3 января 2008 года ушел из жизни выдающийся актер, ставший примером для миллионов зрителей в России. На момент своей кончины ему было 54 года. Александр Гаврилович Абдулов был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, что является одной из наиболее почитаемых мест захоронения для известных личностей.
Александр Абдулов
Александр Абдулов — это культовая личность в мире советского и российского кино, его творчество стало неотъемлемой частью культурного наследия страны. Он снимался в фильмах, которые вошли в историю как лучшие образцы советского кинематографа и сегодня воспринимаются как истинная классика. Высокий и привлекательный, он завоевал сердца зрителей, а его талант не ограничивался лишь экраном — Абдулов также проявил себя как театральный и голосовой актер, а также режиссер, что позволило ему достичь признания во многих областях искусства.
С детства Александр Гаврилович находился в окружении театра: его отец, Гаврила Данилович Абдулов, работал режиссером в Фергане, а его мать, Людмила Александровна, была гримером. Несмотря на то что в официальных документах Александр обозначен как русский, у него были татарские корни, что добавляло многообразия в его культурное восприятие.
Родился Саша в семье, где предыдущие беременности не всегда оказывались удачными; его мать ранее потеряла двух сыновей. По этой причине она изначально не планировала третьего ребенка и, узнав, что снова будет мальчик, вела себя довольно нерешительно. Врач, посоветовавший её не делать аборт и уверивший, что она ожидает девочку, стал причиной, по которой Александр появился на свет, хотя все оказалось иначе.
Александр впервые соприкоснулся с театральным искусством, посетив спектакль «Кремлевские куранты», когда его отец, театральный работник, взял сына за кулисы. Этот опыт навсегда остался в его памяти как один из самых эмоциональных моментов детства. Его воспоминания об отце заполнены светом и радостью, поскольку именно он стал тем, кто вдохновил сына полюбить театр и понимать его важность как искусства.
Хотя карьера Александра складывалась сложным образом, его детство было полным интересных моментов. Маленький Абдулов проявлял вдохновение, строя гитары из подручных средств и увлекаясь музыкой, при этом его кумирами были «Битлз». Он активно экспериментировал, сочиняя мелодии и зарабатывая репутацию среди сверстников как «пятый Битл». Его брат попытался удержать его дома, подстриг ему волосы, надеясь, что это заставит Александра увлечься учебой, однако это не дало значительных результатов, и мальчик продолжал исколесить окрестности в поисках приключений. В то же время, несмотря на повседневные шалости — разбитые окна и драки — он также проявлял выдающиеся способности в спорте, особенно в фехтовании, что в конечном итоге привело к его успеху в кино.
Следуя отцовским указаниям, Александр пытался поступить в театральное училище имени Щепкина, но, не получив желаемого результата, по рекомендации матери на год поступил в педагогический колледж, где изучал физическую культуру. В это время он активно продолжал заниматься театром, что собирало его со вдохновением возвращаться к долгожданной мечте.
Театр
Спустя год после начала учебы в колледже, Абдулов вернулся в Москву, решив попытать счастья в столице как актер. Он поступил в ГИТИС, что стало важным шагом для его творческой карьеры. Братья Александра мечтали стать актерами, но, к сожалению, все попытки провалились. Старший брат, к примеру, оказался в Губкинском нефтехимическом институте, но вскоре его жизнь трагически оборвалась. Проблема с исчезновением его братьев оставила отпечаток на душе Александра, и он начал понимать, насколько трудна жизнь в большой столице.
Карьера Абдулова имела свои взлеты и падения, ведь несколько лет он провел в общежитиях, работая на разгрузке вагонов, но никогда не жаловался на свои жизненные обстоятельства. Он пришел в актерский мир как неординарный и трудолюбивый человек, что не осталось незамеченным — талант актера был отмечен известными режиссерами. Марк Захаров обратил внимание на него в 1974 году и пригласил на работу в театре “Ленком”, где Абдулов смог раскрыть свои способности, принимая участие в знаменитых спектаклях.
Через некоторое время его роль в «В списках не значился» принесла ему первую значимую награду и признание в театральных кругах, что стало началом его восходящей карьеры. С тех пор он стал неотъемлемой частью театра, участвуя в более чем 17 различныз спектаклях, среди которых такие как «Гамлет», «Парикмахер и ересь», и «Кристалл Турандот».
Александр Абдулов выступает в спектакле «Двенадцать дней».
Абдулов оставил огромный след в театре благодаря своим талантам и харизме. Он исполнил значимые роли в знаковых спектаклях, таких как «Юнона и Авось», который стал одним из самых remembered, не только благодаря отличной актерской игре, но и своей музыкальности, где его многочисленные образы завораживали зрителей.
Театр стал домом для Александра, и его работа принесла ему множество наград, включая премию «Кристалл Турандот» за роль в одном из спектаклей, а его вокальные данные также нашли применению на сцене и в музыкальных проектах.
Фильмы
В 1985 году на экраны вышел фильм «Самая обаятельная и прелестная», который быстро завоевал популярность среди зрителей, став шедевром не только своей эпохи, но и современности. Это была комедия, в которой Абдулов сыграл роль обаятельного Володи Смирнова, влюбленного в Надежду Клиеву, которую сыграла Ирина Муравьева. Эта роль была адаптирована непосредственно под Муравьеву, и режиссер долго уговаривал актрису сняться, поскольку без нее фильм потерял бы свою магию.
Несмотря на трудности, работа над фильмом стала для них обоих знаковой, что привело к популярности, которая продемонтрировала глубину их актерского мастерства. Многие зрители отдали предпочтение именно Абдулову, и его персонаж стал символом романтики, что только усилило интерес к актеру. Образ ухоженного музыканта покорил немецких зрителей и завоевал значительное внимание благодаря привлекательной внешности и таланту.
Продолжая успешную карьеру, Абдулов участвовал в создании известных фильмов, таких как «Двенадцать стульев», «Место встречи изменить нельзя» и «Пропавшая экспедиция». Однако именно после показа «Обыкновенного чуда» режиссера Захарова он обрел всенародное признание и стал настоящей звездой. Уникальная внешность и широкая способность к перевоплощению позволяли ему играть разнообразные персонажи, от комедийных до драматических.
Его собственные трюки в фильмах также отмечались, что подчеркивало его физическую подготовку и профессионализм. В фильме «Не оставляй своих любимых» он успешно сыграл роль Митиаса, что добавило еще больше популярности к его уже обширной фильмографии.
Из-за загруженного графика он часто играл одновременно в нескольких фильмы, срываясь на съемки сразу по нескольким проектам. В 1986 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1991 году он стал артистом эстрады РСФСР. Этот переломный момент только подтвердил его статус как одного из ведущих артистов в стране.
Однако он также проявил себя как автор, внося изменения в сценарии таких фильмов, как «Странные люди» и «Шизофрения», которые имели свои успехи, хотя последние работы не всегда были однозначно восприняты зрителями или критиками.
В 1990-х годах Абдулов открывает свой фестиваль «Задний двор», объединивший много творческих деятелей, включая актеров и музыкантов, что позволило создать уникальную атмосферу для общения и взаимодействия с благотворительной целью.
Сколько лет было Александру Абдулову, когда он узнал о своем смертельном диагнозе? Всего 54 года. Его новорожденной дочери на тот момент не было и года, и несмотря на свою крепкую физическую форму, актер быстро изменился внешне, покрывшись седыми волосами и морщинами.
Детство
Александр Абдулов появился на свет 29 мая 1953 года в Тобольске, однако свое сердце он всегда чувствовал принадлежащим Узбекистану, куда его семья переехала, когда ему исполнилось три года.
Он вырос в театральной семье; его отец, Гаврила Данилович Абдулов, основал и стал художественным руководителем Русского театра в Средней Азии, тогда как его мать, Людмила Александровна, работала там художником по костюмам и гримером, оказав значительное влияние на начало карьеры сына.
Александр был третьим ребенком в семье, он рос вместе с братьями — старшим Владимиром и Робертом, родившимся от другого отца. Первоначально ее мать не собиралась рожать третьего сына и планировала аборт, но после уверений врачей, что у нее будет девочка, она согласилась, не догадываясь о реальном положении дел до момента рождения.
Дебютируя на сцене в возрасте пяти лет в спектакле «Кремлевские куранты» вместе с отцом, Александр уже тогда начал ощущать магию театра, ставя перед собой высокие цели и мечтая о большой карьере. Имя его отца стало для него не только примером, но и во многом определило его жизненные ориентиры и стремления.
В школе он учился усердно, но больше всего ему нравилась гимнастика, и в его детстве часто случались драки с хулиганами. С ранних лет он начал проявлять бунтарский дух, который выражался в мелких шалостях, таких как кража химикатов для взрывчатки, что прокладывало его путь в мир искусства и непредсказуемости. Курение началось в 13 лет, когда он находил окурки и вместе с друзьями собирался в уличные группировки, влияющие на его дальнейшую творчество.
Интерес к музыке закладывался с детства, когда кумиром для него стали «Битлз». Позже он собрал свою первую гитару и уже тогда, в фильме «Бременские музыканты и Ко», осуществил свой музыкальный дебют, что придавало ему уверенности. Примечательно, что в будущем он стал известен как «пятый Битл» среди своих сверстников за невероятные таланты и стиль.
Как и его братья, он успел получить успех в фехтовании и много лет спустя свободно исполнял трюки в фильме «Обыкновенное чудо», что свидетельствовало о его универсальности и мастерстве.
Но, как и все добрые родительские мечты, мечта о театре у семьи Абдуловых была сильной. Отец настойчиво пытался направить Александра в театральное училище имени Щепкина, однако юноша не прошел вступительные экзамены и был зачислен на физкультурный факультет Ферганского пединститута, одновременно работая помощником в театре, который тогда управлял его отец.
Спустя год его упорство и желание попасть в актерский мир заставило его снова подавать документы в ГИТИС, где он успешно сдал экзамены и стал студентом под руководством опытного преподавателя Иосифа Моисеевича Раевского. Жизнь студента была непростой: по ночам ему приходилось разгружать товары, а на утро идти на занятия, что в значительной мере закалило его дух и подготовило к серьезной карьере.
Театральная карьера
Наблюдая за молодым актером, Марк Захаров заметил его способности и предложил главную роль в спектакле «В списках не значился», где Абдулов блеснул своим талантом и получил заслуженное признание. Его инициатива и трудолюбие позволили стать частью знаменитой труппы театра Ленком, где он сыграл множество ярких ролей, включая олицетворение таких персонажей, как Олеговский и другие ведущие актеры.
Абдулов продолжал создавать шедевры, принимая участие в 17 спектаклях Ленкома, каждая из которых стала важным камнем в его карьерной лестнице. Среди них были такие пьесы, как «Гамлет», «Трудная игра», «Оптимистическая трагедия», «Брак» и «Кристалл Турандот».
Актерский талант Александра был столь ярким и убедительным, что одной из самых знаковых постановок стал мюзикл «Юнона и Авось», который завоевал сердечное признание зрителей на протяжении 35 лет. С момента премьеры 9 июля 1981 года она демонстрировалась больше 1500 раз.
Каждая роль, исполненная Абдуловым, насыщала его персонажи глубиной и искренностью, и его игра запомнилась даже иностранным зрителям. Американские зрители, увидевшие «Юнону и Або», были поражены, решив, что «горящий еретик» — это не просто актер, а натура, вложившая в артикуляцию правду своего существования.
Александр Абдулов в кино
Кинокарьера Абдулова активно начала развиваться в середине 1970-х годов, когда после непродолжительных ролей он получил возможность сыграть в фильме «Витая, масса, для морской пехоты», благодаря случайной встрече с ассистентом режиссера. Эта работа закрепила за ним статус восходящей звезды. Путь к популярности открыла работа в короткометражном фильме «Вера и Федор», где он также успел засветиться.
Следующим его шагом стала роль в культовом фильме «Двенадцать стульев», где Абдулов сыграл одну из ключевых ролей. Этот фильм выдвинул его на новый уровень популярности, открывающего дверь к съемкам в множестве других кинокартин.
В 1978 году Абдулов принял участие в съемках сказки Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», также ставшей классической. В ней он сыграл роль медведя, который оказался в комедийной ситуации, где ему нужно было восстановить свою человеческую форму при помощи любви. Этот фильм стал настольным для многих, а его персонаж — любимым.
Следующий фильм «Не покидай любовь» показал всю гамму эмоций, которые смогли зрители уловить благодаря ярким образам Абдулова и его жены Ирины Алферовой. Сюжет о совместной жизни разведенной пары срезонировал со многими и принес им вдвоем любимую народную известность.
Слава продолжала расти и в 1980-х годах, когда Абдулов работал в нескольких проектах одновременно, например, в фильме «Три доктора Востока», после чего его изображение как яркого и трудолюбивого артиста только укрепилось. Он часто полностью перевоплощался в персонажей, что приносило дополнительную ауру успеха.
В это время его имя стало ассоциироваться с самыми разнообразными жанрами, от комедий до драмы. Его талант был признан на высоком уровне, благодаря чему он часто работал с выдающимися режиссерами Советского Союза. Фильмы, такие как «Самая обаятельная и привлекательная», а также сотрудничество с Анатолием Эйрамжановым в «Для красивых женщин» гарантировали ему не только популярность, но и признание как заметной и значимой культурной фигуры.
Карьера Александра Абдулова, как и карьера всех государственных деятелей, была непростой. Он сравнивает себя с ублюдком, который пытался завоевать Москву. Он прожил в Москве 13 лет, скитался по общежитиям, работал на разгрузке вагонов и никогда не жаловался. В этот период Александр Гаврилович Абдулов начал приобщаться к толпе.
Болезнь, унесшая жизнь Абдулова
Трудная болезнь стала трагической вехой в жизни Александра Абдулова. У актера диагностировали рак легких, который был обнаружен на финальных стадиях, когда метастазы уже распространились на другие органы. Увы, такое повреждение часто встречается при раке легких, который многие пациенты даже не подозревают из-за латентной формы, в которой он может протекать.
В одном из своих последних интервью Александр призвал поклонников задуматься о вреде курения и стараться не повторять его ошибок. Он сам уже знал о своей болезни и стремился избежать, чтобы другие не повторяли его судьбу, полную горечи и утрат.
Похороны
Александр Абдулов был похоронен 5 января 2008 года на Ваганьковском кладбище, на прощании присутствовали многие его близкие и коллеги, которые тронуты его утратой. Среди тех, кто пришел попрощаться с актером, были:
- мать Людмила Александровна;
- брат Роберт Крайнов, который родился от другого отца;
- молодая жена Юлия с 10-месячной дочерью Евгенией;
- коллеги по театру и кино, а также поклонники.
Прощальная церемония прошла в театре Ленком, где актер провел много лет своей жизни, отдав все силы театральному искусству. Журналисты отмечали мужество его молодой жены, которая старалась держаться во время этой трудной утраты. Несмотря на юный возраст, маленькая Евгения ничего не знала о своем отце и едва ли могла сохранить в памяти его образ живым.
Родители и другие родственники
Знаменитый актер, родившийся в Тобольске, стал сибиряком, получив естество и гордость за свои корни. Ниже перечислены его близкие:
- мать Людмила Александровна, которая ушла из жизни в 2017 году;
- отец Гавриил Данилович, театральный режиссер, скончавшийся в 1980 году;
- брат Роберт, который жил с другим отцом и умер в 2011 году;
- брат Владимир, трагически убит в уличной драке в 1980 году;
- брат Юрий, ушедший из жизни за год до Александра, сын Гавриила Абдулова от первого брака.
Согласно официальным данным, дебютированием Александра стала роль в постановке «Колокола Кремля», и с детства он проявил удивительную предрасположенность к артистизму.
Его мать, которая мечтала о дочери, даже предлагала обменять своего сына на ребенка, но это предложение не нашло поддержки у отца, который отверг его и считал свои идеи абсурдными.