Лайма Вайкуле представляет собой хорошо известную латвийскую певицу, которая в настоящее время завоевывает сердца своих поклонников не только в Латвии, но и во многих уголках мира. Это впечатляющая личность, которая прошла через множество трудностей на своём жизненном пути и уверенно движется к вершинам музыкального Олимпа, вдохновляя других своим примером.
Биография Лаймы Вайкуле
Лайма Станиславовна Вайкуле (родилась 31 марта 1954 года) является не только латвийской певицей, но и актрисой. Она была удостоена Ордена Дружбы народов России в 2011 году за свой значимый вклад в развитие культурных отношений между Россией и Латвией.
Лайма Вайкуле появилась на свет в небольшом городке Тесисе, который в то время входил в состав Советского Союза, а именно в Латвийской ССР. В её семье был простой, но дружный быт: отец, Станислав, работал на заводе, и мать, Янина, трудилась продавщицей в магазине. Вероятно, именно бабушка Лаймы, которая пела в церковном хоре, оказала на неё наибольшее влияние, привив ей любовь к музыке.
В семье Лаймы был ещё брат, сестра и невестка, что обуславливало тепло и заботу, окружавшие девочку с раннего детства. С трёх лет, когда семья переехала в Ригу, её мать начала работать менеджером в крупном магазине, что значительно улучшило материальное положение семьи.
С ранних лет Лайма проявляла свои музыкальные способности. Замечая её талант, бабушка часто поощряла её пение. Девочка даже в детском саду не могла уснуть и вместо этого напевала мелодии, когда другие отдыхали. Кроме того, Лайма постоянно демонстрировала свой вокал перед друзьями и знакомыми, когда они приходили в гости к её родителям.
Большую часть своего детства девочка проводила во дворе, играя с мальчишками, тогда как её старшая сестра Яна предпочитала проводить время с девочками и играть в куклы. Эта активная сторона жизни Лаймы позволила ей развить умение взаимодействовать и договариваться с товарищами по играм.
Несмотря на свою популярность среди сверстников как самой младшей в семье, Лайма обладала сильным и независимым характером. В возрасте всего пяти лет, если что-то не нравилось ей, она смело собирала вещи и «уходила» из дома, хотя на самом деле пряталась недалеко. Это было её способом показать, что у неё есть собственное мнение и желания.
Учёба
Когда Лайма пошла в начальную школу, её учительница заметила талант девочки к музыке и порекомендовала родителям приобрести пианино. Несмотря на это, семья не могла позволить себе купить музыкальный инструмент, так как в однокомнатной квартире просто не хватало места. Но даже отсутствие пианино не остановило Лайму — любовь к музыке продолжала расти.
Все предметы в школе давались ей легко, и в её дневнике долго не было оценок ниже «пятёрки», пока интерес к творчеству не начал отвлекать её от учёбы.
Подростком, Лайма мечтала стать хирургом. Она считала, что эта профессия может приносить реальную пользу людям. Учитывая, что её мать часто болела, у девочки развилась сильная мотивация помочь своей семье, и желание лечить людей активно присутствовало в её мыслях. Лайма увлекалась медицинскими науками и мечтала о поступлении в медицинский институт, но опасалась жесточайшего конкурса, поэтому выбрала старшую школу.
Позже Лайма начала работать в машине скорой помощи и посещала театральный клуб, но, несмотря на растущее увлечение медициной, музыка оказалась сильнее. Пение постепенно стало захватывать её мечты, и много лет спустя Лайма заметила, что на самом деле почти не жалеет о том, что не стала врачом — ей был предначерчен другой путь.
Начало творческого пути
В возрасте 12 лет Лайма впервые вышла на сцену — она приняла участие в конкурсе молодых исполнителей, организованном на фабрике RigaVEFFactory в Доме культуры. Участие в этом конкурсе принесло ей диплом, что стало важным шагом на пути к музыкальной карьере. После этого её пригласили петь в биг-бенде, что открыло новые горизонты и дало возможность развиваться как артистке.
Работая с группой, Лайма начала брать уроки музыки и вокала у талантливого маэстро Заходника, который также занимался подготовкой вокалистов для Раймонда Паулса. Заходник заметил, что Вайкуле — его любимая ученица, и поэтому решил показать её музыкальным продюсерам, что в результате привело к отбору и её выступлению в оркестре Рижского радио и телевидения под руководством Паулса. Это произошло, когда Лайме было всего 15 лет.
С 18 лет она начала регулярно выступать в ресторанах, а в 1979 году стала солисткой возглавляемого ей юрмальского шоу «Жемчужина моря». В этом проекте Лайма не только пела, но и принимала активное участие в создании танцевальных номеров, отборе музыки и дизайне сценических костюмов. Шоу в тот год заняло лидирующие позиции по красочности на Балтийском море и быстро завоевывало популярность у зрителей.
В 1984 году девушка уехала в Москву, чтобы учиться в ГИТИСе на режиссёрском факультете. В это время она продолжала выступать с вокально-духовой группой, исполняя как эстрадные песни на русском и латышском языках, так и композиций из западного репертуара. Известный поэт Илья Резник заметил начинающую певицу и предложил ей сотрудничество в записи «Ночного костра песен». Эти песни стали частыми гостями на радио и вошли в финал популярного конкурса «Песня-86».
В середине 1990-х годов, помимо музыкальной карьеры, Лайма Вайкуле занялась и бизнесом, став одним из основателей парфюмерно-косметической компании «Laima Lux International».
Девчонка-сорванец
Лайма Вайкуле родилась в обычной латвийской семье, не имея никаких связей с миром искусства. Отец её был простым работником, а мать после некоторого времени работы продавщицей была произведена в менеджеры. Она унаследовала от своей бабушки любовь к музыке и пению; бабушка обладала великолепным голосом и пела в церковном хоре — её талант впечатлял многих.
После того как Лайма отметила своё третье день рождения, её большая семья, в которой была её мать, отец, брат и две сестры, переехала в столицу — Ригу. Девочка проявляла свои музыкальные наклонности с раннего детства. Когда все дети в детском саду спали, она использовала это время для пения, а когда к ним в дом приходили друзья, её с радостью просили спеть.
Хотя любовь к музыке была частью её жизни, молодая Лайма не хотела становиться артисткой, её мечтой было стать врачом и исцелять людей. В образовательные годы она играла с мальчишками в различные дворовые игры: ловила «классиков», играла в «дочки-матери» и в догонялки.
Лайме было сложно делать то, что ей не нравилось. Упрямство иногда становилось её защитной реакцией: однажды, собрав свои игрушки, она покинула дом, устроив тем самым родителям шоу. Конечно же, родные находили её совсем не далеко, но это была её привычка проявлять силу характера.
Несмотря на свой упрямый нрав, Лайма хорошо училась в школе. Ей легко давались гуманитарные и точные науки. Она проявляла себя во всех школьных мероприятиях. Однако, когда начала проявляется её интерес к живой музыке, ситуация стала меняться.
В 12 лет Лайма совершила свой первый шаг на профессиональную сцену, приняв участие в музыкальном конкурсе в Рижском культурном центре ВЭФ. Этот опыт оказался не только успешным, но Лайма также была награждена дипломом за участие, что вдохновило её на дальнейшие выступления.
После окончания восьмого класса она поступила в Рижское медицинское училище, сохраняя свою музыкальную деятельность, за что была рада, что смогла продолжать свою карьеру, выступая в оркестре Рижского радио и телевидения под руководством Раймонда Паулса.
Поскольку у Лаймы не было формального музыкального образования, её вокальной подготовкой занимался маэстро Заходник, который обучал молодых исполнителей. Лайма стала одной из его ярких учениц, что стало основой её дальнейшей карьеры.
Творческая карьера артистки
В 1979 году Лайма начала свою карьеру певицы, став участницей одного из самых успешных латвийских шоу JūrasPerle («Жемчужина моря»). Она исполняла сольные номера и чувствовала недостаток профессионального обучения.
В 1984 году Лайма решает покинуть Ригу и продолжить своё обучение в Московском государственном институте театрального искусства. В конце 1970-х и начале 1980-х годов она активно исполняет множество песен как на русском, так и на латышском языках — её репертуар расширялся.
Заслуженная популярность пришла к ней благодаря сотрудничеству с Ильей Резником, автором множества известных песен. Он предложил Лайме исполнить «Ночной костер», который многим запомнился. Эта композиция привлекла её к советскому радиорынку, и в конечном итоге она приняла участие в программе «Песня-86».
Тем же годом произошло её знаменательное дуэтное выступление с Валерием Леонтьевым в песне «Вернисаж», написанной Раймондом Паулсом. Музыка к этой песни доступно рассказывает о различных эмоциях, что позволило Лайме утвердиться в числе популярных исполнителей.
В 1987 году певица еще раз подтвердила своё место на музыкальной арене, исполнив песню «It’s Not Invention», работающую в дуэте с Валерием Леонтьевым. Также в этом году она стала одной из звёзд концертов, которые проводились в зале «Россия» в Москве. Благодаря этому выступлению Вайкуле вошла в число популярных исполнителей советской эстрады.
Её карьера продолжила развиваться, благодаря чему она смогла принять участие в международном фестивале в Чехословакии, где была награждена премией «Золотая Лайла». Это подтвердило её статус как звезды на международной арене.
Параллельно со своим обучением в театральном институте и участием в концертах, Лайма готовила свою сольную программу, и в 1988 году она провела собственный концерт в концертном зале «Россия». Эти выступления продемонстрировали её разнообразные таланты, включая умение работать как с юмористическими, так и лирическими номерами, что сделало её неповторимой артисткой.
В конце 1980-х годов Лайма Вайкуле приняла предложение американского продюсера Стэна Корнелиуса и отправилась в Соединенные Штаты для записи альбома на студии знаменитого музыканта Майкла Сембелло. В ходе своей поездки Лайма активно участвует в различных телевизионных проектах. К тому времени её биография начинает вызывать интерес у кинопродюсеров, итогом чего стал документальный фильм о её жизни и творчестве.
Кульминацией карьеры Лаймы стала работа, которую она проводила в 1990-х, когда выпустила семь альбомов, получивших широкую популярность. Всего за свою карьеру Лайма записала 10 пластинок, проданных по всему миру общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Среди её самых известных альбомов:
- «Я за тебя молюсь» (1992);
- «LaimaTango» (1993);
- «Милый, прощай» (1994);
- «Я вышла на Пикадилли» (1996);
- «Лучшие песни» (2000);
- «О чем играет пианист» (2005).
В её репертуаре все еще вспоминаются такие хиты, как «Вернисаж», «Еще не в форме», «Скрипач на крыше», «На Пикадилли», «Шерлок Холмс» и «Прогулка в легком джазе», которые навсегда останутся в сердцах её поклонников.
Лайма также снималась в нескольких художественных фильмах, в частности, в «Инспекторе полиции Гал», «Братьях Рико», «Молодежных танцах на крыше», «Военные поля» и других мюзиклах, демонстрируя свои художественные и актерские способности.
Слабости сильной женщины
Личная жизнь Лаймы Вайкуле, пожалуй, не так распространена в таблоидной прессе, однако в целом она была очень стабильной. С 1970 года она находится в отношениях со своим мужем Андреем Ратковским. Полвека назад, когда Лайма только начинала свою карьеру, Андрей играл на бас-гитаре в группе, и это было их первое знакомство. С 1978 года они стали жить вместе, а уже в новом тысячелетии официально зарегистрировали свои отношения в Лас-Вегасе.
У пары нет детей. Чтобы достичь успеха в карьере, Лайма сделала два аборта, о чём впоследствии испытывает сожаление. Теперь, оглядываясь назад, она призывает всех женщин, ожидающих ребенка, избегать таких решений и беречь свою жизнь.
В 2010 году певица решилась на программу экстракорпорального оплодотворения, но рождение ребёнка так и не состоялось. Затем они с Андреем задумывались об усыновлении, но этот процесс помешал духовный наставник Лаймы. В начале 1990-х годов ей пришлось справиться с серьезным заболеванием, с которым она смогла успешно бороться, благодаря своей вере. После преодоления хворей Лайма приняла православие.
Более того, болезнь являлась поворотным моментом, который укрепил её духовные убеждения и помог распланировать своё будущее. Рак, с которым она боролась, был успешно побеждён, и сейчас практически не напоминает о себе.
Лайма Вайкуле / Laima Vaikule и Раймонд Паулс
Тем временем, маэстро Заходник, креативный директор Лаймы, привёл её на прослушивание к Раймонду Паулсу. Музыкальный гений сразу же оценил вокальные данные молодой артистки и пригласил её в свой оркестр, пообещав, что в течение года она станет его солисткой. Однако Лайма решила сначала гастролировать со своей собственной группой и отказалась от предложения. Это не ухудшило их дальнейших отношений; напротив, Раймонд продолжал поддерживать талантливую певицу.
Тур, который она провела, оставил смешанные эмоции: успехи и нестабильность одновременно. Вернувшись из гастролей, Лайма продолжала работать с своей вокальной командой. В это время она уже знакомилась с Андреем Латковским, который в будущем стал её мужем. Они встретились в группе, но в то время между ними не завязались более близкие отношения.
Пути их разошлись на несколько лет. Лайма продолжила карьеру солистки в Рижском музыкально-концертном объединении и активно выступала в ресторанах. Вскоре они снова встретились в Ленинграде в 1978 году и, продолжая сотрудничество, Лайма и Андрей остались вместе. Их насыщенная жизнь с гастролями продолжалась до 1979 года, когда она начала период воспитания своей индивидуальности в шоу «Морская жемчужина» в Юрмале. Лайма стала солисткой, исполнив важные роли и полностью раскрыв свой потенциал на сцене.
Лайма уделяла много внимания не только своему вокалу, но и хореографии, костюмам и постановкам, превращая свои выступления в настоящие театральные шоу, привлекающие зрителей из всех стран Балтии.
Все эти моменты оказали глубокое влияние на её дальнейшую карьеру, и внешний мир стал свидетелем её соблазнительного стиля исполнения. В одном из выступлений была присутствовала знаменитая фигура — Илья Резник, который высоко оценил необычный подход Лаймы, но всё же не мог подобрать для неё подходящую песню до поры.
Карьерный путь Лаймы Вайкуле / Laima Vaikule
Успех в шоу «Жемчужина моря» стал важным пунктом для дальнейшей профессиональной жизни Лаймы, подтолкнув её к обучению в ГИТИСе.
Почти одновременно Илья Резник предложил ей новую песню «Ночной костер», которая быстро завоевала популярность. Лайма начала получать приглашения на телевидение, в частности, на программу «Песня-86», что значительно продвинуло её в карьере. В том же году Лайма спела дуэтом с Валерием Леонтьевым «Вернисаж», который стал одним из памятных моментов в советской эстраде.
Эти события сделали их всемирно известными после выступления на сольном концерте Раймонда Паулса в Государственном центральном концертном зале в России, который запомнился всем.
С того момента карьера Лаймы Вайкуле начала стремительно развиваться. Первой ролью, в которой она снялась, была работа в фильме «Инспектор Гулл», где артистица сыграла саму себя, певицу. Однако фильм «Майлстоун» оказался более знаковым в её карьере, так как он вышел десять лет спустя. В 1989 году американский продюсер Стэн Корнелиус выбрал её для дуэта с кантри-певицей, что было возможно благодаря её международной деятельности. Лайма провела семь месяцев в США, где снимался документальный фильм о её карьерном пути с сотрудничеством между двумя странами.
Лайма продолжала активно работать на сцене и записывать альбомы. В 1991 году ей предложили гастроли в Японии, которые стали одним из наиболее прибыльных контрактов в её карьере. Тем не менее, в том же году певица столкнулась с тяжёлым заболеванием, которое стало испытанием для её жизни.
Несмотря на это, Лайма Вайкуле не оставила сцену. Её сотрудничество с продюсером в Америке и участие в крупных телевизионных шоу сделало её узнаваемой на международной арене.
Помимо музыкальной карьеры, Лайма Вайкуле задумывалась о собственном бизнесе и открыла парикмахерскую в Риге, но её плотный гастрольный график не позволял часто находиться в салоне и уделять внимание его делу.
Тем не менее, она продолжала достигать новых высот в своей карьере, предоставляя сольные концерты и сотрудничая с другими талантливыми музыкантами. Знаменитый композитор Юрий Варум написал композицию, посвящённую Лайме, однако она всегда оставалась независимой и работала только с близкими исполнителями, включая Игоря Крутого, Бориса Моисеева и группу «Чай-Два-Один».
Также, в 1991 году Лайма Вайкуле сыграла главную роль в фильме «В русском стиле», режиссёр которого — Александр Бойко. Однако актёрская деятельность была не приоритетной для неё; фокусы шли на сцену и музыку, а не в кино.
Награды Лаймы Вайкуле / Laima Vaikule
Лайма Вайкуле была удостоена премии «Золотая Лайла» на международном фестивале в Чехословакии за свою обширную сольную программу, где она продемонстрировала свои навыки и творческий подход, применив на практике знания, полученные в театральных институтах.
В 1992 году вышел альбом «Tango», которому удалось добиться успехов за пределами латвийского рынка, а в 1993 году Лайма была награждена специальным призом от князя Монако наWorldwide Music Awards, что ещё раз подтвердило успешность её карьеры.
Популярность певицы выросла благодаря её выступлениям на сольных концертах в зале «Россия», что привлекло внимание и критиков, и поклонников, укрепив её звёздный статус.
Кинокарьера Лаймы Вайкуле
Лайма также проявила свои актерские таланты, начав свою карьеру в 1979 году, когда она сыграла певицу в фильме «Бар инспектора Гулла». В общей сложности артистка сыграла в 13 фильмах различных жанров, каждая из которых подчеркнула её многогранные навыки.
Помимо своей музыкальной карьеры, Лайма Вайкуле известна как активистка и вегетарианка, отстаивающая права животных. На протяжении последних 20 лет она выступает против животноводов и цирков с дрессированными животными, которые, по её мнению, являются жертвами эксплуатации. Она также выступает против охоты, корриды и других жестоких видов развлечений.
Лайма активно участвует в различных протестах и кампаний, демонстрируя свою преданность идеям защиты животных. В одном из рекламных роликов она снялась вместе с другими российскими звёздами, что ещё больше усилило её позицию, и позднее стала членом Всемирного трибунала по зверствам против животных, а также известного международного конкурса моды «Design Against Fur».