Действительно, наблюдение за общим развитием ребенка гораздо важнее, чем фокусировка на его речевых навыках. Если малыш не произносит слов, но активно понимает окружающий мир и может показать, чего он хочет, значит, его развитие протекает нормально.
Когда ребенок начнет говорить: «мама», «папа», «хочу»
Каждый малыш — это настоящая загадка для родителей, разгадывать которую придется годами. Как скоро можно ожидать их долгожданной беззубой улыбки, услышать первое слово и научить крошку рисовать или читать? Об этом мечтают все мама и папа.
Невозможно переоценить количество вопросов, с которыми сталкиваются новоиспеченные родители. Это происходит, в частности, потому, что у них зачастую недостаточно информации о развитии детей. На самом деле, все процессы, которые происходят с малышами, от года к году, весьма индивидуальны и разнообразны.
Когда же малыш сможет сказать первое слово, например «мама»? Он будет готов тогда, когда его способности позволят это сделать. Тем не менее, нервы матерей и отцов накаляются, и настает время, когда приходит необходимость подробнее изучить вопрос развития речи.
В данной статье вы сможете получить ценные знания о том, что происходит на пути к первому слову.
Первые звуки
При рождении у ребенка имеется лишь один способ общения с единственным знакомым — его матерью, и это плач. Когда мама впервые слышит этот звук от своего новорожденного, это означает, что он благополучно появился на свет. С этого мгновения начинается непрерывное развитие, которое будет продолжаться не менее года.
В начале своей жизни ребенок произносит лишь самые элементарные звуки. Эти звуки состоят преимущественно из гласных, а спустя несколько месяцев к ним добавляются и согласные. Но пройдет еще некоторое время, прежде чем он начнет отдельно осознанно произносить слова, такие как «мама». Тем не менее, есть определенные методы, которые могут помочь в этом процессе. Хотя большинство навыков дети осваивают самостоятельно, роль родителей в этом, безусловно, нельзя переоценить. Поддержка и поощрение — важные компоненты быстрого речевого развития.
Первые слова ребенка
Изначально маленький человек подражает окружающим: он повторяет различные слоги за взрослыми и издает звуки, которые производят животные. Постепенно повторение слогов приводит к возникновению первичных слов. Тем не менее, эти слова, первое время, не произносятся с пониманием их значений. По прошествии шести месяцев он начинает понимать обращенные к нему слова — так формируется его пассивный словарный запас.
Дети, как правило, начинают осознанно произносить свои первые слова примерно с годовалого возраста. В этот период малыш уже не только понимает, что ему говорят взрослые, но и осознает значение слов, которые слышит сам. Для примера, в возрасте уже одного года словарный запас ребенка составляет около десяти слов, в то время как в шесть месяцев он может использовать 15–20 слов из уже знакомых фраз.
Как показывает практика, малыши часто начинают произносить слово «дай», или подобные ему, быстрее, чем «мама» и «папа». По статистике, такая тенденция наблюдается у более половины всех детей. Кроме того, малыши особенно любят повторять характерные звуки животных, особенно если в доме есть питомцы. К шестимесячному возрасту они уже способны «мяукать», «лаять» или «рычать». Они также начинают подражать интонациям, что является признаком их стремления к общению.
В первые дни жизни ваш малыш учится говорить, внимательно прислушиваясь к звукам и языку взрослых. Он адаптируется к окружающему миру, который полон звуков. Вскоре он научится различать лица и голоса людей, которые находятся рядом с ним, проводя с ним значительное количество времени. Преимущественно это, конечно, мать.
Голос матери выделяется на фоне других. Малыш начинает моментально распознавать его звучание, поэтому важно, чтобы мама проводила как можно больше времени с малышом и постоянно общалась с ним. Это активное взаимодействие способствует овладению языком, и вскоре он сможет произнести свое первое осознанное слово.
Развитие речи ребенка
Возраст | Характеристики | Что говорит малыш |
1 месяц | В этом возрасте ребенок общается лишь при помощи крика. К концу месяца он начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на речь, адресуемую ему. | Гласные звуки и простые сочетания, такие как а-а, о-о, у-у, у-а и так далее. |
2-3 месяца | Звуки начинают звучать с эмоциональной окраской. К концу третьего месяца малыш воспринимает окружающих, начинает гулить и агукать; появляются новые интонации, и он ожидательно ждет реакцию взрослых. | Простые нараспевные гласные и согласные звуки, такие как а-а, а-ги, а-гу и тому подобные. |
3-5 месяцев | Этот период характеризуется активным развитием гуления. Ребенок начинает лепетать и произносить свои первые слоги, при этом значительно увеличивается его потребность в общении с взрослыми; он начинает осваивать согласные, такие как г, к, х, б и п. | Различные неразборчивые звуки и звуковые сочетания, например, га, гу, агу, аги и т.д. |
6 месяцев | На данном этапе ребенок начинает повторять слоги и уже понимает речь взрослых, что формирует его пассивный словарный запас. Он легко распознает близких и родных, а лепетание приближается к настоящим словам, но еще не является осознанным — это всего лишь звукоподражание. | Повторяет и произносит цепочки слогов, такие как ма-ма, па-па, ба-ба и тому подобные. |
7-8 месяцев | Ребенок начинает реагировать на свое имя, может варьировать тембр и громкость голоса; в нем происходит формирование активного словарного запаса, а малыш начинает осознанно понимать обращенные к нему фразы. | Произносит звуки, растягивая их, а также использует высокие ноты, имитируя звуки животных, например мяу-мяу, гав-гав, муууу и т.д. |
9-10 месяцев | На этом этапе малыш начинает произносить первые легкие слова и активно использует жесты: он может кивать головой, махать рукой и показывать пальчиком на человека или предмет. | Четко произносит слоги ла-ла-ла, та-та и т.д.; показывает до десяти односложных звуков, подражающих предыдущим изданиям. |
11-12 месяцев | К этому времени малыш начинает осознанно произносить простые слова и понимает обращенную к нему речь, показывает части тела, а также узнает знакомых животных и людей. | Называет легкие слова, такие как мама, папа, деда, баба и т.д. |
1-1,3 года | К первому году жизни активный словарный запас малыша составляет около десяти слов; к 1,3 годам он расширяется до 15 слов. | Произносит и понимает простые слова (мама, папа и т.п.), названия игрушек, различные процессы и знакомые имена. |
1,5 года | К данному моменту младенец уже знает порядка двадцати слов и начинает составлять фразы из двух слов. В его речи появляются первые глаголы, хотя использование родов существительных, прилагательных и местоимений часто бывает неправильно применено. | Говорит легкие слова и простые фразы, вроде «дай мне», «возьми игрушку», «зайчик серый», «мишка упал» и т.д. |
2-3 года | В этот период ребенок знает порядка 50 слов, активно складывает их в фразы и предложения, изменяет слова по падежам и числам. Он также запоминает короткие стишки и потешки, и кроха полностью понимает речь взрослых, сумев выполнить двойные просьбы, например «возьми игрушку и дай мне». | Составляет фразы и простые предложения, проговаривая свои действия и желания, например «я пошел гулять», «я кушаю кашу», «я хочу играть» и так далее. |
- С всяким действием сопровождать словами «мама», например: «мама пришла», «мама кормит Сережу (имя ребенка)», «мама устала», «мама варит кашу» и так далее;
- Играйте с малышом в игры вроде «Где мама?»: закройте лицо руками и спросите ребенка, где мама. После полугода он с легкостью сможет понять такие вопросы и даже указывать пальцем на нужного человека или предмет;
- Когда гладите малыша по голове, говорите, что «мама гладит дочку» или «сына»;
- Используйте разные игры и упражнения для активного развития речи и мелкой моторики. С детьми старше двух лет можно начинать читать истории, учить и запоминать маленькие, короткие стишки. Артикуляционная гимнастика и игры с ладошками также оказывают хорошее влияние;
- Когда ребенок произносит какое-либо слово осознанно, не забудьте повторить это слово и похвалить его;
- Важно оценивать и поощрять любые шаги в развитии речи малыша. Похвала служит стимулом для дальнейшего развития;
- Когда общаетесь с малышом, старайтесь смотреть ему в глаза;
- Чтобы малыш скорее научился произносить определенное слово, чаще его повторяйте;
- С помощью перечисленных рекомендаций вы можете помочь ребенку выучить слова, такие как «папа», «деда», «баба», «дядя», «тетя» и подобные. Для этого в семье старайтесь обращаться друг к другу в третьем лице, например: «папа пришел», «деда, баба, пойдемте кушать» и т.д.;
- Заботьтесь о полноценном развитии вашего крохи: делайте обычный массаж и регулярно проводите водные процедуры, занимайтесь с ним спортом и физическими упражнениями. Способы и советы о том, как проводить массаж грудничкам, вы можете найти здесь.
Почему ребенок долго не говорит
Существует множество причин, по которым может наблюдаться задержка в развитии языка. Когда ребенок задерживается в речевом развитии, это, как правило, связано с несколькими негативными факторами, которые важно учитывать:
- Медицинские проблемы: аномалии, возникшие на этапе внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата могут значительно сказываться на речевом развитии.
- Тяжелые речевые расстройства: такие как моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия серьезно тормозят процесс обучения речи.
- Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта и связи с родителями могут стать причиной замедления развития речи, поскольку дети не чувствуют себя в безопасности и комфорте.
- Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Так, спокойные флегматичные дети, как правило, начинают говорить позже, чем эмоциональные и подвижные. Опрос специалистов также показывает, что мальчики начинают говорить чуть позже девочек (разница в среднем составляет около двух месяцев).
- Двуязычная среда: когда ребенок постоянно окружен речью на двух языках, он может испытывать трудности с разделением и пониманием этих языковых систем.
- Недостаток свежих впечатлений: однообразная обстановка и окружающий мир также могут сказываться на активности малыша.
Когда следует беспокоиться
В норме ребенок начинает произносить свои первые слова около года, а первые простые предложения — от полутора до двух лет. Однако некоторые языковые нарушения могут быть выявлены уже на ранних стадиях. Родителям важно обращать внимание на следующие знаки, предупреждающие о возможных расстройствах:
- Если младенец в первые месяцы жизни не подает признаков общения (не кричит).
- Если у малыша, которому 4-5 месяцев, отсутствует гуление, а он не проявляет эмоций на появление мамы (не улыбается, не оживляется).
- Если малыш не реагирует на звуки и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама, это может указывать на сложности в восприятии.
- Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей, это также является важным знаком.
- Если в 9 месяцев нет лепетания, и малыш не проявляет интереса к повторению звуков или слогов.
- Если в возрасте 1 года он не произносит ни одного слова и не понимает обращенную к нему речь, это может говорить о потенциальной задержке.
- Если ребенку в полтора года не удается произносить простейшие слова, и он не реагирует на просьбы и замечания.
- Если в 1 год и 9 месяцев его речь неразборчива и непонятна окружающим.
- Если в 2 года ребенок не говорит и не может выполнить простую двусложную инструкцию, это может быть признаком серьезной проблемы.
Как помочь ребенку начать говорить
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка могут быть речевые расстройства, крайне важно выявить их на ранней стадии и начать соответствующее лечение.
- Первое и самое важное — проверить слух, для чего малыша необходимо показать отоларингологу.
- Оценить, насколько развиты высшие психические функции, необходимо обратиться к детскому неврологу для полной диагностики.
- Получить консультацию у сурдолога, логопеда и детского психолога — это поможет определить общую картину состояния ребенка.
Если после осмотра специалиста серьезные отклонения не были выявлены, родителям стоит лишь удостовериться, что у ребенка существуют все нормальные условия для активного речевого развития.
Для этого рекомендуется:
- Использовать различные упражнения и игры для развития речи;
- Интересоваться и активно развивать мелкую моторику;
- Проводить артикуляционную гимнастику;
- Читать и запоминать детские стишки и песенки;
- Проводить общий и логопедический массаж.
Ваш малыш уже произносит свои первые слова? Или, возможно, он уже начинает учить их?
Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?
- Ребенок поворачивается на голос.
- Обращает внимание на громкие звуки.
- Смеется.
- Произносит отдельные слоги и звуки в ответ на обращение к нему.
- Машет рукой на прощание.
- Качает или кивает головой, когда отрицает или соглашается с чем-либо.
- Лепечет и произносит слоги.
- Говорит «ма-ма-ма», «па-па-па», хотя слова пока не привязаны ни к людям, ни к предметам.
- Выполняет простые просьбы.
- Произносит как минимум одно слово с конкретным смыслом (например, «мама», обращаясь к матери).
- Подражает звукам («кошечка делает ‘мяу’, собачка — ‘гав’).
- Произносит некоторые простые лепетные слова.
- Снова машет рукой на прощание.
- Произносит как минимум 3 простых слова.
- Указывает по просьбе как минимум на одну часть тела.
- Использует указательный жест вDialog.
- Произносит как минимум 3–6 простых слов.
- Показывает по просьбе картинки.
- Выполняет сложные просьбы.
- Говорит простые фразы («мама, пить», «киса мяу»).
- Называет хотя бы одну картинку.
- Показывает части тела по просьбе и называет их.
- Выполняет сложные просьбы.
- Говорит короткие предложения.
- Называет хотя бы один цвет.
- Речь становится понятна окружающим.
Тем не менее, не существует строгих правил о том, в каком возрасте ребенок должен начать говорить отдельные слова, фразы и предложения. Каждый случай уникален, и указанные выше сроки являются лишь приблизительными ориентировочными показателями.
Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить?
Важно понимать, что существует одно простое правило: Речь порождает речь. Говоря и общаясь с малышом, вы способствует его речевому развитию.
Каждое млекопитающее на планете учится в значительной степени путем подражания, и это также применимо к языковым навыкам: ребенок пытается повторять то, что делает его окружение, особенно его родители. Таким образом, малыш начинает произносить слова. Чем больше языка он слышит от взрослых, тем быстрее и успешнее он будет в своей речи.
Важно разговаривать с ребенком еще до того, как он сам начнет говорить. Разговор должен быть адресован непосредственно к ребенку, что делает его более персонализированным. Даже трехмесячный малыш eagerly воспринимает, что делает мама и что его окружает. Слова и звуки, которые он слышит, накапливаются, формируя понимание, которое затем ребенок воспроизводит.
Всегда откликайтесь на звуки и шумы, которые издает ваш малыш. Подражайте им, чтобы он чувствовал, что его слышат, и мог инициировать общение. Почему же дети начинают говорить? Потому что они понимают, что слова — это совершенно новый уровень общения, который гораздо удобнее, чем плач или жесты.
Говорите с малышом медленно и четко, не сокращая и не упрощая слова. Ваши эмоции и жесты помогут ребенку лучше понять вашу речь и научиться ее повторять. Помните, что возраст, в котором ребенок начинает говорить, во многом зависит от вашего осознания и вовлеченности.
Старайтесь ограничить время, проведенное перед телевизором и с электронными устройствами. Разговоры, показанные в мультфильмах или передачах, не могут заменить реальное живое общение. Яркие изображения и громкие звуки зачастую вызывают рассеянность внимания ребенка, в то время как при общении с взрослыми он начинает фокусироваться на словах.
Чтение детских книг совместно с ребенком— это отличный способ развивать речь. Важно не столько содержание текста, сколько то, как вы вместе рассматриваете картинки, комментируя их и объясняя сюжеты понятным языком, без применения сложных синтаксических конструкций. Таким образом, со временем ваш ребенок сможет произнести слова «мама» и «папа», а затем и множество других.
Расширяйте круг общения вашего малыша. Логично, что дети начинают говорить быстрее, когда идут в детский сад, и основная причина этого — не только внимание матери, но и общий контакт с другими детьми и воспитателями. Это помогает им научиться общаться, используя слова. Даже если речь ребенка развивается не так быстро, в саду он может быстро оказаться на одном уровне со сверстниками.
Со скольки дети начинают говорить, если дома разговаривают на двух языках?
С учетом растущего числа межкультурных семей и миграции, вопрос двуязычия становится особенно актуальным. Дети в двуязычной среде зачастую сталкиваются с «смешанной» речью. Замедленное начало речи у таких детей обосновано, ведь они нуждаются в дополнительном времени, чтобы адаптироваться и понять, как, когда и что произносить. Тем не менее, к пятилетнему возрасту крупные исследования показывают, что такие малыши обычно свободно владеют обоими языками!
Когда стоит начать беспокоиться и обращаться к специалистам?
Воспитание детей требует постоянного контроля. По сути, иногда можно заметить признаки проблем еще до того, как ребёнок совершит свои первые слова.
Обратите внимание на так называемые «красные флажки», сигнализирующие о необходимости немедленного обращения за помощью: