В 1987 году Никита Михалков и его единомышленники получили номинацию на премию «Оскар» за свой фильм «Урга: территория любви», который был выпущен в 1993 году. Этот фильм стал важным этапом в их карьере и привлек внимание международного сообщества.
Михалков, Никита Сергеевич
Никита Сергеевич Михалков является членом ВЛКСМ, зачисленным в 1959 году и остававшимся в организации до 1973 года. С 1956 по 1959 год он проходил обучение в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, обучаясь игре на фортепиано, а также изучал актерское мастерство в драматической студии Станиславского, что послужило основой для его будущей карьеры.
В 1963 году Никита был зачислен в Театральное училище имени Щукина. Однако, на четвертом курсе его исключили из-за того, что он активно снимался в кино, что было запрещено для студентов в то время. Это не остановило его стремление к искусству, и он поступил на режиссерскую секцию ВГИКа, что стало поворотным моментом в его карьере.
В 1971 году он окончил ВГИК, получив диплом на контрольном факультете, который курировал известный режиссер Михаил Лом. Его дипломная работа, фильм по сценарию «Тихие дни в конце войны», созданная в соавторстве с Растамом Ибрагинбековым, привлекла внимание к его талантам как сценариста и режиссера.
В возрасте 27 лет Никита был призван на военную службу. В 1972-1973 годах он служил на Камчатке в составе флотилии Тихоокеанского флота на корабле «Михаил Кутузов». По воспоминаниям его современников, он активно участвовал в художественной самодеятельности, устраивая концерты, которые привлекали много зрителей, что подтверждало его природный артистизм.
Творческий путь
Никита Михалков вернулся в кинематограф в юном возрасте — в 14 лет он дебютировал в кино. В 1960 году он сыграл роль в фильме «Облака над Борском», который был снят в 1961 году. Этот фильм стал одним из первых значимых шагов в его актерской карьере. В 18 лет, он получил главную роль в культовом фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», где также исполнил одноименную песню, ставшую известной и популярной.
В 1972 году Никита стал автором сценария для первого советского коммерческого фильма «Шоколад», который также получил признание. В 1974 году, в возрасте 28 лет, Михалков выпустил свои первые полнометражные фильмы — «Свой-чужой» и «Свой среди чужих». Это время, с 1974 по 1984 год, стало особенно продуктивным для Михалкова. Его фильмы постоянно получали международное признание на различных фестивалях и награды.
В 1980-х годах Никита Михалков продолжал снимать успешные картины, среди которых «Андрей Михалков-Кончаловский» (1979), «Вокзал для двоих» (1982) и «Сибириада» (1979), а также «Жестокий романс» (1984). В 1984 году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР — высокое профессиональное призвание в его карьере.
В конце 1980-х Михалков стал одним из основателей профсоюза продюсеров «Студия Трайт», целью которого было поддерживать и развивать российское кино. Первым проектом профсоюза стал фильм «Урга — территория любви» (1991), который стал притчей о жизни монгольской пары в степи и добился успеха на международной арене, включая номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Он также стал одним из защитников кинематографистов, работающих во времена перестройки, и с января 1992 года был членом Бюро Российского международного фонда культуры. В мае 1993 года Михалков был избран президентом Российского фонда культуры, сменив на этом посту известного академика Дмитрихова.
1993 год стал знаковым в его карьере — он выпускает фильм «Анна: от 6 до 18», а в следующем году снял «Утомленные солнцем», который получил множество наград Каннского кинофестиваля, включая Гран-при и премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.
В 1998 году Михалков был избран президентом Союза кинематографистов России. Его фильм «Сибирский цирюльник» вышел в 1999 году и оставил заметный след в истории российского кино. В более поздних работах, таких как «Статский советник» (2005, режиссер Филипп Янковский), Михалков также выступал в роли генерального продюсера и арт-директора через собственную студию «ТРИТЭ». Интересный аспект его биографии: предок Никиты, Владимир Сергеевич Михалков (1816-1900), был действительным статским советником.
Семья
- Прадед по материнской линии — художник Василий Суриков (1848—1916), известный русский живописец, чьи работы стали классикой русской живописи.
- Дед по материнской линии — художник Пётр Кончаловский (1876—1956), представитель русского импрессионизма и выдающийся педагог.
- Отец — Сергей Михалков (1913—2009) — знаменитый советский детский писатель, автор многих классических книг для детей.
- Мать — поэтесса и переводчица Наталья Кончаловская (1903—1988), представляемая российской культурой средой между искусством и литературой.
- Старшая сводная сестра Екатерина Алексеевна Семёнова (Богданова) (род. 1931) — дочь от первого брака Натальи Кончаловской, была замужем за известным писателем Юлианом Семёновым (1931—1993).
- Племянница Ольга Семёнова (род. 1967) — профессиональный журналист, работающая в печати и на телевидении.
- Старший брат — кинорежиссер Андрей Михалков-Кончаловский (род. 1937), который в советские времена эмигрировал в США, где осуществил постановку нескольких популярных фильмов. Он вернулся в Россию в конце 1990-х.
- Племянник Егор Кончаловский (род. 1966) — также стал известным кинорежиссером, созданным его собственные работы.
Никита имеет троих детей от своей жены Татьяны Михалковой:
- Анна (род. 1974) — талантливая актриса, заработавшая признание за свою работу в театре и кино.
- Артём (род. 1975) — режиссер и актер, также привнесший свой вклад в российское искусство.
- Надежда (род. 1986) — актриса, работающая как в кино, так и в театре.
Внуки
- Дети Степана: Александра (род. 1992), Василий (род. около 1999), Пётр (род. около 2002).
- Сыновья Анны: Андрей (род. 2000), Сергей (род. 2001).
- Дочь Артёма: Наталья (род. 2002).
- Дочь Надежды: Нина (род. 2011).
Фильмография
Год | Фильм | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Режиссер | Сценарист | Продюсер | Актер | Роль | Примечания | |
1959 | Солнце светит всем | ✔ | Школьник | Первая роль в кино | ||
1960 | Тучи над Борском | ✔ | Петя | |||
1961 | Приключения Кроша | ✔ | Вадим | |||
1963 | Я шагаю по Москве | ✔ | Коля | |||
1965 | Год как жизнь | ✔ | Жюль | |||
1966 | Шуточка | ✔ | Жених | |||
1966 | Перекличка | ✔ | Сергей Бородин | |||
1966 | Не самый удачный день | ✔ | Никита | |||
1967 | Звёзды и солдаты | ✔ | Прапорщик Глазунов | |||
1967 | Девочка и вещи | ✔ | ✔ | короткометражный, курсовая работа | ||
1967 | И эти губы, и глаза зелёные… | ✔ | ✔ | курсовая работа | ||
1968 | А я уезжаю домой | ✔ | ✔ | курсовая работа | ||
1969 | Дворянское гнездо | ✔ | Князь | |||
1969 | Песнь о Маншук | ✔ | Ежов | |||
1969 | Красная палатка | ✔ | Чухновский | |||
1970 | Спорт, спорт, спорт | ✔ | Кирибеевич | |||
1970 | Риск | ✔ | ||||
1970 | Спокойный день в конце войны | ✔ | короткометражный, дипломная работа | |||
1971 | Держись за облака | ✔ | Сотрудник ЧК | |||
1972 | Станционный смотритель | ✔ | Минский | |||
1972 | Шоколад | ✔ | ||||
1974 | Свой среди чужих, чужой среди своих | ✔ | ✔ | ✔ | Есаул Брылов | Режиссерский дебют |
1975 | Раба любви | ✔ | ✔ | Подпольщик Иван | ||
1977 | Неоконченная пьеса для механического пианино | ✔ | ✔ | Трилецкий | ||
1977 | Транссибирский экспресс | ✔ | ||||
1977 | Ненависть | ✔ | ||||
1978 | Сибириада | ✔ | Алексей Устюжанин | |||
1979 | Пять вечеров | ✔ | ✔ | |||
1979 | Несколько дней из жизни И. И. Обломова | ✔ | ✔ | |||
1981 | Родня | ✔ | ✔ | Официант | ||
1981 | Два голоса | ✔ | ||||
1981 | Портрет жены художника | ✔ | Борис Петрович | |||
1981 | Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей | ✔ | Генри Баскервиль | |||
1982 | Вокзал для двоих | ✔ | Андрей | |||
1982 | Инспектор ГАИ | ✔ | Трунов | |||
1982 | Полёты во сне и наяву | ✔ | Кинорежиссёр | |||
1983 | Без свидетелей | ✔ | ✔ | |||
1984 | Жестокий романс | ✔ | Паратов | |||
1986 | Мой любимый клоун | ✔ | ||||
1987 | Очи чёрные | ✔ | ✔ | |||
1989 | Одинокий охотник | ✔ | ||||
1990 | Автостоп | ✔ | ✔ | ✔ | ||
1990 | Под северным сиянием | ✔ | Регинев | |||
1991 | Униженные и оскорблённые | ✔ | Князь Валковский | |||
1991 | Урга — территория любви | ✔ | ✔ | ✔ | Велосипедист | |
1992 | Прекрасная незнакомка | ✔ | Полковник | |||
1993 | Вспоминая Чехова | ✔ | ||||
1993 | Анна: от 6 до 18 | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | Камео |
1994 | Утомлённые солнцем | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | Котов |
1995 | Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи | ✔ | ✔ | ✔ | ||
1996 | Ревизор | ✔ | Городничий | |||
1998 | Сибирский цирюльник | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | Александр III |
2000 | Вера, надежда, кровь | ✔ | ||||
2000 | Нежный возраст | ✔ | ||||
2003 | Русские без России | ✔ | ||||
2003 | Отец. Мама | ✔ | ✔ | ✔ | ||
2004 | 72 метра | ✔ | ||||
2005 | Жмурки | ✔ | Михалыч | |||
2005 | Персона Нон Грата | ✔ | Олег | |||
2005 | Статский советник | ✔ | ✔ | Пожарский | ||
2006 | Мне не больно | ✔ | Сергей Сергеевич | |||
2007 | Тупой жирный заяц | ✔ | Никита Сергеевич | |||
2007 | 55 | ✔ | ✔ | ✔ | ||
2007 | 12 | ✔ | ✔ | ✔ | Старшина присяжных | |
2010 | Утомлённые солнцем 2: Предстояние | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | Котов |
2011 | Утомлённые солнцем 2: Цитадель | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | Котов |
2013 | Солнечный удар | ✔ | ✔ |
В 1993 году Никита Михалков выпустил «Анну: от 6 до 18», фильм, который стал личной одой его дочери. В 1994 году он выпустил «Утомленные солнцем», который принес ему колоссальную славу, получив Гран-при на Каннском кинофестивале и премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.
Детство и семья
Никита Михалков появился на свет 21 октября 1945 года в послевоенной Москве в семье интеллигентных людей, имеющих дворянское происхождение. Его отец, Сергей Владимирович Михалков, был выдающимся советским писателем и создателем текста государственного гимна СССР, а также автором популярных детских книг, таких как «Дядя Степа». Мать, Наталья Кончаловская, также имела сильную творческую карьеру и была известной поэтессой и переводчицей. Брат Никиты, Андрей Кончаловский, собрал свою репутацию как талантливый кинорежиссер и сценарист.
У Никиты Сергеевича много знаменитых предков по материнской линии, среди которых его прадед, известный художник Василий Суриков, известный своими картинами на исторические и культурные темы.
В начальной школе Никита старался преуспеть в математике, однако вскоре столкнулся с тем, что это не его стезя, что подтолкнуло его вернуться к более творческим предметам.
Творческие способности Никиты быстро начали проявляться — в возрасте девяти лет он стал посещать музыкальную школу, где обучался в течение четырех лет, подпитывая свою мечту стать актером.
Начало актерской карьеры
Никита Михалков впервые на большом экране появился в возрасте 14 лет, сыграв в фильме Константина Войнова «Солнце светит всем». Следующим его произведением стала антирелигиозная драма «Борские облака» Василия Одинского, где он также проявил свои актерские качества.
В 1961 году он получил свою первую главную роль в школьном фильме «Приключения Кроша» и быстро стал популярным. Однако быстрая известность иногда становилась бременем для молодого актера, что потребовало поддержки и направляющих от его семьи.
К моменту завершения школы Никита уже был зачислен в Театр имени Станиславского, однако в тот период работа для новых актеров была ограничена, и ему часто доставались лишь эпизодические роли.
Никита всегда был благодарен своему брату Андрею, который уже завоевал популярность благодаря лирической комедии «Я шагаю по Москве», поставленной Георгием Данелией. Эта работа стала для них обоих важной вехой.
После выхода «Я шагаю по Москве» в 1963 году, Михалков поступил в актерский факультет Щукинского училища, но столкнулся с бюрократическими ограничениями. В результате, уже на четвертом курсе его исключили, и он быстро перебрался во ВГИК, куда поступил на режиссерский курс. Здесь его научными наставниками стали выдающиеся мастер своего дела.
На ВГИКе он работал над комедийными скетчами и снимал курсовые работы, такие как короткометражный фильм «А я еду домой». Сценарий был написан им совместно с Евгением Стебловым, с которым они ранее сотрудничали.
Никита успел сняться в нескольких успешных фильмах, включая «Красная сцена» и «Начальник станции».
В 1971 году он окончил ВГИК, выпустив короткометражный фильм «Тихие дни в конце войны», который получил признание на VII студенческом кинофестивале.
Режиссерская и актерская деятельность
Уже во время учебы в ВГИКе Никита начал создавать художественные фильмы, первоначально ориентируясь на приключенческие сюжеты, включая идеи, связанные с историей Гражданской войны. Первоначально задуманная лента «Красное золото» трансформировалась в более оригинальный проект «Друзья среди чужих, чужие среди своих», получивший высокую оценку зрителей и критиков.
Для создания картины «Друзья среди чужих» был собран впечатляющий актерский состав, в котором были замечены талантливые исполнители, такие как Александр Кайдановский и Александр Калягин, что подтверждало высокие амбиции Михалкова как режиссера и продюсера.
Никита Сергеевич уверенно ворвался в кинематографическую индустрию, и его дебют в качестве режиссера стал замечательным событием.
В 1972 году «Мосфильм» внедрил его эскизы в финальную ленту, однако последующее получение повестки на военную службу отразило на его карьере. Он служил на Камчатке в морской пехоте, но после возвращения сразу скорректировал свои шаги в киноиндустрии и дорабатывал свои идеи.
Следующее десятилетие можно назвать «эпохой Михалкова» — в этот период работал над множеством шедевров, среди которых можно выделить «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Родня», и задумки, основанные на произведениях русской классики.
Несмотря на то что режиссерская карьера занимала основной поток его времени, Михалков продолжал и актерскую деятельность. Его появление в картинах других режиссеров, таких как Эльдар Рязанов, и роли, например, самовлюбленного сыча в «Жестоком романе», стали любимыми у зрителей.
В 1987 году он с своей командой степень кинематографа серьезно поднял, получив номинацию на премию «Оскар» за фильм «Урга: территория любви», ставший классическим произведением.
В этом фильме Никита сыграл одну из главных ролей, что привлекло внимание широкой публики и дало новое направление его карьере. Он получил этот престижный приз, вместе с дочерью Надей, подчеркивая личную связь с творчеством и семьей.