Сложите все оценки, полученные за домашнее задание, чтобы вычислить общий балл. Аналогично рассчитайте средний балл за классную работу. В случае совпадения оценок за классные и домашние задания можно заключить, что это объективная оценка знаний ученика.
Что значит серая оценка в дневнике ру и почему она такая?
Что означает серая отметка на diary.ru, и стоит ли беспокоиться о ее наличии в профиле вашего ребенка? В большинстве случаев переживать не стоит: в этом обзоре мы подробно расскажем о цветовой градации, используемой в онлайн-дневнике, и о значении каждого из этих цветов.
Чтобы понять значение серой отметки в электронном дневнике, важно рассмотреть общую систему оценки. Предполагается, что в вашей школе применяется классическая пятибалльная система оценивания.
Следует отметить, что существуют и другие системы оценки, например, свободная, 12-балльная или 100-балльная. Тем не менее, классическая пятибалльная система является наиболее распространенной и знакомой большинству студентов и родителей.
В этой системе используются всего три цвета:
- Зеленый обозначает оценку «Зачет» или «Отлично», а также может соответствовать пятерке, пятерке с плюсом или минусом, а также четверке;
- Желтый (или оранжевый) указывает на тройку;
- Красный сигнализирует о низкой производительности — двойке, единице или незачету.
На первый взгляд, вся система выглядит просто и предельно ясной: чем ярче цвет отметки, тем выше уровень знаний и успеваемость ученика. Красный цвет традиционно ассоциируется с низкими результатами, и каждый из родителей, увидев такой цвет, понимает, что дело обстоит не лучшим образом. Однако что делать с серыми отметками в электронном дневнике, поскольку их наличие не имеет объяснения в рамках принятой системы оценки?
Проверяем успеваемость
Когда вы обращаетесь к электронному дневнику своего ребенка и видите серые отметки, это может вызвать недоумение и тревогу. Почему же отметки в дневнике стали серыми и следует ли шевелить тревогу?
Сначала следует пояснить, как можно проверить текущие оценки:
- Если вы входим в систему через родительский профиль, авторизуйтесь, а затем найдите вкладку «Дети» на верхней панели. Если у вас добавлено несколько ученических профилей, выберите тот, который вам нужен. После этого переходите в раздел «Успеваемость»;
- Если вы хотите авторизоваться через профиль ребенка, откройте вкладку «Образование», а затем также перейдите в раздел «Успеваемость».
Если ваш ребенок имеет серую двойку в электронном дневнике, вы можете увидеть это прямо здесь! Переключайтесь между разделами, чтобы узнать общий прогресс и сведения о результатах по предметам за конкретные временные интервалы.
Новая система оценок — что такое средневзвешенный балл
Средний балл — это арифметическое среднее отметок по предметам за заданный период. При вычислении средневзвешенного показателя важную роль играет вес (значимость) заданий, который определяет учитель. Каждому уроку присваивается уровень сложности, влияющий на итоговую оценку.
Например, оценка за экзамен, тест или лабораторную работу имеет значительно больший вес, нежели устный ответ или выполнение теста. Вся система подсчета оценок зависит от администратора, курующего школьный календарь, который и задает соответствующие правила. Средневзвешенный балл также может быть более точным показателем реальных знаний ученика, чем просто среднее арифметическое оценок.
Как рассчитать
Расчеты производятся с точностью до одной сотой балла. Итоговое значение в электронном дневнике зависит от веса выставленных оценок. Расчеты осуществляются на основании таблицы весов:
- Контрольная работа или итоговый диктант имеют коэффициент 10;
- Практическая или лабораторная работа — 9;
- Сочинение, реферат или изложение — 8;
- Самостоятельная работа или доклад — 7;
- Устный ответ на уроке или выполнение домашнего задания — 6;
- Задания в ученической тетради — 5.
Например, ученик получает следующие оценки:
- за контрольную работу — 5;
- за лабораторную работу — 4;
- за реферат — 3;
- за самостоятельную работу — 2;
- устный ответ, который был оценен преподавателем — 4.
Чтобы рассчитать средневзвешенный балл, умножьте каждую оценку на весовой коэффициент, сложите все произведения, а затем разделите на общее количество оценок.
Пример: (5 * 10 + 4 * 9 + 3 * 8 + 2 * 7 + 4 * 6) / (10 + 9 + 8 + 7 + 6) = 148 / 40 = 3,7.
Таким образом, средневзвешенный балл учебного заведения составит 3,7, и учитель может выставить итоговую оценку 4.
С какого балла начинается 4 и 5
В этой связи возникает вопрос: как же рассчитывается минимум для выставления оценок 4 и 5? С какого числа начинает учитель? Часто родители и школьники наблюдают вычисления вроде 4,42 или 4,52 и пытаются предсказать, какую оценку выставит учитель. В данном случае итоговая оценка будет 4. Чтобы получить балл 4, оценка должна варьироваться в пределах от 3,65 до 4,64. Если средняя оценка составит 4,65 или выше, в таком случае оценка будет «5».
Как выставляются и округляются оценки за четверть и полугодие
Для промежуточных оценок учитель использует автоматически рассчитанную оценку из электронного журнала. Итоговую оценку выставляют на основании работы студента в течение учебного периода. Округление оценок в пользу студента производится из 0,67 от каждой оценки. Чтобы рассчитать средневзвешенную оценку, ученику необходимо иметь не менее трех оценочных работ по каждому предмету.
Результаты семестра по основным предметам (которые проверяются или оцениваются минимум дважды в неделю) формируются на основании результатов двух предыдущих четвертей. В этом случае преподавателю предоставляется возможность самостоятельно решить, как округлить итоговые результаты в зависимости от уровня знаний студента.
Для предметов, которые преподаются только один раз в неделю, итоговая оценка за семестр выставляется на основании средневзвешенной оценки.
Как считаются оценки за четверть в школе
Оценка за четверть — это промежуточная оценка успеваемости ученика за отчетный период. Она вычисляется на основе всех выставленных оценок за квартал и оценки за итоговый экзамен.
В большинстве школ России учебный год разделен на четыре учебные части. Однако есть и такие учебные заведения, которые дивидируют учебный год на четверти или семестры, особенно в старших классах. Обычно учебный год продолжительностью девять календарных месяцев делится на два семестра, каждый из которых включает две четверти.
Правила выставления оценок закономерны и регламентируются уставом школы, который должен соответствовать нормативным актам законодательства об образовании в России. В первом классе выставление отметок не ведется, что означает, что вопрос о том, как рассчитать оценку за четверть в первом учебном году, просто отсутствует.
Что влияет на итоговую оценку
Начиная со второго класса, оценки за четверть выставляются школой, однако родителям не всегда известно, как такой расчет осуществляется. Исключением часто становятся вопросы, вызывающие путаницу. Алгоритм расчета выглядит следующим образом:
- Прежде чем вычислить средний балл оценок в школе, необходимо сложить все текущие оценки и разделить на их количество, то есть найти среднее арифметическое. Часто в этом случае результат очевиден: при 10 пятерках и 2 четверках итоговый результат составит 5. Однако возможно применение техники подсчета по средневзвешенному баллу, о чем сказано далее.
- Другим критерием выставления оценок за четверть в школе является итоговая контрольная работа, которая имеет больший вес по сравнению с текущими. В случае множественных расхождений выставляется именно она.
Рекомендации Министерства образования
В письме № 1561/14-15 от 19 ноября 1998 года Министерства образования Российской Федерации подчеркивается, что средний балл по школе за четверть в 2020 году или любом другом году служит одним из инструментов при проведении итогового экзамена. В том же письме приводятся указания для учителей:
- Как считать оценки за четверть в школе в спорных случаях? Следует принимать решения в пользу ученика, то есть выставить более высокий балл.
- Если текущие оцены в журнале стабильны, и у школьника, скажем, должна получиться четверка, итоговая оценка за контрольную работу за четверть не должна влиять на это. То есть, у уверенного хорошиста, который получил тройку на контрольной, все равно должна быть выставлена оценка 4.
- Система выставления оценок таким образом должна быть построена следующим образом: если текущие оценки нестабильны, и уровень знаний школьника не очевиден, ориентируйтесь на результаты контрольной работы. Если у ученика в журнале имеются тройки, четверки и пятерки, и средний балл оказывается приблизительно между двумя оценками, то при хорошей сдаче контрольной ему выставят более высокую четвертную оценку.
Что такое средневзвешенный балл?
Средневзвешенный средний балл — это концепция, с которой сталкиваются многие родители, чьи дети используют электронный дневник. В данном случае каждой оценке присваивается коэффициент, который зависит от сложности задания. Например, коэффициент будет отличаться для домашней работы, классных работ, тестов, словарных диктантов и других упражнений. Эти коэффициенты служат индикаторами значимости заданий: одни имеют больший вес, другие меньший, что, таким образом, влияет на результаты семестра.
Иногда в функционале электронного календаря функция взвешенного усреднения отключается. Это означает, что школа просто рассчитывает оценки по устаревшей схеме и определяет среднее значение. Министерство образования России не рекомендует применять такой метод, поскольку считает его неэффективным.
Рекомендации Министерства образования
В письме Министерства образования Российской Федерации № 1561/14-15 от 19 ноября 1998 года подчеркивается, что средний балл по школе за четверть 2022-2023 учебного года или любого другого периода является важным инструментом для выполнения итоговой аттестации.
Далее приведены рекомендации для учителей:
- Как действовать в спорных ситуациях при выставлении оценок? Необходимо действовать в интересах ученика, то есть выставлять более высокую оценку.
- Если текущие показатели в электронном журнале стабильны, и планировалось, что у школьника будет, например, четверка, итог плохой контрольной не должен повлиять на это. Таким образом, даже если хорошо успевающий школьник получил тройку в контрольной работе, итоговая сумма все равно должна составить четверку.
- Система выставления оценок в школе такова, что если текущие результаты нестабильны, и уровень знаний ученика не очевиден, следует ориентироваться на результаты контрольной работы. Например, если учащийся имеет в журнале и тройки, и четверки, и пятерки, средний балл оказывается между двумя отметками, следует выставить более высокий балл в случае хорошего выполнения контрольной работы.
Что такое средневзвешенный балл
Многим родителям, чьи дети активно пользуются онлайн-дневниками, необходимо знать, что такое средневзвешенные оценки. Каждой оценке в данном случае присваивается определенный коэффициент, который зависит от сложности выполняемых заданий. Например, для домашних заданий, классных работ и контрольных заданий могут устанавливаться разные коэффициенты. Они отражают значимость тех или иных заданий для итоговой аттестации: одни имеют больший вес, другие — меньший.
Иногда в приложении электронного календаря функция взвешенной оценки отключается. Это подразумевает, что образовательное учреждение использует более простую форму подсчета, вычисляя простое среднее значение. Однако Министерство образования Российской Федерации недовольна таким подходом и считает его устаревшим.
Возникает вопрос: как определяется, какая оценка имеет наибольшую важность? Ответ прост: вес оценок определяется самим преподавателем. Согласно статье 55 Кодекса Российской Федерации об образовании, учитель вправе самостоятельно выбирать методы оценки знаний, которые он использует.
Безотметочное обучение в школе
Учебный процесс без оценок представляет собой попытку найти новые подходы к оцениванию, которые могут устранить недостатки традиционной системы.
В современных начальных школах безоценочная система уже зарекомендовала себя и успешно применяется. Главной целью такого подхода является развитие у ребенка интереса к обучению и стремления к получению новых знаний и навыков.
Психологи отмечают, что применение безоценочной системы оценивания в начальной школе, исключающей числовые оценки, защищает чувствительную психику ребенка от эмоциональных потрясений и помогает обеспечить более эффективное понимание учебного материала, изучаемого на уроках. Безотметочная система предполагает более справедливую и дифференцированную оценку знаний учащихся.
Кроме того, данный подход ориентирован на то, чтобы сделать образовательный процесс более человечным и значимым, принимая во внимание личные качества каждого учащегося. Это позволяет учителю и ученику устанавливать более доверительные связи, формируя отношения сотрудничества.
Практика безоценочного обучения в начальной школе выполняет ряд важных функций:
- Функция здоровья: взаимодействие между участниками учебного процесса осуществляется на основании партнерства и взаимопонимания. Создание и поддержание благоприятной и доброжелательной атмосферы в процессе обучения находятся в руках учителя, а оценочная деятельность осуществляется через личностную поддержку детей;
- Психологическая функция: формирование у учащихся адекватной самооценки. Это способствует тому, чтобы детям было легче адаптироваться к школьному процессу. Важно, чтобы ребенок правильно воспринимал оценки своего труда и использовал их для улучшения своих результатов. Оценивание знаний должно основываться на ясных и долгосрочных критериях, что позволяет избежать проявления деструктивных эмоций (таких как обиды, злость и угнетенность);
- Динамическая функция, основанная на индивидуальном подходе в обучении, когда результаты учебной деятельности оцениваются в разрезе прежних успехов и ограничений каждого ученика. Это приводит к более глубокому пониманию процесса оценивания. Понимание учениками различных форм и способов оценивания, а также что их уровень знаний можно измерять по-разному, способствует формированию адекватной оценки собственного достоинства. Такого рода концепция улучшает эффективность образовательного процесса.
Чтобы осуществить все вышеперечисленные функции, необходима методическая база, обеспеченная администрацией школы, методистами и психологами. Эти специалисты организуют координацию работы между учителями и родителями на протяжении всей обучающей деятельности.
Применение безотметочной системы требует индивидуального подхода к каждому ребенку, наблюдения за динамикой его учебного роста, а также за его способностями как к индивидуальной работе, так и к совместной деятельности в классе. Не следует смешивать личные качества учащихся, такие как концентрация внимания или объем памяти, с оцениванием. Важно четко определить, что именно подлежит оцениванию:
Средний и средневзвешенный балл
В каждой школе существуют разные системы подведения итоговых оценок. В электронном дневнике справа от каждой дисциплины имеется столбец с отметкой за четверть и столбец со средним/взвешенным средним баллом. Это число уже является итоговой оценкой. Если ученик получает дополнительные оценки, средний балл или средневзвешенный балл изменится. Это значение представляет собой итоговую оценку, выставляемую за весь учебный период четверти.
Теперь рассмотрим, как вычисляется средний балл — это делается путем деления суммы всех текущих оценок, выставленных за четверть, на общее количество оценок. В качестве примера возьмем следующие оценки. Предположим, их количество составляет 11, тогда делим 37 на 11. Это дает 3,36. Округление в большую сторону приводит к итоговой оценке 3.
Несколько сложнее произвести вычисление средневзвешенного балла. Это подразумевает использование термина «взвешивание оценок». Но что же это значит? В каждой школе, применяющей концепцию средневзвешенного балла, данная процедура документируется во внутренних правилах, которые обычно доступны для ознакомления. В разных учебных заведениях вес отдельных оценок может различаться. Примером служит таблица весовых коэффициентов оценок. Обычно максимальный вес составляет 10.
Тип работы | Вес оценки |
Административная контрольная работа | 10 |
Диктант | 8 |
Контрольная работа | 6 |
Проверочная работа | 5 |
Ответ на уроке | 4 |
Пересказ текста | 3 |
Домашняя работа | 2 |
Другое (например, участие в активности) | 1 |
Это лишь пример, и каждое учебное заведение формирует подобную таблицу индивидуально, принимая во внимание особенности образовательного процесса, который может включать в себя множество типов заданий. Таким образом, в каждой школе существует своя классификация и система весов для оценок.
Теперь рассмотрим, как мы можем рассчитать средневзвешенный балл на основе уже известного набора оценок. Вышеуказанные оценки будут использоваться для расчетов:
- 2 — оценка за другое задание, например, заполнение таблиц;
- 4 — контрольная работа;
- 3 — домашняя работа;
- 4 — диктант;
- 2 — еще одна домашняя работа;
- 3 — проверочная работа;
- 4 — устный ответ в классе;
- 4 — еще один устный ответ;
- 4 — третий диктант;
- 3 — еще один устный ответ;
- 4 — административная контрольная работа.
Теперь необходимо умножить каждую оценку на соответствующий вес, основываясь на типе работы, которую ученики выполняли:
- 2 * 1 = 2;
- 4 * 6 = 24;
- 3 * 2 = 6;
- 4 * 8 = 32;
- 2 * 2 = 4;
- 3 * 5 = 15;
- 4 * 4 = 16;
- 4 * 4 = 16;
- 4 * 8 = 32;
- 3 * 4 = 12;
- 4 * 10 = 40.
Далее, окончательной суммой полученных произведений, а затем нужно сделать вычитание суммы всех весовых коэффициентов, соответствующих каждой оценке:
Таким образом, расчет среднего и средневзвешенного балла представляется джентльменским набором для понимания учебного прогресса студента и может быть полезен для оценки ситуации как родителям, так и самим ученикам.