Замечательно, если ребёнок будет наблюдать за старшими детьми или взрослыми, как правильно справлять нужду. Также можно использовать в качестве примера любимого персонажа малыша. Действительно, трудно представить, например, крокодила Гену в подгузниках.
Как приучить ребёнка к горшку за 3 — 7 дней: обзор лучших методик от детских психологов
Каждый родитель, без исключения, мечтает избавиться от дорогостоящих и рутинных подгузников. Поэтому вопрос о том, как правильно приучить ребёнка к горшку, становится особенно актуальным для молодых матерей. Процесс формирования гигиенических навыков должен основываться на нескольких ключевых принципах, среди которых важным является учёт возраста малыша.
С учётом физиологических особенностей детей, знакомство с горшком не следует начинать слишком рано. Тем не менее, и откладывать этот момент также не рекомендуется, так как каждый случай индивидуален.
Следует учитывать и индивидуальные различия: одному ребёнку в 9 месяцев уже можно без проблем сажать на горшок, в то время как другой в три года ещё не всегда справляется с самообслуживанием.
Поэтому важно знать, когда и как именно приучать ребёнка к горшку. Существует множество методов освоения этого навыка, однако лучше всего знать о самых эффективных и естественных подходах.
О готовности ребёнка к знакомству с горшком
Наверняка, вопрос о том, когда начинать приучение ребёнка к горшку, является наиболее распространённым среди современных матерей, стремящихся быстро научить малыша гигиеническим навыкам.
Ответ на этот вопрос заключается в физиологии младенцев. Ученые установили, что с момента рождения и до достижения примерно годовалого возраста, дети не контролируют процесс опорожнения кишечника и мочевого пузыря.
Это означает, что указанные процессы не зависят от коры головного мозга и не требуют его участия. Таким образом, новорождённые не осознают, что их прямая кишка и мочевой пузырь полны.
Основная задача формирования навыков чистоплотности заключается в том, чтобы помочь ребёнку развить осознанную реакцию, которая позволит ему воспринимать процессы мочеиспускания и дефекации как добровольные и осмысленные действия.
Факторы успешности
Три ключевых фактора определяют успех трансформации независимого рефлекса в осознанное действие:
Эти три условия взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Анализ этих факторов позволяет сделать несколько важных выводов:
- Чем раньше родители начинают высаживать ребёнка на горшок, тем больше времени и усилий потребуется для обучения этому навыку.
- Чем более физиологически развит малыш, тем быстрее он начнет осваивать использование горшка для мочеиспускания и дефекации.
Можно ли игнорировать эти факторы и законы? Безусловно, да. Однако, если решиться на это, то процесс приучения будет сопряжен с множеством трудностей, о которых будет сказано ниже.
Сложности раннего приучения
Часто на форумах можно встретить истории от целеустремлённых и терпеливых мам, которые утверждают, что их малыши в возрасте 10 месяцев (а иногда и чуть менее 5 месяцев) уже могут писать по команде «пи-пи-пи» и сообщать об этом характерным хрюкающим звуком «а-а-а».
Причина этого довольно проста: звуковые команды, исходящие от родителей, формируют у малыша рефлекс — ассоциацию между звуками «пи-пи-пи» и актом мочеиспускания. Однако, здесь нельзя говорить о волевом действии со стороны ребёнка.
Это не тот звук, который заставляет ребёнка обращаться к горшку, а естественный процесс, возникающий при переполнении мочевого пузыря или прямой кишки.
Проблемы с, казалось бы, развитыми навыками, могут проявиться в возрасте двух лет или даже раньше. Ребёнок, который уже довольно успешно сидел на горшке в возрасте 9 или 10 месяцев, внезапно отказывается продолжать делать это, протестуя и выражая недовольство.
Специалисты считают подобные ситуации нормальными моментами взросления ребёнка. В этот период у него начинает развиваться естественный контроль над внутренними процессами, и попытки родителей заставить малыша «пи-пи-пи» на горшок, когда он ещё не собирается опустошаться, начинают вызывать протест.
Отсутствие знаний о том, как и когда правильно приучать ребёнка к горшку, порой приводит к поверхностному и неустойчивому формированию навыков чистоплотности.
Еще более проблематично, когда взрослые, расстроенные неуспехами ребёнка и последствиями для ковра или стирки белья, начинают «принуждать» малыша: заставляют его сидеть на унитазе, выгоняют с него преждевременно и так далее. Точно стоит избегать подобного поведения!
Вы уже зарегистрировались? Войдите здесь.
Отзывы о клиниках
Я проходила программу ЭКО у Яковлева Сергея Николаевича. Всё было на высшем уровне. Понравился врач, который владеет необходимыми знаниями и профессионально работает со случаями разного уровня сложности. Стимуляция была подобрана правильно, сами протоколы проведены очень грамотно. Я бы точно рекомендовала эту клинику.
С радостью делюсь тем, что мы с мужем стали родителями! Программа ЭКО прошла успешно! Все проблемы с Эвой были решены наилучшим образом. Я уверена, что «Ава» — это действительно замечательная клиника для ЭКО! Благодаря врачам у нас уже есть дочка. В будущем, конечно, мы вернемся за сыном!)))
Моё первое обращение к этой клинике было связано с помощью, которую оказал мне мой гинеколог: я хожу к нему уже семь лет, и когда моя беременность прервалась на ранних сроках из-за вагинита, я попала на вакуум. Условия в палате были отличными, место было достаточно для техники, а врачи и медсестры работали очень внимательно и профессионально. Операция также прошла успешно. Если прежде мне нужно будет обратиться к другому врачу, я тоже пойду именно к этому специалисту.
Хотела бы оценить программу обследования «Женское здоровье в Арт-ЭкоКлинике». Это крайне удобная программа, которая сочетает в себе все необходимые обследования в одном месте. Я смогла посетить и гинеколога, и терапевта, эндокринолога, а также сдать множество анализов, включая гормональные, пройти кардиограмму и УЗИ практически всех органов и груди. Результат моего обследования оказался неожиданным: злокачественное образование в одной из груд, которое я не заметила, хотя регулярно проверяю молочные железы, оказалось доброкачественным.
Практические советы по приучению к горшку ребенка
Процесс приучения к туалету должен быть плавным и происходить в подходящее время. Автор книги «Без подгузников! Как приучить ребенка к горшку за 3 дня» Джейми Гловацки утверждает, что обучение происходит через повторения, и дети не являются исключением из этого правила.
Как же помочь годовасику начать ходить на горшок? У детей в возрасте до двух лет акты мочеиспускания и дефекации происходят рефлекторно. Поэтому приучение годовалого ребёнка к горшку основывается на создании условного рефлекса с помощью словесных команд или звука льющейся воды из крана. Однако, стоит заметить, что не все педиатры и психологи одобряют этот метод.
А как лучше приучить двухлетнего малыша? В этом возрасте ребёнок уже имеет физиологическую готовность к использованию горшка, и, соответственно, начинает успешно осваивать новый навык посредством словесного объяснения и практической демонстрации того, что такое использовать горшок. Параллельно важна ваша терпеливость, похвала за успехи и, что особенно важно, отсутствие порицания за ошибки.
Сам процесс приучения к горшку состоит из нескольких значимых этапов:
- Составьте оптимальный распорядок дня. Регулярное питание и сон помогают упростить процесс приучения к горшку, а также нормализуют работу пищеварительной системы и опорожнения.
- Наблюдайте за ребёнком для выявления невербальных сигналов, указывающих на его желание воспользоваться туалетом. Это следует делать на протяжении 5-7 дней, чтобы предоставить возможность заранее напомнить малышу о горшке.
- Выберите подходящий горшок для ребёнка. Лучше всего делать это вместе с малышом, чтобы выбрать простую и удобную модель с спинкой и специальным прорезиненным дном, которая обеспечит надежное сцепление и защитит малыша от падений и травм. Горшки в виде сказочных героев или игрушек могут быть привлекательными, но психологи рекомендуют выбирать более нейтральные варианты.
- Познакомьте малыша с горшком, объяснив его предназначение и определив, где он будет находиться в вашем доме. Для этого можно использовать любимые игрушки ребёнка. Процесс знакомства не должен занимать более недели.
- Помогите ребёнку освоить навыки пользования горшком. Высаживайте его на горшок без принуждения.
- Связывайте процесс использования горшка с распорядком дня: высаживайте малыша сразу после пробуждения, через полчаса после еды и питья, перед и после прогулки, а также перед сном.
- Адаптируйте малыша к жизни без подгузников как дома, так и на прогулках. В это важное время следует быть рядом, чтобы напоминать о горшке, когда это необходимо.
- Организуйте сон без подгузника, чтобы помочь ему адаптироваться к новым условиям.
Отличным подспорьем в освоении нового навыка могут стать примеры других детей. Если среди ваших знакомых имеются дети, уже уверенно освоившие искусство «похода в туалет», можно организовывать регулярные визиты. Ваш малыш сможет наблюдать, как это делают его сверстники, и начнёт их подражать.
Главные ошибки родителей и меры предосторожности
Что делать, если ваш ребёнок отказывается ходить в туалет? В таком случае рекомендуется отложить обучение на 2-3 недели и набраться терпения. Процесс приучения к горшку может занять как несколько дней, так и несколько месяцев. Важно оставаться эмоционально нейтральным, не давить на малыша и не проявлять негативных эмоций, чтобы дать ему возможность освоить новый навык, получая удовольствие от этого.
Несмотря на рекомендации врачей и психологов, многие родители, как намеренно, так и ненамеренно, совершают серьёзные ошибки в процессе обучения к горшку. Привожу наиболее распространенные из них:
- Частое напоминание о горшке каждые пять минут приводит лишь к негативной реакции и агрессии, а также стремлению делать всё наоборот.
- Частое высаживание ребёнка более одного раза в час. Ребёнок не сможет совершить акт, а будет вынужден лишь сидеть на горшке, что помешает ему учиться и развиваться.
- Неверное расположение горшка. Пока ребёнок не привыкнет к новому предмету, лучше всего поместить его в зоне, где ребёнок проводит много времени, например, в гостиной или детской комнате. Со временем можно перенести горшок в туалет.
- Игнорирование принципа постепенноности. Обучение не должно проходить в спешке, а попытки форсировать события могут вызвать негативные последствия.
- Стыдить или ругать малыша за испачканное бельё. Грубый тон и нетерпение лишь испугают маленького человека, сохранив в его памяти негативный опыт приучения к горшку.
- Использование шантажа с целью увещевания («Пока не пописаешь, не дам тебе книжку/конфету/не пойдём гулять»). Тактика шантажа только негативно воспринимается.
- Поддаваться давлению со стороны родственников или знакомых, настаивающих на ускорении процесса привыкания к горшку. Необходимо всегда действовать в интересах ребёнка и противостоять внешнему давлению.
Важно помнить, что ребёнок — это отдельная личность, и нужно относиться к нему с уважением на любом этапе его развития. Также следует учитывать пол малыша: исследования под руководством Тимоти Р. Шума доказали, что девочки, как правило, быстрее осваивают использование горшка, чем мальчики.
Существуют определённые обстоятельства, которые могут замедлить или остановить приучение к горшку. К наиболее распространённым причинам относятся:
- Переезд или смена окружения.
- Появление в семье второго ребёнка.
- Поступление в детский сад.
- Возрастной кризис трёх лет.
- Конфликты в семье.
- Болезнь малыша или процесс прорезывания зубов.
Методы пытаться приучить к горшку детей в возрасте 3, 5 или 6 месяцев считаются устаревшими и имеют сомнительную физиологическую основу. Важно помнить, что мнение окружающих и родительские амбиции могут серьёзно травмировать ребёнка, сведя на нет всё предыдущее обучение. Не стоит порицать своего малыша, лучше помогите ему и устройте праздник по этому поводу. Сводите его в кино или купите новую игрушку, выразив гордость за то, что он теперь может обходиться без подгузников и относительно комфортных условий.
Как только вы осознаете, как правильно приучать ребёнка к горшку, старайтесь избежать грубых ошибок в этом процессе. Постарайтесь сделать его приятным и для всех сторон, чаще хвалите малыша и терпеливо ждите момента, когда сможете окончательно распрощаться с подгузниками.
Узнайте первыми о новостях и обновлениях
Возможные трудности
К сожалению, иногда процесс приучения к туалету может обернуться настоящим испытанием для родителей. Ваш ребёнок может начать сопротивляться, бояться горшка и даже намеренно сдерживать выделения, при этом не справляясь с ними там, где нужно. Дело во многом выводится не на малыша, а на его родителей проблема может быть связана с чрезмерным давлением со стороны взрослых. Принуждение к использованию горшка или частые выговоры за пренебрежение могут крайне негативно отразиться на отношении ребёнка к туалетным занятиям. А так как акт очищения становится одной из первых областей, где ребёнок начинает проявлять контроль, он будет использовать эту власть как метод противостояния при возникновении конфликта с родителями.
Ещё одна крайне опасная ошибка, которую следует избегать, — это использование чувства стыда ребёнка. Некоторые родители начинают публично стыдить своих детей, выставляя их на позор, если те не справляются с заданиями. Однако способность к контролю над выделениями у младенца развивается только после достижения определенного физиологического уровня зрелости, и на этот процесс нельзя повлиять публичным унижением. Вместо этого, такое поведение может нанести психологическую травму. Психологи подчеркивают, что у детей, которых часто и сильно стыдят, впоследствии формируются проблемы с застенчивостью, публичными выступлениями и самооценкой.
В таких случаях существует только один выход — отдалиться от ребёнка на 1-2 месяца, прервав процесс приучения к горшку. По прошествии этого времени, когда малыш будет готов снова начать обучение, забудьте о любой критике и осуждении!
Ещё несколько советов
- На нашем опыте, если акцентировать внимание на всех аспектах, сопровождающих использование горшка, это сделает процесс гораздо более увлекательным для малыша. К примеру, можно обращать внимание на то, где горшок находится, как его открыть и закрыть, как снять и надеть трусики, куда выливать его содержимое, как вернуть его на место. По сути, это может превратиться в игру. Если же разрешить забирать унитаз, это будет настоящим счастьем для малыша.
- Для привлечения интереса к новому «пластмассовому другу» можно сажать на горшок любимую игрушку малыша. Более того, игрушка также может «неправильно» использовать горшок, что даст возможность детям и родителям объяснить, как это делается на самом деле. Можно также приобрести яркую и красивую книжку специально для туалетных процедур. Но не стоит забывать о мере: не следует слишком долго сидеть на горшке, читая все книги подряд. Мы часто смотрели на карточки Домана, и достаточно было лишь показать их пару раз, чтобы потом ребёнок сам тут же стал просить показывать их во время посещения горшка.
- Убедитесь, что горшок не холодный, не слишком высокий и не широкий, чтобы это не вызывало дискомфорта у детей.
- Поместите горшок так, чтобы он находился в пределах лёгкой досягаемости для малыша. Ему будет приятно и важно самостоятельно справляться с этим.
- Знакомить малыша с горшком стоит в дневное время, когда он бодрствует, а не во время болезни или стресса.
Несмотря на то что я стремилась тщательно изучить тему перед тем, как что-то начать с ребёнком, с горшком у нас возникли определенные сложности. Возможно, это происходило от недостаточной подготовки. Я слишком легко отнеслась к «горшечной теме» и не уделила ей должного внимания. В результате я допустила ряд ошибок, но, к счастью, смогла остаться внимательной к возникшим трудностям.
В нашем случае процесс начали довольно рано, в девять месяцев. Первые результаты были довольно успешными: Таша с удовольствием садилась на горшок и справлялась с нуждой. Мы часто использовали карточки Домана во время этих мероприятий по просьбе моей дочери. Однако всё изменилось примерно в 1 год и 4 месяца. Я заметила, что у детей этого возраста начинает развиваться осознанная реакция на наполненность мочевого пузыря, заменяя условный рефлекс «пи-пи». Но на тот момент я была не в курсе, так как успехи первых месяцев приучения затмили моё понимание. Мне было непонятно, почему Таша начала проявлять сопротивление, когда я предлагала ей «старого друга».
С каждым протестом, Таша стала более настойчивой, и я попробовала разнообразные подходы, чтобы привить дочери усидчивость на горшке. После «инцидентов» я говорила что-то вроде: «Но ты же большая девочка!» Постепенно я заметила, что у неё накапливаются злые эмоции — казалось, что она намеренно игнорирует горшок, хотя прекрасно понимала, для чего он. Наша напряженность по поводу горшка становилась всё ощутимее, и в какой-то момент до меня дошло: мы движемся в неверном направлении. Когда я наконец осознала это, мне стало очень стыдно. Я прилагала все усилия, чтобы наше воспитание основывалось на принципах свободы, так почему в этом случае я стала давить на свою дочь?