Из найденных писем можно сделать вывод о том, что мальчик появился на свет в цыганском вагоне, расположенном на окраинах Лондона. Следует отметить, что у него имеется цыганское происхождение, однако данный генетический факт не был подтвержден специальными исследованиями.
Чарли Чаплин
Чарльз Спенсер Чаплин (16 апреля 1889 — 25 декабря 1977) — выдающийся английский актёр, сценарист, композитор и режиссёр, который считается одним из величайших мастеров киноискусства. Он создал знаменитого персонажа Бродягу, который стал символом немого кино. Его старший брат, Сидни Чаплин, также был известным актёром. За свою карьеру Чаплин дважды удостоился премии Американской киноакадемии в 1929 и 1972 годах.
Чарли Чаплин появился на свет в Лондоне 16 апреля 1889 года в семье артистов мюзик-холла. Его родители, Чарльз Спенсер Чаплин и старшая Ханна Чаплин (которую сыграла Лили Гурли), были не только артистами, но и выдающимися исполнителями своих жанров. Его мать занималась пением и танцами в различных постановках, в том числе в популярных опереттах, таких как те, что создали Гилберт и Салливан. Отец, обладая баритональным голосом, в середине 1980-х годов пользовался популярностью в Лондонском музыкальном центре. Он гастролировал по Европе и выступал в Нью-Йорке, исполняя как традиционные, так и собственные песни. Однако его карьеру трагически прервала потеря голоса, что привело к алкоголизму и, в конечном итоге, к смерти в 1901 году.
После смерти отца, Ханна Чаплин столкнулась с тяжелыми испытаниями и вскоре потеряла рассудок. В 1896 году, в результате ухудшения ее психического состояния, братья Сид и Чарли, вместе с матерью, оказались в бедном доме в Ламбете, где их отправили в школу для сирот. Оба сына должны были самостоятельно зарабатывать на жизнь, что значительно осложняло их детство.
Чарли впервые вышел на сцену в 1894 году, заменив свою мать в одном из мюзик-холлов. В конце 1898 года он стал частью детской танцевальной группы «Восемь ланкаширских мальчиков». Интересно, что впоследствии критики сравнивали фильмы Чаплина с кинобалетами, что подчеркивало его театральные корни. В рождественскую ночь 1900 года «Ланкаширские мальчики» участвовали в пантомиме «Золушка», где Чарли в своем костюме кошки сумел вызвать первый смех у зрителей. Весной 1901 года он оставил группу, и вскоре после этого, 9 мая 1901 года, его отец скончался.
В дальнейшие годы Чарли работал на низких должностях, таких как помощник печатника и работник газеты, но, будучи молодым, редко задерживался на одном месте. В 1903 году, в возрасте 14 лет, он нашел постоянную работу в театре, исполняя роль Глама Билли в спектакле «Шерлок Холмс». На тот момент он практически не умел читать и беспокоился о том, как справиться с текстом на сцене. Эта роль стала важным этапом в его карьере, так как она помогла ему узнать о возможностях своего старшего брата, Сидни.
Также, в течение нескольких лет Чарли выступал в концертах. С 16 лет он активно играл на скрипке до 16 часов в день, обучаясь у театральных наставников и друзей. Его усердие и рост как артиста привели к тому, что 21 февраля 1908 года он был принят в театральную труппу Фреда Карноса, где создавал комедийные скетчи и пантомимы для музыкальных залов, быстро становясь одним из лучших артистов в постановках.
В период гастролей в США с труппой Карно с сентября 1910 года по июнь 1912 года, Чарли вновь вернулся в Лондон на пять месяцев, прежде чем окончательно обосноваться в США 2 октября 1912 года. Удача улыбнулась ему, когда на одном из представлений его заметил кинопродюсер Мак Сеннетт, который, впечатленный талантами Чаплина, пригласил его работать в студию Keystone. 23 сентября 1913 года Чаплин подписал контракт с этой киностудией, получая 150 долларов в неделю.
Образ Бродяги
Персонажи, напоминающие бродяг, впервые появились в фильме «Чрезвычайные обстоятельства Мэйбл». Однако некоторым критикам приписывают те же корни к фильму «Детские гонки на машинах», который вышел на экран всего за неделю раньше.
Чарли культово представлял Бродягу, облаченного в излишне большие брюки, узкий пиджак, невзрачную шляпу и огромные ботинки, а также с тростью в руке. В то время его молодость и незрелый внешний вид заставили его отрастить характерные усики, которые подчеркивали его выражение лица и не скрывали эмоции, что имело огромное значение в немом кино. Изначально, когда Чаплин впервые появился на экране, его усы были намного более выразительными.
В своей автобиографии Чаплин описывал своего персонажа следующим образом:
… Он обладает большой гибкостью — он одновременно может быть и ослом, и джентльменом, и поэтом, и мечтателем, но в целом это одинокое существо, которое стремится к прекрасной любви и приключениям. Он желает, чтобы зритель поверил в его многообразные образы — ученого, музыканта, герцога или прыгуна с шестом. В то же время он способен подбирать окурки с тротуара или принимать конфеты от малышей. И, конечно, если на то будут соответствующие обстоятельства, он может и дать женщине пинка под зад — но исключительно из-за всплеска ярости.
Чаплин стремился уйти от традиционного жанра «комедии пощечин», который был распространён в то время. В фильме «Ями финанс» он показал, как жестокость жизни серьезно затрагивает моральные аспекты, когда его герой говорит о необходимости обеспечить своих многочисленных детей. Чаплин заметил, как зрители на съемочной площадке вытирали слезы, что дало ему понять, что его образ становится не только комедийным, но и лирическим.
Бродяга вскоре стал одним из самых популярных персонажей в массовой культуре XX века. Его образ лёг в основу многих позже созданных персонажей, среди которых можно выделить Раджа Капура, классического советского клоуна — карандаша, и множество других комиков с различных сцен.
Последователи
Несмотря на то, что немое кино постепенно уступило место звуковым фильмам, уникальные актёрские и режиссёрские приёмы Чаплина оказали заметное влияние на множество комиков. Это влияние в полной мере проявилось в творчестве французского актёра и режиссёра Жака Тати, который с успехом применял техники немого кино в своих работах, таких как «Каникулы Хуло».
Гонконгский актёр и мастер боевых искусств Джеки Чан также рассматривается как поклонник Чаплина, активно используя сложные физические приёмы для создания комических эффектов в своих фильмах.
В 1972 году Чарли Чаплин посетил США и получил временную визу, чтобы присутствовать на церемонии вручения «Оскара» за его неоценимый вклад в развитие киноиндустрии. Зрители восторженно встречали великого комика, хотя его выступление длилось всего 12 минут. В 1975 году королева Великобритании Елизавета II удостоила Чаплина ордена Британской империи.
Фильмы
В 1908 году, в возрасте 19 лет, Чарли Чаплин был нанят театром Фреда Карноса для создания пантомим и скетчей для британских мюзик-холлов. Вскоре он стал ключевым актёром в большинстве спектаклей. Два года спустя труппа Карно отправилась на гастроли в США, и в тот момент именно Чаплин решил остаться в Америке.
На съемочной площадке Чарли Чаплина.
Одним из ключевых моментов в его карьере стало наблюдение за его выступлением со стороны Мака Сеннетта, который был впечатлён игрой Чаплина и пригласил его работать в своей студии. В сентябре 1913 года у Чарли Чаплина состоялся контракт с компанией Keystone, согласно которому ему обещали выплату 150 долларов в неделю.
Сначала картины с Чаплином не пользовались большой популярностью, и Сеннетт рассматривал возможность разорвать контракт из-за рисков, связанных с работой с ним. Однако вскоре Чаплин стал неотъемлемой частью успеха, а зрителям понравились его образы, когда он привнёс человеческие и лирические черты в комедийный жанр.
В 1914 году Чаплин, наконец, создал свой незабываемый образ: широкие брюки, узкий пиджак, маленькая шляпа, огромные ботинки, которые не подходили ему по размеру, и характерные усики. Так зародился образ маленького негодяя, который быстро завоевал популярность.
Чарли Чаплин в роли маленького негодяя.
Чарли дебютировал как режиссёр и сценарист в своем фильме «Пойманный под дождем», который вышел в 1914 году, продемонстрировав свои таланты не только в актерстве, но и в постановке. По сравнению с студией Keystone, с которой он ушел, киностудия Essanay выплачивала артистам гораздо больше — 1 250 долларов в неделю и 10 000 долларов за контракт.
В 1916-17 годах Чарли продолжал работать на более привлекательных условиях на студии Mutual Film, где его гонорар возрос до 10 000 долларов в неделю с серией контрактов на 150 000 долларов. Тогда же, в 1917 году, он подписал контракт с первой национальной студией на сумму 1 миллион долларов, став, таким образом, одним из самых дорогих артистов своего времени.
В 1919 году Чарли основал свою собственную студию — United Artists. На этой студии он работал до начала 1950-х годов, но в конечном итоге вынужден был покинуть США. Некоторые из его самых известных фильмов, созданных для United Artists, охватывают такие ленты, как «Парижанка», «Золотая лихорадка», «Огни большого города» и «Новые времена».
Фильм «Парижанка» не был тепло принят зрителями, так как в нём Чаплин появился лишь в эпизодической роли. Привычка зрителей видеть его в образе маленького негодяя оказалась сильнее.
Гонения
Чарли Чаплин дебютировал в звуковом кино в 1940-х годах, в своем антитеологическом фильме «Великий диктатор». Это была также последняя лента, где Чаплин предстал в амплуа комического героя. Выход фильма привел к началу гонений на него: его обвиняли в антиамериканской и коммунистической деятельности. Эдгар Гувер, тогдашний глава ФБР в Соединённых Штатах, активизировал дебаты о Чаплине, начавшиеся еще в 1930 году, и собирал компрометирующие факты о его жизни.
Чарли Чаплин в «Великом диктаторе».
Пик гонений пришёлся на 1940-е годы, когда Чаплин выпустил фильм «Месье Верду», который оказался под запретом из-за давления со стороны цензуры. Артист подвергался постоянным нападкам: его обвиняли в нелояльности к стране, в которой он жил (поскольку он не стал американским гражданином), а также в скрытом коммунизме и еврействе. Его личная жизнь была предметом пристального внимания, и многие пытались его дискредитировать. Тем не менее, «Месье Верду» стал номинантом на премию «Оскар» за лучший сценарий.
Оскар и Чарли Чаплин.
В 1952 году ему на время запретили возвращаться в Соединённые Штаты, в итоге Чарли отправился в Лондон на премьеру своего фильма «La Fram de Or». Гувер добился того, чтобы Чаплину была запрещена возможность вернуться в страну. Позже Чарли Чаплин поселился в швейцарском городе Веве. Осознавая, что ему может быть запрещено вести дела в США, он оставил все свои активы на имя жены, которая позже продала их, чтобы переехать с детьми в Швейцарию.
Последние годы и смерть
В Швейцарии Чарли продолжал работать над новыми проектами. Он написал музыку для некоторых своих более спокойных фильмов, таких как «Золотая лихорадка». В 1948 году он создал рассказ «Лампа», на основе которого был снят одноименный фильм. В 1954 году Чаплин был удостоен Международной премии мира. В 1957 году выходил его фильм «Король Нью-Йорка», где он исполнил одну из главных ролей.
Чарли Чаплин в старости.
Семь лет спустя после появления на экранах фильма «Король Нью-Йорка», Чаплин опубликовал мемуары. В 1992 году зрители увидели биографическую ленту о Чаплине с одноимённым названием. Его последний фильм «Графиня Гонконга» был снят в 1967 году. В 1972 году у него была предоставлена временная виза для участия в церемонии вручения премии «Оскар», на которой он вновь был удостоен своей второй статуэтки. Три года спустя королева Великобритании Елизавета II посвятила его в рыцари.
Могила Чарли Чаплина.
Чарли Чаплин ушёл из жизни 25 декабря 1977 года. Он скончался во сне, и его похоронили на кладбище в Веве. Однако в марте 1978 года, после кражи праха с целью получения выкупа, его останки были повторно захоронены в другом месте, чтобы предотвратить повторные попытки кражи.
Даже будучи финансово обеспеченным, Чаплин продолжал вести скромный образ жизни, проживая в простой гостинице. В 1921 году он получил награду от французского правительства за выдающиеся достижения в области режиссуры, а в 1952 году стал рыцарем Почётного легиона.
Начало карьеры
Чарли Чаплин начал свою актёрскую карьеру в возрасте девяти лет, выступая с комедийной труппой. В двенадцать лет он получил свою первую главную роль в театральной постановке, сыграв персонажа по имени «Билл», а также принимал участие в различных адаптациях «Шерлока Холмса», написанных Уильямом Джиллеттом.
В возрасте восемнадцати лет Чарли работал комиком в разговорной группе Фреда Карнона и в 1910 году путешествовал по США, получив популярность среди американского зрителя. Для того чтобы заработать на жизнь, будущему актёру предложили сняться в комедии «Комедия младшего возраста».
Молодость Чарли привела его в Калифорнию, где он подписал контракт с компанией Keystone Film, обеспечившей ему стабильный доход в 150 долларов в неделю.
Поскольку Сеннетту требовалось, чтобы его образ выглядел выразительно и запоминаемо, Чаплин ввел уникальный стиль, включающий безразмерный пиджак, широкие брюки, большие обувь и трость как универсальный реквизит. Так появился легендарный персонаж Чарли — маленький бродяга, и его фильмы начали приносить огромную прибыль.
Эти годы были наиболее продуктивными в карьере актёра: он снялся в 35 фильмах, в большинстве из которых он выступал в роли маленького бродяги. Также Чаплин снялся более чем в 30 короткометражках. Высокая скорость и стремительность продюсера Сеннетта мешали его личным интересам, и после завершения контракта в 1915 году он подписал более благоприятное соглашение с Эссаной на сумму 1200 долларов.
Фильмография и обретение независимости
В следующем, 1916 году, Чарли достиг ещё большей популярности и подписал контракт с кинокомпанией Mutual Film Corporation на сумму 10 000 долларов, снявшись первоначально в 12 комедиях, которые характеризовались более глубоким юмором. Среди них можно выделить:
- «Пожарный»;
- «Бродяга»;
- «Граф»;
- «Ломбард»;
- «За экраном»;
- «Каток»;
- «Лёгкая улица»;
- «Лекарство»;
- «Иммигрант»;
- «Авантюрист».
В 1918 году Чарли, совместно с Дугласом Фэрбенксом, Мэри Пикфорд и режиссёром Д. Гриффитом, основал свою собственную студию и подписал контракт на миллион долларов с National Pictures.
Он принес в кинематограф такие шедевры немого кино, как:
- «Собачья жизнь» — фильм о судьбе брошенных на улицу;
- «Плечо» — трогательная интерпретация Первой мировой войны;
- «Малыш» — проникновенная история о жизни в трущобах.
В сентябре 1921 года Чаплин понял, что ему необходимо сделать перерыв от киноиндустрии и после длительного отпуска вернулся в Голливуд, чтобы работать снова в студии United Artists.
Чарли снял девять полнометражных фильмов, среди которых:
- «Малыш» (1921);
- «Великий диктатор» (1940);
- «Король в Нью-Йорке» (1957);
- «Парижская женщина» (1923);
- «Золотая лихорадка» (1925);
- «Современные времена» (1936);
- «Цирк» (1928);
- «Городские огни» (1931);
- «Месье Верду» (1947);
Практически все эти фильмы впоследствии получили бестселлерный статус и с течением времени обзавелись огромной известностью. Они отображали оптимистичную перспективу, показывая жизнь маленького бродяги, полного прежних потрясений, но с неугасимой надеждой и силой человеческого духа.
Городские огни и Великий диктатор
В 1931 году Чарли Чаплин вернулся с выдающимся фильмом «Городские огни», в котором рассказывается о глубоких взаимоотношениях между бедным бродягой и слепым цветоводом. Множество критиков восприняли этот фильм как одну из лучших работ Чаплина.
Это трогательная история о том, как бродяга влюбляется в слепую цветочницу и клянется вернуть ей зрение. Единственным «звуковым» элементом ленты становится музыкальное сопровождение, созданное самим Чаплином. Работа над «Городскими огнями» длилась целых два года и восемь месяцев.
Хотя в то время развивалось звуковое кино, Чаплин столкнулся с трудностями, ведь его персонаж был достаточно символичным и понятным на всех языках. Он не стал использовать звуковые эффекты и выпустил «Огни города» в качестве немого фильма, что стало настоящей сенсацией. Премьера данного фильма запомнится историей кино.
На премьеру в Лос-Анджелес был приглашен Альберт Эйнштейн, а Бернард Шоу присутствовал на показе в Лондоне.
Фильм «Великий диктатор» (1940) стал первой попыткой Чаплина создать политическую сатиру, и он также был его первым звуковым фильмом. В этом антикриминальном фильме артисты выступили в двойных ролях: Чаплин — как еврейский парикмахер, потерявший память, и как диктатор Томатии (который символически отображал Германию). Премьера фильма получила огромный коммерческий успех и завоевала «Оскар» в категории Лучший актёр в 1941 году.