащие операции на женских половых органах связаны с убеждением о большей гигиеничности подобной практики. Существуют мнения, что такая процедура должна сделать женщину «менее темпераментной», снизить ее сексуальную активность, и тем самым защитить браки от измен. Поскольку при этом женщина не должна получать сексуальное удовольствие, её брачная верность предполагается как автоматически обеспеченная.
Эти операции часто выполняются старшими членами семьи или общины. Однако патриархальные традиции поддерживаются и женщинами. В большинстве случаев операции проводятся близкими родственниками девушек — матерями, тетями и бабушками. В некоторых странах эта процедура вошла в систему «медикализации» и осуществляется медицинскими работниками — врачами, медсестрами и акушерками. Это делает процедуру более безопасной и гигиеничной по сравнению с домашними методами, однако риски здоровья, как правило, все равно сохраняются, вне зависимости от места проведения операции.
Как с этим пытаются бороться
Проблема «женского обрезания» законодательно начала решаться относительно недавно, в 1980-х и 1990-х годах. В настоящее время в 25 африканских странах действует юридический запрет на эту практику (хотя, например, в Либерии он был введен только в этом году и лишь на один год), а также в различных странах Европы, Австралии, Канаде и США. С 1997 года Организация Объединенных Наций открыто осуждает калечащие операции на женских половых органах и настаивает на необходимости разработки соответствующей нормативно-правовой базы.
«Два года назад я была убежденной противницей вмешательства государства в этот вопрос. Сегодня я убеждена, что это неизбежное и желательное решение», — говорит о ситуации в Дагестане Светлана Анохина, главный редактор портала «Даптар». — С одной стороны, необходимо создавать систему, которая была бы уже разработана: взаимодействие с Министерством здравоохранения, распространение рекламных и информационных материалов в каждом родильном доме, гинекологическом кабинете и на уровне районных больниц. Также необходим более строгий контроль за действиями врачей, связанных с возможными случаями обрезания. С другой стороны, требуется больше сотрудничества с духовенством. Это очевидные калечащие практики, которые являются издевательством над детьми, которые не достигли совершеннолетия. Принятие решения вместо них — это уголовное преступление, о котором многие забывают.
Тем не менее, только законодательные меры недостаточны: процесс борьбы протекает подпольно. Юлия Антонова подчеркивает, что необходимо воздействие на ситуацию на государственном уровне. В докладе о ситуации на Северном Кавказе авторы приводят успешные международные стратегии. «Важно понимать, что если мы говорим о некоторых африканских или европейских странах с большим числом мигрантов, то борьба с этой практикой может длиться 30-40 лет. Мы просто не знаем, как это сделать», — добавляет она. Также Антонова отмечает, что многие правовые нормы долгое время оставались «мертвыми» — операции промолчаны, и пострадавшие отказываются давать показания против тех, кто инициировал вмешательство.
«Как ни странно, но в отношении проблемы практически ничего не изменилось. Даже те, кто столкнулся с этой проблемой в 2016 году, сейчас будто забыли о ней», — утверждает Светлана Анохина. — Например, я разместила в Facebook скриншот страницы одной из самых влиятельных мусульманских газет Дагестана «Нур-Ул Ислам», где напрямую написано, что это нужно делать, и это гарантирует множество благ, в том числе и нравственность. Этот пост удалили, но его аналог остался в ВКонтакте. Если мусульманская газета открыто призывает к обрезанию клитора у девушек, то понятно, что речь о прекращении этой практики не идет. Специалисты считают, что в первую очередь необходимо вести просветительскую работу, объясняющую ущерб здоровью, который может быть причинен даже «символьной» операции», — подчеркивает Юлия Антонова.
Саида Сиражудинова рассказывает, что в некоторых аварских районах, где традиционно практикуется обрезание, от него уже отказались. Это произошло под влиянием советской власти, политики атеизма и «освобождения горских женщин», а в других местах изменения свершились позже, около двадцати лет назад, благодаря возрождению религиозных традиций, когда имамы начали объяснять, что такие процедуры не нужны или даже вредны.
«Чтобы ситуация изменилась, необходимо повысить общий уровень и религиозную грамотность населения, — отмечает Саида Сиражудинова. — Очень важна позиция религиозных лидеров (шеихов, имамов, алимов) или организаций, формирующих религиозные авторитеты в своих областях. Но не менее важна позиция местных авторитетов (например, на уровне села или общины — джамаата), к которым люди могут обратиться напрямую с вопросами. В большинстве случаев именно имамы сел оказали содействие в том, чтобы искоренить подобные операции.