У известного режиссера Андрея Кончаловского восемь детей, которых он воспитал и назвал в свою честь. Старший сын, Егор Кончаловский, направил свою жизнь по стопам родителей и стал успешным режиссером, сценаристом и продюсером. Как актер он запомнился своими ролями в фильмах «Антикиллер», «Розы для Эльзы» и «Консервы».
Краткая биография Андрея Кончаловского
Андрей Кончаловский приобрел известность не только в русском кино, но и на международной арене, в частности, в Голливуде. Он — талантливый режиссер, создавший более десятка полнометражных картин и сценических постановок, а также делающий вклад в образование как руководитель театральной киноакадемии «Ника». Несмотря на свои 82 года, Кончаловский продолжает активно работать и на сегодняшний день остается востребованным как режиссер и сценарист.
Кончаловский появился на свет 20 августа 1937 года в Москве в старинной аристократической творческой семье, обладающей богатой культурной историей. Он является русским по национальности. Его отец, Сергей Михалков, был известным детским писателем, а мать, Наталья Кончаловская, поэтом и профессиональным переводчиком. Брат Кончаловского, Никита Михалков, тоже стал значимой фигурой в мире искусства, основав свой театр и сделав успешную карьеру в кино. Несмотря на то что оба брата выбрали разные фамилии — один в честь отца, другой в честь матери — они сохраняют близкие дружеские отношения.
Среди других известных членов его семьи — художники Василий Суриков и Петр Кончаловский, что также подчеркивает творческую среду, в которой рос Андрей. С детства его судьба была предопределена, так как он проявил большой интерес к классической музыке и искусству. Он обучался в музыкальной школе, а затем в университете Московской консерватории. Однако спустя два года Кончаловский принял решение оставить консерваторию, стремясь найти свое истинное призвание.
В тот период он увлекся советским кино и влился в творческую жизнь, став студентом режиссерского факультета ВГИКа. Его учителем был выдающийся педагог и режиссер Михаил Ромм. На студенческой скамье он начал работать над сценарием своего первого фильма «Моя деревня сражается», что связано с его первым знакомством с Андреем Тарковским, с которым ему предстоит много работать после окончания ВГИКа.
Фильмография
Андрей Кончаловский дебютировал в кино в 1961 году, сыграв небольшую роль в художественном фильме «Суд безумия». Затем он появился еще в двух картинах: «Иваново детство» (1962) и «Застава Ильича» (1964). Однако вскоре Кончаловский осознал, что его истинный интерес лежит в области режиссуры, и переориентировался. Его режиссерская дебютная работа «Мальчик и голубь» была отмечена «Бронзовым львом» на Венецианском кинофестивале, что положило начало его карьере. Следующие фильмы Кончаловского также имели успех, и он завоевал общественное признание.
Среди художественных фильмов Кончаловского можно выделить: «Дядя Ваня» (1970), «Романс о влюбленных» (1974), «Кровь и пот» (1976), «Одиссей» (1997), и «Глянец» (2007). В 1980 году режиссер эмигрировал в США. Там его таланты также не остались без внимания, и он снял несколько успешных художественных фильмов, среди которых «Скромные люди», «Танго и Кэш», «Гомер и Эдди» и «Лев зимой».
Помимо работы в кино, Кончаловский поставил множество театральных постановок, в том числе «Чайку», «Войну и мир», «Дамский угодник», «Евгений Онегин» и «Король Лир». Он стал обладателем «Серебряного льва» за режиссерское мастерство в фильме «Белая ночь почтальона Алексея Трипицина». Фильм «Рай» принял участие в гонке за премию «Оскар» в категории «Лучший международный художественный фильм». В 2016 году Андреем была премьера рок-оперы «Преступление и наказание», которая также обрела популярность.
Сколько лет
В 2022 году Андрею Кончаловскому исполнилось 84 года, но его творческий путь продолжается, и режиссер по-прежнему активно участвует в кинематографе.
Стоит отметить, что Кончаловский славится своей привлекательностью. За свою жизнь он вступал в брак пять раз, и его романтические отношения часто пересекались с его профессиональной деятельностью. Это обстоятельства привели к тому, что в его жизни было гораздо больше любовных историй, чем у многих других знаменитостей, что зачастую обуславливает интерес к публичным личностям.
Часто эти отношения заканчивались распадом, так как многие из его партнеров уставали от постоянной жизни под прицелом камер и репортеров.
Первая жена Кончаловского — балерина Ирина Кандат
С Первой женой, великолепной балериной Ириной Кандат, Андрей познакомился в 1950-х годах. Она была студенткой старших классов балетной школы Большого театра. Их знакомство произошло через родителей, которые дружили с семьями друг друга на протяжении многих лет.
В 1957 году молодая пара связала себя узами брака, но их совместная жизнь не была долгой, и вскоре Кандат, предавшись интригам, оставила его ради другого человека — маэстро театра. Официальное завершение их брака произошло в 1959 году, детей у них не было.
Наталья Аринбасарова и Кончаловский
После разрыва с Ириной, Кончаловский погрузился в несколько любовных романов, однако не спешил вновь создать семью.
С Натальей Аринбасаровой, с которой он познакомился в балетной школе, ему удалось вызвать взаимные чувства. Она вдохновила Андрея на создание ряда творческих проектов, однако о замужестве не было и речи.
В 1966 году пара все же поженилась. Вскоре их семья пополнилась первенцем — сыном Егором. Однако вскоре после этого Кончаловский потерял голову от любви к другой женщине, и в 1969 году он подал на развод, признав свою измену. Наташа не ожидала такого поворота и вскоре вышла замуж за другого. Впрочем, Кончаловский снова обрел счастье в любви, женившись на француженке Вивьен Годетт, с которой у него родилась дочь Александра. Но вскоре к нему в жизнь снова вернулась интрига в виде романтической связи с молодой актрисой Еленой Кореневой. Их отношения длились три года, но в итоге Кончаловский так и не распорядился о создании новой семьи и выбрал свободу.
После развода с Вивьен в 1980 году, он переехал в Голливуд. Жизнь в США не давала ему покоя, и вскоре его сердце снова распахнулось для любви.
Юлия Высоцкая и Кончаловский: как познакомились
С Юлией Высоцкой он встретился на «Кинотавре-1996» в солнечном Сочи. Андрей сразу выделил ее среди других участников, она привлекла его внимание своей харизмой и талантом. Их отношения развивались быстро, и в 1998 году молодые люди поженились, устранив все преграды для счастья.
Кончаловский и Высоцкая: свадьба
Юлия стала пятой и законной супругой Кончаловского. Их свадьба была венчанием в церкви, где Андрей отнесся к этому событию с глубокой серьезностью. Мало кто верил в прочность их союза, но Кончаловский и Высоцкая олицетворяют крепкие и настоящие чувства, которые выдержали множество испытаний и преодолели сложности, включая давление общественности и требовательность их профессий.
Андрей Кончаловский в одной из своих заявлений отметил: «Курочку Рябу» вспоминают лишь в двух случаях: когда хотят обвинить русских в стереотипах или когда происходит что-то особенно экстраординарное. Говорят: «Смотрите, как он горит, как курица». Иногда это иллюзия, которая подводит к искренним выводам.
Детство и семья
Андрей Михалков-Кончаловский вырос в знаменитой семье, без лишней скромности можно сказать, что семья была дворянского происхождения. Его отец Сергей Михалков — блестящий автор детских произведений, а также дважды гимнов России. Мать Наталья Кончаловская была многосторонней личностью: она была талантливым поэтом, писателем и переводчиком.
По материнской линии в семейном древе Андрея можно найти таких известных личностей, как художник Василий Суриков и его дядя, клиницист Максим Кончаловский. Каждый из этих людей оказал значительное влияние на творческое развитие Андрея. У Андрея также есть брат Никита Михалков, который himself является признанным режиссером и выдающейся фигурой в кинематографе.
Андрей провел свои ранние годы, погружаясь в мир музыки. Он окончил Центральную музыкальную школу в 1952 году, а затем продолжил обучение в Московской консерватории. Однако, несмотря на его страсть к музыке, он не окончил обучение на фортепиано, оставив его после двух лет дальнейшего облыждения ее.
Роман с кино привлек молодого человека, и он поступил в ВГИК на режиссерский факультет, где его учителем стал Михаил Ромм, создавший такие культовые труды, как «Мечты», «Обыкновенный фашизм» и «Девять дней одного года».
Первые работы
В процессе учебы в ВГИКе Кончаловский снялся в нескольких короткометражных фильмах, таких как «Суд над бешеной коровой», «Мои 20 лет» и «Деревенские бои». Он также имел честь сотрудничать с Андреем Тарковским, занимаясь созданием сценария для его последней картины. Это сотрудничество стало началом их долговременного творческого партнерства.
Первым фильмом, который Кончаловский снял как режиссер, стал «Мальчик и голубь», выпущенный в 1961 году. Эта короткометражная работа повествует о мальчике, который мечтает о своей голубке и готов преодолеть все преграды ради ее мечты. Главную роль сыграл Николай Бурляев, который на тот момент только начинал свою карьеру на российской сцене. Этот фильм принес Кончаловскому первый успех и положил начало его творческой карьере, так как фильм получил признание на международных фестивалях.
Первым значимым полнометражным фильмом Кончаловского стала экранизация повести «Первый учитель» Чингиза Айтматова. Эта работа изображала конфликт между современными ценностями и патриархальными нормами жизни в киргизском селе и получила номинацию на Золотого льва на Венецианском кинофестивале. В этом фильме сделала дебют молодая актриса Наталья Аринбасарова, ставшая затем его супругой.
Следующий фильм Кончаловского, «История Аси Крячиной, которая любила, да не могла выйти замуж» с Ией Сабиной в главной роли, оказался под запретом у Госкино. Лента реалистично отражала трудности жизни в советском коллективе, показывая все аспекты нищеты и безразличия. Зрители смогли увидеть фильм лишь спустя два десятилетия, и даже тогда он вызвал бурные восторги и обсуждения.
Андрей Кончаловский черпал вдохновение из работ таких великих режиссеров, как Акира Куросава («Рашомон», «Семь самураев») и Федерико Феллини. По словам Кончаловского, они действительно любили своих персонажей и умели передать эту любовь зрителю через экран.
Принципы своих кумирами он перенес на свои более поздние картины, основанные на классической русской литературе. Фильм «Гнездо аристократа» (1969) с Леонидом Курагиным и Ириной Кувченко впечатлил зрителей своим глубоким лиризмом и полным погружением в мир русской аристократии XIX века.
Также следует отметить фильм «Дядя Ваня» (1970), ставший важным этапом в карьере Кончаловского и отмеченным высокими оценками как отечественными, так и зарубежными критиками, среди которых — американский режиссер Вуди Аллен, который упоминал: «Сравнивать свой фильм «Сентябрь» с «Дядей Ваней» Кончаловского было бы неуместно; это лучший фильм по этой пьесе, который я видел.»
Последним фильмом, снятым Кончаловским в Советском Союзе, стала 4,5-часовая историческая эпопея «Сибириада». Мужественно отражая жизнь двух враждующих крестьянских семей, фильм прояснил события с 1920-х до 1960-х годов через призму становления нового государства.
«Голливудский период» Андрея Кончаловского
Первым фильмом, который Кончаловский снял после эмиграции, стала короткометражная драма «Сломанное вишневое дерево», которая была номинирована на премию «Оскар» в 1983 году.
Его первый полнометражный фильм в Голливуде, «Возлюбленный Марии», с Настасьей Кински в главной роли, стал визуальным обращением к русской литературе, в частности к рассказу Андрея Платонова «Река Потудань». Кински также сыграла ключевую роль в продвижении Кончаловского в Голливуде, помогая ему найти авторитетного продюсера.
Один из самых известных фильмов Кончаловского, «Поезд-беглец», снят в США и стал культовым произведением. Он рассказывает о ситуация, когда машинист поезда, идущего в сторону Аляски, оказывается мертв, и пассажиры, включая двух беглецов, должны найти способ остановить состав. Фильм был номинирован на три премии «Оскар» в таких категориях, как «Лучший актер», «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучший монтаж».
Не менее популярным и коммерчески успешным стал фильм «Танго и Кэш», экшен-комедия с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главных ролях. Однако на съемочной площадке царила напряженная атмосфера: постоянные конфликты между актерами и продюсерами завершились увольнением монтажера за «эксперименты». В результате Андрей Кончаловский покинул проект после завершения 80% съемок, а его заменил Альберт Магноли, стиль работы которого значительно отличался от работы Кончаловского, что заметно отразилось на общем качестве картины.
В 1987 году Андрей Кончаловский вернулся в Советский Союз как официальный гость Международного кинофестиваля. На родной земле он повстречал свою четвертую жену, телеведущую Ирину Мартынову. У них родились две дочери — Наташа (1991) и Елена (1993), о которых он тоже должен был заботиться.
Начало большой карьеры
Андрей начал работал над своим первым фильмом «Мальчик и голубь», находясь еще в статусе студента. Этот фильм принес ему первую награду — «Бронзового льва» на Венецианском фестивале детских фильмов. Позже, во время учебы, он завел крепкую дружбу с Андреем Тарковским. Вместе они разработали несколько сценариев, включая «Андрея Рублева», «Звено и скрипка» и другие.
В 1960-е годы было очень трудно пробиться с фильмами, поскольку они часто подвергались жестокой цензуре. Тем не менее, Кончаловский был готов к испытаниям. Он летом 1975 года закончил сценарий «История Аси Крячиной», про отношения между людьми — ее ошибках и надеждах, которые так и не сбылись. В проекте участвовали только начинающие актеры, однако Госкино не одобрило картину, и она не была выпущена в прокат. Прошло два десятилетия, прежде чем Кончаловский смог восстановить картину и представить ее зрителям.
Следующий его фильм, «Дядя Ваня», вышел в 1970 году, собрав под свои крыша легендарных актеров — таких как Сергей Бодров и Иннокентий Смоктуновский. Этот фильм стал не только коммерчески успешным, но и обеспечил международное признание.
Кончаловский получил международное признание после успеха своего фильма «Романс о влюбленных», который в 1974 году был удостоен Гран-при на международном уровне. Далее последовали другие успешные проекты, в том числе «Сибириада», которая также взяла Гран-при на Каннском кинофестивале.
Могут быть знакомы
Андрей Кончаловский получил звание артиста эстрады РСФСР в 1980 году и вскоре после этого принял решение о выезде из страны. Он отправился в США, где его собственное творчество сначала не было принято. Тем не менее, талантливый режиссер быстро нашел свою аудиторию, благодаря своим фильмам и высокой художественной ценности работ. В США он снял ряд известных картин, таких как «Дуэты для солистов», «Home Run with the Angels Down» и «Поезд-беглец», каждая из которых принесла Андрею лавры и многочисленные награды.
Новым этапом в его биографии стала работа с такими мировыми кинозвездами, как Сильвестр Сталлоне и Курт Рассел в фильме «Танго и Кэш», который стал настоящим хитом и кассовым успехом. Однако после этого Андрей вернулся в Россию, что было вызвано его несогласием с западной киноиндустрией и решениями в области продюсерства.
Труды на родине
По возвращении в Россию Кончаловский немедленно начал работать над новым проектом, в том числе с продолжением истории Аси.
1997 год ознаменовался для Кончаловского успешной работой над фильмом «Одиссея», продюсированный с бюджетом в 40 миллионов долларов, который также получил почетную премию «Эмми» и положительные отзывы критиков в ходе его показа.
В 2002 году Кончаловский пригласил знаменитого музыканта Брайана Адамса сыграть небольшую роль в своем фильме, в котором также появилась его новая жена Юлия Высоцкая. Этот проект также способствовал дальнейшему укреплению их сотрудничества и совместной успешной карьеры.
2007 год подарил зрителям работу «Гриане», которая имела большой успех. В это же время Кончаловский работал над трехмерной адаптацией «Щелкунчика». В 2009 году он был удостоен премии «Оскар» за фильм «Движущиеся картинки последнего воскресенья», который также раскрыл новые горизонты в его карьере.
Андрей Кончаловский не только создает важные фильмы, но и активно участвует в продюсерских проектах, став одним из центральных фигур в российском театре. Он работал над множеством постановок, среди которых «Война и мир», «Три сестры», «Король Лир» и «Дамапика».
Одной из последних заметных работ Андрея является фильм «Рай», в котором Юлия Высоцкая исполнила главную роль. Эмоционально насыщенная картина, сюжет которой вращается вокруг иммигранта, попавшего в капкан нацистов, показала ее как выдающуюся актрису. Фильм был представлен на Венецианском кинофестивале, и Андрей получил признание как талантливый режиссер.