‘Я хорошо помню шубу из искусственного меха, которая имела двойные рукава. В моем гардеробе были два «броска» — это специальные теплые накидки, которые носили в холодное время, и была безразмерная зимняя куртка. Одна из них была с двумя большими номерами, а другая с четырьмя.’
«Они работали для народа» Советское прошлое превращается в мифы. Почему им не надо верить?
Вопрос восприятия Советского Союза остается актуальным и обсуждаемым. Существует мнение, что отношение к этому историческому образованию формируется на основе стереотипов, часто воспринимаемых людьми, которые никогда не жили в тот период истории. Мы наблюдаем, как на глазах у общества формируется огромный пласт исторической памяти, который постепенно насыщается различного рода противоречивыми легендами и мифами. С течением времени вера в эти мифы лишь укрепляется, в то время как объективное восприятие и скептицизм относительно этого исторического периода становятся менее заметными в общественной памяти. Сенсационные программы, такие как «Русские мифы» от Lenta.ru, с помощью социологов и историков стремятся анализировать наиболее широко распространенные стереотипы о Советском Союзе, отделяя правду от вымысла.
9 декабря 1991 года ничего необычного не произошло в повседневной жизни людей — они просто проснулись, оделись и отправились на работу. Не было ни массовых демонстраций, ни каких-либо беспорядков. Тем не менее, в этот день был подписан меморандум о создании Содружества Независимых Государств в Беловежской пуще, что стало решающим шагом к прекращению существования Союза Советских Социалистических Республик. Согласно этому историческому документу, СССР прекратил свое существование как субъект международного права и как значимая геополитическая реальность.
Несмотря на отсутствие у людей явных эмоций по поводу распада огромного государства, реальность тех времен была такова, что оно не могло продолжать существовать в условиях, в которых находилось в 1991 году.
Скоро, однако, пришло разочарование. Суровые экономические реалии 1990-х годов заставили население бывших советских республик соскучиться по тем временам, когда существовала стабильность, даже несмотря на застой тех лет.
Согласно опросам социологов, 75% россиян считают советский период своей страны лучшим в истории, и большинство из них уверено, что именно в те годы они ощущали «стабильность и уверенность в завтрашнем дне». Однако, как подчеркивает Дмитрий Бандовский, руководитель Фонда ИСЭПИ, информация, которую люди получали в советский период, часто трансформировалась в бытующие мифы о великих людях и величии самой страны. Истинная картина повседневной жизни постепенно заменилась определенным набором образов, вкоренившихся в сознании многих.
Важно понимать, что советская эпоха не воспринималась однозначно. Для граждан она была не только периодом угнетения, но и временем, когда они радовались жизни, работали, влюблялись, и создавали семьи, несмотря на существующие репрессии и трудности последних лет советской власти. Постепенно участники событий воссоздают картину своей жизни уже из результатов своих скорей негативных или позитивных переживаний.
За время, прошедшее с распада Союза, историческое прошлое часто окрашивается положительно или отрицательно в зависимости от расстояния до тех событий. Чтобы осмыслить прожитые годы, людям необходимо время, и именно на этом основании формируется устойчивый образ. В наше время современному человеку легко воспринимать советское государство через стереотипы, как свои личные ощущения, так и те, что он перенял от старшего поколения.
Исследование, проведенное Лента.ру, анализирует популярные мифы о советской жизни и совместно с экспертами выявляет, насколько они соответствуют действительности.
Миф первый: социализм не дал миру ничего хорошего
Октябрьская социалистическая революция произвела колоссальное воздействие на весь мир, как и создание первого в истории социалистического государства, возникшего на развалинах Российской империи. Западные страны, оказавшиеся под влиянием советского опыта, вынуждены были внедрять социальные инновации. Социальные реформы, такие как бесплатное здравоохранение и образование, стали результатом этого влияния. «Именно социализм запустил этот процесс – мечту о социальной справедливости», – считает Гавриил Попов, кандидат финансовых наук.
Массовое внедрение социальных программ в странах Европы произошло лишь после Второй мировой войны. По словам Андрея Фастова, кандидата исторических наук Центра российских исследований МГУ, многие правые партии в Европе совершили эти шаги практически непреднамеренно, попав в непростое положение. В конечном итоге, победа над фашизмом, состоявшаяся благодаря левым и леворадикальным политическим силам, обусловила необходимость действий со стороны западной элиты в 1950-х годах, когда влияние коммунистов в странах Западной Европы стало значительным.
Историки подчеркивают, что именно Советский Союз стал первым и единственным государством, которое попыталось решить «вопрос социальной справедливости». Однако эта идеологическая и социальная ориентация постепенно утратила свою значимость на протяжении времени. Наиболее заметное разрушение таких идеалов произошло в 1970-х и 1980-х годах. «Идеально устроенное государство, основанное на традициях многих поколений советского народа, за эти десятилетия активно отстранялось от непосредственно взаимодействия с политикой», – сообщает доктор исторических наук Светлана Никонова.
По мнению Андрея Фурсова, процесс эрозии идей социальной справедливости развивался на разных этапах. В декабре 1917 года было принято решение о том, что высшие эшелоны победившего режима будут получать значительно больше продовольствия и жить в более сладких условиях, чем массы. Этот процесс получил дальнейшее развитие в конце 1930-х годов с утверждением партии на 18-м съезде Коммунистической партии. Также существовало сосредоточение на «правильном, здоровом питании» как одном из аспектов этого процесса.
Следующая его ступень наступила в середине 1950-х годов, когда номенклатура приобрела схематический упорядоченный вид и начали разрушаться элементы «подсистемы террора» после смерти Сталина. Это, как указывают историки, проходило параллельно с интеграцией страны в мировой рынок и отказом от внедрения светских рыночных механизмов.
Миф второй: в СССР было плохо с продовольственным обеспечением
Что касается продуктов питания в советы, мнения разделяются. Некоторые вспоминают об идеальном мороженом и качественных сосисках, которые стоили всего два рубля, в то время как другие жалуются на их доступность и низкое качество.
Специалист, работавший в Институте социологии РАН, рассказывает о схожей ситуации в разных регионах страны: «Побывав во всех уголках, я заметил, что распределение продовольствия шло через НПО. Несмотря на недостаток магазинов, холодильники большинства людей были полны». Он добавляет, что проблемы предложения были временны и во многом искусственно созданы. «Люди просто высказывали недовольство, что продукты лучше – это огромные запасы за границей». Вместе с тем он делится воспоминаниями о поездках в Польшу и Чехословакию, когда они возвращались на родину с советскими продуктами.
Андрей Возьмитель, кандидат социальных наук и директор отдела комплексных исследований образа жизни Института социологии РАН, также считает, что качество еды в СССР было выше, чем сейчас. «Мы имели молоко, сметану и сосиски. Да, было много людей, которые шли за покупками после десяти часов утра, когда всё уже заканчивалось». Однако Возьмитель отмечает, что ни один историк не рассматривает это как серьезную проблему.
Тем не менее, Добавляет Возьмитель, что это не длилось до самого распада СССР. «После Олимпиады 1980 года качество продуктов начало падать, и они стали исчезать с прилавков», – говорит он, подчеркивая, что это был совершенно другой период.
Историк Василий Цветков также добавляет, что в то время основной проблемой стало строительство большого, доступного и экологически чистого жилья. Так, пятиэтажные дома хрущевского типа стали таким жильем, отвечая требованиям быстрого размещения населения, что должно было упростить адаптацию целинников.
Я родилась женщиной в Советском Союзе
Сегодня, несмотря на то что этого государства не существует уже 28 лет, его влияние продолжает жить в сердцах и умах людей. Как гласит народная пословица, «все мы родом из детства», и миллионы из нас выросли в советский период. На сегодняшний день таких людей насчитывается 96 миллионов.
Современные размышления о трудностях нашей жизни часто контрастируют с воспоминаниями о мире, безопасности и благополучии, характерном для советских времен, когда, как утверждают некоторые, у всех все было, и люди проявляли доброту. Часто представляют идеализированную картину: «Мы были великой державой, выигрывали войны, развивали промышленность, добивались внеземных успехов и получали возможность трудиться и отдыхать. У нас было всё — и хорошая, здоровая пища, и теплый приём для пионеров». Но задается резонный вопрос: как же обстояли дела с покупками и доступом к необходимым товарам?
На этот вопрос можно ответить, обратившись к советским изданиям. Журналы, такие как «Наука и жизнь» 1970-х годов, полны полезных советов о том, как сделать что-то самостоятельно, что невозможно было найти в магазинах; как продлить срок службы вещей, как ремонтировать сломанные предметы. К примеру, там описано, как пропитать ткани клеем, чтобы они служили дольше, или делать фоторамки из подручных материалов.
Существовали популярные журналы, такие как «Работница» (тираж 13 миллионов экземпляров в 1979 году и 23 миллиона в 1990 году) и «Крестьянка» (тираж 6 миллионов в 1970 году, 19 миллионов в 1988 году), которые обеспечивали значительный контакт читателей с печатной продукцией. Часто они были переданы из рук в руки, дополняясь самодельными советами, рецептами и вырезками.
Согласно отчету, «Работница» в 1979 году сообщила, что советская промышленность недопроизвела 21 миллион пар детской обуви. Сменная обувь для студентов в то время была в дефиците, а кроссовки и сандалии для девочек были практически не найдены. В 1979 году в СССР насчитывалось 42 миллиона семей с детьми до 18 лет, и нехватка подходящей обуви ощущалась остро.
Но это касалось не только детей. В статьях также были своеобразные отзывы о некачественной производимой одежде. Например, говорилось о том, что подошвы обуви отваливаются после всего лишь нескольких дней носки, а футболки выглядели как наволочки сразу после первой стирки. В других материалах поднимались вопросы нехватки предметов первой необходимости, таких как прищепки и другие мелочи.
В отличие от исследователей давно ушедшей эпохи, у нас есть возможность общаться с живыми свидетелями тех времён. И если вы хотите узнать, как на самом деле жилось простой женщине в Советском Союзе, стоит обратиться к дамам. Большая часть забот о покупке одежды и предметов первой необходимости легла именно на их плечи. То, что в космос полетели наши спутники, – это впечатляет, но какой хлеб ты сегодня собираешься есть? Ракетостроение не может заменить зимнюю обувь. Гордость перед обществом не стирки белья за собой.
Мы решили обратиться к своим друзьям в Facebook (платформа, признанная экстремистской и запрещенная в Российской Федерации) и попросили их поделиться воспоминаниями. Как оказалось, женщины в возрасте от 30 до 50 лет с удовольствием воспоминали о тех временах.
Главное слово — «достать»
‘Обувь нужного размера почти никогда не продавалась. В детстве, особенно до школьного возраста, у меня были маленькие ступни, и когда я пошла в школу, мне в магазине предлагали лишь мягкие туфли из кроличьего меха. Моя мама сделала чудо и подарила мне туфли. Позже она смогла найти пару настоящих кроссовок, чтобы мне было удобно ходить. Но, несмотря на все усилия, мне не удавалось найти летние сандалии.’
‘Я родилась в 1977 году в Санкт-Петербурге, довольно успешном городе. При этом я помню, как мои родители стыдили соседского дядю Васю, который работал в продуктовом магазине рядом с нашим домом. На рынке действительно предлагали много всего, но дядя Вася мог «достать» качественное мясо, хотя сам всегда выглядел пьяным и грязным. Я до сих пор не переношу это выражение — «достать».’
‘Летом 1988 года мне было восемь лет. Я помню одну единственную пару зеленых сандалий, которые не подходили к большинству моей одежды. Как бы то ни было, я носила их и даже не жаловалась. В свои зимние сапоги я могла говорить, что ноги сразу становились мокрыми, когда я топала по снегу. В школе у большинства детей не было обуви. Поэтому в течение полдня мне приходилось ходить с мокрыми ногами.’
‘Я хорошо помню, как носила колготки из ткани: после того, как мне приходилось постоянно их подтягивать и переодевать’. Я обычно пыталась высушить пальцы и пятки, как умела. Это правда, что шитье прекрасно развивает мелкую моторику. В начальной школе.’
‘В магазине были необычные игрушки, например, толстые ежики, приклеенные спичками и красиво оформленные. Я до сих пор помню тех ежиков.’
‘Моя мама как-то приобрела трусы в Москве для себя, бабушки, тетушек и сестер. Когда она стояла в очереди, все расхватали, и остался лишь 54 размер. Я несколько бы росла — сочетаем в себе 54 на всё, лучше так, чем ничего. «Нацепить резинки — не вопрос».’
‘Уфа, 1980 год, в магазине – Нинаилия, Шаритон, Ульяна и Ярослав, однако существовали и рынки. На них доступно всё, но с одним нюансом: один килограмм мяса стоил около семи рублей. Моя мама, молодая специалистка, имеющая зарплату чуть больше 100 рублей, могла купить только 15 кг мяса наедине с холодильником. Не хватало денег на продукты, овощи, лекарства, одежду и автобусные билеты для нормального существования. Это было не дорого, но на тот момент соответствовало состоянию счастья.»
‘Я помню шубу из искусственного меха с двойными рукавами. В том гардеробе было два «броска» и безразмерная зимняя куртка, одна из которых была в размере два больших номера, другая с четырьмя.’
‘Полтора часа в очереди за хлебом. Я также ждала два часа, чтобы получить мясо, которое «выбрали». Мои родители купили овсяные хлопья в коробке. Водка распределялась по талонам. Они притаскивали меня, пятилетнего малыша, в подвале.’
‘Подруга моего мамы заметила, что она хотела купить туфли 41 размера, однако продавщица «достала» ей 40. Она потратила все свои деньги и долго ходила по улицам на узких ногах, потому что другой обуви у нее не было.’
‘Помню лампу, под которую сшивались колготки.’
В нашей группе в детском саду была девочка, дочь матери-одиночки, которая работала уборщицей всю жизнь. У нее не было колготок, её ноги были обмотаны резиночками, чтобы всё не спадало.’
‘В магазинах были труднодоступны качественные продукты: тощие синие куры, которые, казалось, умирали от голода, колбасные сыры и плавленый сыр «Дружба», молоко и сметана, которые были временно неподходящими. Сплошной удачей было то, что сметана все еще была доступна. Кулинарное масло ужасно пахло при жарке, а макароны были состояли из жира и старой обуви, по всей видимости, на вкус — не подлежали даже критике.
«Продуктовый туризм»
Отгадайте советскую загадку: «Длинный, зеленый, с желтыми полосками, пахнет колбасой». Не буду утомлять вас, это поезд. Условия жизни были такими, что жителям нашей страны приходилось прибегать к так называемому «внутреннему пищевому туризму» с горьким цинизмом.
‘Мы ездили в Москву и везли оттуда колбасу, сосиски (в нашем городе не продавали колбасы никогда), апельсины, вкусные вафли, а также майонез. Поездка на поезде длилась менее пяти часов.’
‘Моя мама часто выезжала в командировки в Москву. Она оттуда привозила всё. Я несла эти тяжелые сумки и, уставшая, валялась на полу, плача. Эта сильная женщина. ‘
‘Папа уехал в командировку в Томь и пропил все запасы (сыр, колбасы, масло и всё, что смогла найти), но ничего не купил.’
‘Если мы куда-то отправлялись (в командировку, к родственникам или на отдых), всегда брали еду с собой. ‘
‘Маме позволили съездить в Москву (однозначно сумма в 100 км на поезде, один день) за продуктами и обувью. Позже она устроилась работать в универмаг, чтобы облегчить процесс поиска продуктов.’
‘Мама и папа ездили в Москву в 1988 году и привезли восемь чемоданов со всякой всячиной. В основном это были еда. В тот год на Урале не было ничего к продаже. Мы просыпались рано, как только понимали, что смогли купить зелёные бананы — ждали их дозревания. Я ждал, ждал и ждал.’
‘В 9 классе мы с классом поехали в Таллинн. Мы, 13-летние девочки, точно знали, что нам нужно найти сыр. И еда там была восхитительная!’
‘Я – 33-летняя женщина, пережившая все трудности того времени.’