Мы сталкиваемся с явлением родительства, когда родители и ребенок фактически меняются местами в аспектах ответственности. Родители передают бремя своей жизни, ситуации и настроения своему ребенку, в то время как сам ребенок «усыновляет» своих заботливых родителей, принимая на себя роль, которую не должен был бы выполнять в таком юном возрасте.
Сколько лет самой молодой маме в мире?
Материнство — это не только огромное счастье и радость, но также одна из ключевых задач, с которыми сталкивается женщина в течение своей жизни. Общепринято, что в момент материнства женщины становятся особенно красивыми и счастливыми. Однако теоретически это не всегда так. Нередко время, когда они должны стать матерями, приходит значительно раньше, чем это предусмотрено природой и культурой. В то время, когда большинство девочек еще увлечены играми с куклами, самая молодая мама на планете уже родила и подарила миру нового человека. Но можно ли считать это событие положительным? Определенно нет, потому что живую «куклу», которую они привели в этот мир, необходимо не только родить, но и воспитать, что требует определенного жизненного опыта и знаний. Но насколько шокирующим может быть результат этого «соревнования»? Этот вопрос остается открытым.
Лина Медина
Случай Лины Медины поистине уникален во множестве аспектов. Во-первых, она оказалась готова к беременности и родам на гораздо более раннем этапе жизни, чем это предсказывали как биология, так и социальные нормы. Во-вторых, факт ее беременности подразумевает наличие мужчины, который стал причиной этого события, хотя его нельзя назвать «партнером» в привычном смысле. В-третьих, Лина смогла успешно выносить ребенка до срока, что само по себе является выдающимся фактом. В-четвертых, роды произошли хирургическим путем, через кесарево сечение. Пятое: новорожденный ребенок не только выжил, но и был здоров. Все эти пять обстоятельств создали поистине шокирующий случай. Так какое же было возраст Лины, когда она стала матерью? На момент рождения сына ей исполнилось всего 5 лет, 7 месяцев и 21 день.
Наиболее потрясающим является то, что это событие задокументировано, и его подтверждают медицинские источники. Родители девочки обратились за помощью к врачу, заметив, что живот их дочери странно выпирает. Врачи решили, что у нее опухоль в брюшной полости, но были шокированы, когда обнаружили, что она на самом деле была беременной на седьмом месяце. 14 мая 1939 года в Перу родился мальчик по имени Герардо, которого назвали в честь хирурга, проводившего операцию. Долгое время мальчик был убежден, что является просто младшим братом Лины. Но Лина продолжила жить, вышла замуж и родила еще одного ребенка в более подходящем для этого возрасте.
Генетика и внешность
Одним из самых простых способов для родителей распознать свое родство с детьми является схожесть внешности. Порой дети могут сочетать в своей внешности неожиданные черты, унаследованные от родителей, бабушек и дедушек. Например, такое сочетание, как овальное лицо от матери и черные глаза отца, может встречаться нередко. Существуют определенные закономерности и в наследовании некоторых признаков: известный факт, что ген темных глаз является доминирующим. Если один из родителей имеет светлые глаза, а другой — темные, то вероятность того, что их ребенок унаследует карие глаза, достаточно высока. Однако гарантировать такой результат невозможно: иногда у детей родителей со светлыми глазами могут быть черные или темные глаза. Это указывает на сложность, стоящую за вопросом наследования, которая превышает простую схватку между «сильными» и «слабыми» генами.
В большинстве случаев исследователи утверждают, что внешность человека не определяется одним, а множеством генов, взаимодействующих между собой, и результат такого взаимодействия может быть весьма непредсказуемым. Рассмотрим, например, наследование цвета волос: если у ребенка «сильный ген» темных волос от материнской линии, а «слабый» ген светлых волос от отца, то, как правило, у него должны быть темные волосы. Но уже когда этот ребенок вырастет, его собственные дети могут иметь светлые волосы. Эта ситуация объясняется тем, что он унаследовал как «слабые», так и «сильные» гены от своих родителей, и «слабые» гены могут вступать в взаимодействие с «слабыми» генами его партнера. Так что если вдруг ваш ребенок оказался рыжим, не спешите обвинять всех родственников — смешение генов может привести к непредсказуемым результатам. К примеру, облысение у мужчины может быть связано как с генами его отца, так и с генами матери: гены, отвечающие за выпадение волос, передаются по обеим линиям.
Интересно, что даже если ваш ребенок на первый взгляд совершенно не похож на вас, у вас все еще может быть множество общего в плане поведения. Исследования показывают, что дети часто подражают мимике своих родителей. Например, когда ребенок пробует кислое или ощущает какую-то боль, он может делать те же гримасы, что и его родители. Даже слепые дети наследуют мимику своих родителей, даже не осознавая, как они выглядят.
Иногда один генетический признак может быть связан с другим. Например, если волосы на голове у младенца закручены против часовой стрелки, ученые полагают, что он может быть левшой — между этими двумя признаками установлена генетическая связь.
Влияние наследственности на характер
Генетики уверены, что характер действительно зависит от наследственности. Более того, недавние исследования показали, что практически все черты характера имеют генетическую природу, что было доказано благодаря наблюдениям за близнецами, которые росли в разных условиях, но имели схожие личностные черты. Интеллект, согласно некоторым оценкам, наследуется с вероятностью 60%! Поэтому, когда родители делают утверждения о том, что их интеллектуальные способности передались детям, это имеет под собой основание. Иногда сходство между поколениями может быть неочевидно, но когда мы начинаем его замечать, это становится поистине удивительно. Например, Лена рассказывает о том, как однажды, когда ее дочери исполнилось пять лет, она повела ее в магазин игрушек и предложила выбрать любой подарок. «Каково было мое удивление, когда Даша выбрала тот же самый плюшевый мишку и синие штанишки, которые сами были моими любимыми в детстве!» — говорит Лена. Конечно, такая связь не является результатом действия какого-либо конкретного гена. Но в предпочтениях к цветам, вкусам и запахам могут быть задействованы генетические факторы.
Даже любимые продукты питания могут наследоваться. Например, многие исследователи предполагают, что люди с высокой чувствительностью к горечи не любят молоко и воду и предпочитают сладкие напитки, такие как соки и лимонады.
Но необходимо понимать, что характер ребенка — это всегда результат сочетания генетических факторов и воспитания. Природные задатки требуют постоянной поддержки и развития, иначе они могут не проявиться.
Исследования показывают, что приемные дети могут подражать многим чертам характера своих приемных родителей.
Ярким примером служат музыкальные способности. У людей с хорошим слухом в четыре раза выше вероятность, что их дети будут музыкально одаренными. Но среди них не так много тех, кто начинает активно развивать свои таланты в музыке с ранних лет. Тем не менее инициатива в обучении должна проявляться рано — лучше до 9 лет, иначе шансы на успешное развитие таланта значительно снижаются. Даже самый одаренный ребенок нуждается в качественном образовании, и именно от него зависит конечный результат. Например, исследования, проведенные в разных странах, показали, что уровень IQ у детей за последние 50 лет повысился. Это связано не столько с генетикой, сколько с улучшением системы раннего образования.
Почему мы становимся должниками
Каждый из нас рано или поздно оказывается в роли ребенка, и мы не выбираем свою семью. Порой у родителей также имеются свои матери и отцы, и мы не знаем, сколько любви, заботы и тепла они смогли дать своим детям. Часто требовательные родители не получают всего необходимого каждому ребенку в детстве… И речь здесь идет не только о материальных благах. Такие родители могут чувствовать себя обиженными и нелюбимыми, при этом не получая должной поддержки. Этот дефицит они несут в себе на протяжении всей жизни.
По мере взросления такие люди становятся более чувствительными к недостатку внимания и любви, становятся более требовательными и разборчивыми (как маленькие дети!), и иногда они пытаются заставить своих собственных детей компенсировать этот дефицит, запрашивая у них больше любви и заботы, чем могли бы дать своим родителям.
Таким образом, взрослые дети начинают выполнять родительские функции для своих матерей и отцов. Это неправильно и противоречит естественному потоку жизни. Главное количество любви, поддержки и энергии должно направляться на собственных детей, а не на их родителей. Взрослые зачастую забывают о своих желаниях и нуждах, а также совершенно игнорируют своих детей, принося себя в жертву семейной системе.
В итоге страдают все: маленькие дети теряют материнскую или отцовскую любовь, взрослые дети оказываются зажатыми между своей собственной семьей и родителями, а родители, в свою очередь, никогда не получают желаемого внимания, что приводит их к гневу, изоляции и общему ухудшению настроения.
Банкрот по жизни
Взрослые, испытывающие долг перед родителями, фактически остаются детьми на всю жизнь. Они вынуждены постоянно находиться под одной крышей с родителями, чувствовать их настроение, реагировать на их представления о том, что правильно, обращаться к ним за советом и терпеть их недовольство.
Что бы ни делали такие дети, пытаясь вернуть «долг», это, к сожалению, оказывается безуспешным — выплачивать такой кредит нельзя вечно. Со временем обиды и требования, упреки и манипуляции только усиливаются, отравляя жизнь взрослого ребенка.
Хотя моя мама всячески старается помочь мне, я делаю все возможное, чтобы отвергнуть ее помощь. Честно говоря, я не хочу ощущать себя обязанной. Она вырастила меня и всегда помогала в трудные моменты, но я поняла, что она ожидает от меня постоянной консультации по всем вопросам и выполнения ее советы. Но мне уже за 30, и я хочу сама решать, где и как мне жить, с кем встречаться и когда заводить свою семью. Я не хочу слышать ее мнений, поэтому стараюсь избегать принятия ее помощи или подарков без особой причины.
Однако это вовсе не означает, что пожилых родителей следует оставлять без внимания, игнорировать их и не помогать в трудной ситуации. Это такая же крайность, как и погружение в жизнь, полностью посвященную удовлетворению потребностей родителей.
Олеся, 37 лет
С третьего класса я полностью посвящала себя приготовлению сложных блюд. Я помню, как у нас был газовый баллон, и я сама открывала кран, чтобы отрегулировать поток газа. Я проверяла, нет ли утечки газа, намазывая горлышко баллона мылом — если оно шипело и образовывались пузырьки, значит, газ не держится. Нам часто приносили старые баллоны, и моя обязанность была в том, чтобы проверять их на утечку.
Каждый раз, как я приходила домой из школы, я заставляла себя готовить еду и убираться в доме. А причина была простой: мне было жалко маму, которая возвращалась уставшей с работы, и я хотела, чтобы она поела. Когда она была голодной, она становилась злой.
Летом мы занимались закаткой варенья и приготовления заготовок на зиму. Однажды я предложила маме сделать лечо, так как знала, что оно ей очень нравится. Она, в свою очередь, сказала, что если я уже умею делать консервацию, то могу и лечо приготовить самостоятельно. Я никогда прежде не готовила лечо, но все же решилась. Я долго варила овощи, стерилизовала банки, а затем упаковала их, используя ручной аппарат. Помню, как руки у меня уставали от такой работы. Удивительно, но банки с лечо впоследствии благополучно простояли несколько месяцев, и мы их все съели.
Однажды пришла в гости наша родственница, попробовала лечо и заметила, что в нем слишком много моркови. Мне пришлось оправдываться: я приготовила его из тех овощей, которые сама выросла на даче. Да, я многое выращивала самостоятельно — работа была сложной, но это приносило мне радость.
Также я чинила старый утюг и меняла спираль в обогревателе (хотя мне всегда было ужасно страшно работать с электричеством). Утюг мне удалось починить (поменяла вилку), а вот спираль для обогревателя, которую я купила на рынке, оказалась бракованной: сначала она горела очень ярко, а потом перестала работать совсем — перегорела.
Каждый раз, когда я вспоминаю свое детство, я понимаю, как глубоко сформировала я свою идентичность через выполнение всех этих «взрослых» задач. Как комментирует социальный психолог Елена Горинова:
Олеся с ранних лет осваивала и выполняла важные «взрослые» обстоятельства и задания. Эта стратегия могла оправдаться в условиях ее семейной жизни и создать ситуации успеха, развивая такую важные качества, как самостоятельность, ответственность и организаторские способности. Часто такое поведение поддерживается и ценится в нашем обществе.
Тем не менее, существует значительное «но». Все вышеперечисленное полезно для ребенка лишь в том случае, если:
- ребенку предоставлено достаточно времени для учебы и хобби, которые семья признает как приоритетные в процессе воспитания;
- ребенок ощущает постоянное тепло и благодарность от взрослых членов семьи за свою помощь, чувствуя свою ценность и значимость.
Существует мнение о том, что «Дети, которые слышат крики дома, выделяются своим поведением». Психологи часто отмечают, что несмотря на понимание, что перебивать и злиться на ребенка неправильно, многие родители все равно поднимают этот вопрос.
Что же скрывается за историей Олеси? Начиная с третьего класса, контроль становится всепроникающим спутником девушки: она включается в выполнение всех домашних дел, чтобы удовлетворить нужды своей семьи, в то же время чувствуя уязвимость и вину за «неудачи».
Стремление к контролю и установка на выполнение всего самостоятельно формируются в семьях, где потребность ребенка в безопасности и стабильности остается неудовлетворенной, где взрослые не могут обеспечить эмоциональный контакт и поддержку. Ребенок живет в постоянном страхе, не зная, какова будет мать, когда она вернется с работы: будет ли она злиться, игнорировать, или наоборот — будет в хорошем настроении. Чтобы справиться с этой ситуацией, Олеся выбирает бессознательно стратегию контроля и принимает на себя роль «героя».
Лера, 21 год
Моя мама родила меня, когда ей было всего лишь 19. Отец ушел от нас почти сразу после моего рождения, поэтому я его практически не помню. В нашем доме было всего трое: я, мама и дедушка. Дедушка инвалид, и почти не видит.
Мама закончила институт, имея меня на руках, и в 21 год начала работать. Я была еще совсем маленькой, но уже понимала, как ей тяжело. Поэтому, когда я достигла трехлетнего возраста, уже могла подготовить завтрак для нас троих: у мамы просто не оставалось времени, так как утром ей необходимо было готовиться к работе. Она часто уезжала в другой город и довольно уставала. Вечером я часто видела, как она плачет в туалете от усталости и давления. Я подходила и гладила ее по спине, чтобы утешить. Мне было очень жалко ее.
Когда я чуть подросла, между мной и мамой завязалась тесная дружба. Она стала делиться со мной всеми своими переживаниями из жизни, рассказывая о коллегах, работе и своих трудностях. Я сочувствовала ей и старалась поддержать, мне было около 10. Однако после того, как я поступила в колледж, мы начали постепенно отдаляться и ссориться. На данный момент мы практически не общаемся, лишь иногда поздравляем друг друга с Днем Рождения и Новым Годом. Во мне живет чувство вины, и я не знаю, что с ним делать.
Комментарий психолога Вячеслава Щербакова:
Лера с раннего возраста взяла на себя большие обязательства, заботясь не только о себе, но и о дедушке и о маме, которая также рано повзрослела. Она брала на себя неформальные, но важные обязанности по заботе о доме, готовке и управление семейными делами. Эти нагрузки не соответствуют ее возрасту и накладывают серьезный психологический стресс.
Детские «эмоциональные» возможности недостаточны, чтобы справляться с такими сильными психологическими и физическими переживаниями, а мозг ребенка не готов к подобным испытаниям. Ребенку обязательно нужен надежный взрослый, который сможет предоставить поддержку и защиту.
При отсутствии такой поддержки любое негативное событие может вызвать глубокую травму, поскольку у ребенка не остается безопасного места, где он мог бы скрыться от потенциально травмирующей ситуации. Это может привести к тому, что ребенка лишат основного доверия к миру, он станет замкнутым и глубоким, а также будет испытывать трудности с постановкой и выражением своих потребностей и эмоций.
Что касается Леры, то она не только не смогла получить нужную поддержку, но и, по сути, стала «эмоциональным сосудом» для своей матери. Она утверждает, что в возрасте 10 лет стала лучшей подругой своей мамы, но не говорит о том, что смогла разделить свои переживания и события вместе с ней. Скорее, роли наоборот: она продолжала брать на себя ответственность за свою мать, поддерживая ее эмоционально.
Когда Лера с течением времени переехала учиться в другой город, произошел закономерный процесс отделения — нормальное явление, когда дети начинают автономную жизнь. Но с другой стороны, Лера столкнулась с чувством вины перед матерью, ведь она до сих пор чувствует себя «родителем» по отношению к ней. Не трудно представить, каковы были бы эмоции у неблагополучной матери, которая оставила своего ребенка наедине с этим долгом.
В силу того, что Лера не уточнила, что она именно чувствует себя виноватой, давайте попробуем разобраться с возможными причинами. Учитывая, что сейчас Лере 21 год, а ее матери примерно 40, стоит учитывать, что ее мама тоже может испытывать трудности в жизни.