Как научить ребенка говорить “мама”. Когда ребенок говорит мама.

Действительно, наблюдение за общим развитием ребенка гораздо важнее, чем фокусировка на его речевых навыках. Если малыш не произносит слов, но активно понимает окружающий мир и может показать, чего он хочет, значит, его развитие протекает нормально.

Когда ребенок начнет говорить: «мама», «папа», «хочу»

Каждый малыш — это настоящая загадка для родителей, разгадывать которую придется годами. Как скоро можно ожидать их долгожданной беззубой улыбки, услышать первое слово и научить крошку рисовать или читать? Об этом мечтают все мама и папа.

Невозможно переоценить количество вопросов, с которыми сталкиваются новоиспеченные родители. Это происходит, в частности, потому, что у них зачастую недостаточно информации о развитии детей. На самом деле, все процессы, которые происходят с малышами, от года к году, весьма индивидуальны и разнообразны.

Когда же малыш сможет сказать первое слово, например «мама»? Он будет готов тогда, когда его способности позволят это сделать. Тем не менее, нервы матерей и отцов накаляются, и настает время, когда приходит необходимость подробнее изучить вопрос развития речи.

В данной статье вы сможете получить ценные знания о том, что происходит на пути к первому слову.

Первые звуки

При рождении у ребенка имеется лишь один способ общения с единственным знакомым — его матерью, и это плач. Когда мама впервые слышит этот звук от своего новорожденного, это означает, что он благополучно появился на свет. С этого мгновения начинается непрерывное развитие, которое будет продолжаться не менее года.

В начале своей жизни ребенок произносит лишь самые элементарные звуки. Эти звуки состоят преимущественно из гласных, а спустя несколько месяцев к ним добавляются и согласные. Но пройдет еще некоторое время, прежде чем он начнет отдельно осознанно произносить слова, такие как «мама». Тем не менее, есть определенные методы, которые могут помочь в этом процессе. Хотя большинство навыков дети осваивают самостоятельно, роль родителей в этом, безусловно, нельзя переоценить. Поддержка и поощрение — важные компоненты быстрого речевого развития.

Первые слова ребенка

Изначально маленький человек подражает окружающим: он повторяет различные слоги за взрослыми и издает звуки, которые производят животные. Постепенно повторение слогов приводит к возникновению первичных слов. Тем не менее, эти слова, первое время, не произносятся с пониманием их значений. По прошествии шести месяцев он начинает понимать обращенные к нему слова — так формируется его пассивный словарный запас.

Дети, как правило, начинают осознанно произносить свои первые слова примерно с годовалого возраста. В этот период малыш уже не только понимает, что ему говорят взрослые, но и осознает значение слов, которые слышит сам. Для примера, в возрасте уже одного года словарный запас ребенка составляет около десяти слов, в то время как в шесть месяцев он может использовать 15–20 слов из уже знакомых фраз.

Как показывает практика, малыши часто начинают произносить слово «дай», или подобные ему, быстрее, чем «мама» и «папа». По статистике, такая тенденция наблюдается у более половины всех детей. Кроме того, малыши особенно любят повторять характерные звуки животных, особенно если в доме есть питомцы. К шестимесячному возрасту они уже способны «мяукать», «лаять» или «рычать». Они также начинают подражать интонациям, что является признаком их стремления к общению.

В первые дни жизни ваш малыш учится говорить, внимательно прислушиваясь к звукам и языку взрослых. Он адаптируется к окружающему миру, который полон звуков. Вскоре он научится различать лица и голоса людей, которые находятся рядом с ним, проводя с ним значительное количество времени. Преимущественно это, конечно, мать.

Голос матери выделяется на фоне других. Малыш начинает моментально распознавать его звучание, поэтому важно, чтобы мама проводила как можно больше времени с малышом и постоянно общалась с ним. Это активное взаимодействие способствует овладению языком, и вскоре он сможет произнести свое первое осознанное слово.

Это интересно:  Как души детей выбирают себе родителей еще до рождения (и почему некоторые приходят в неблагополучные семьи). Как душа ребенка выбирает маму.

Мама разговаривает с малышом

Развитие речи ребенка

Возраст Характеристики Что говорит малыш
1 месяц В этом возрасте ребенок общается лишь при помощи крика. К концу месяца он начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на речь, адресуемую ему. Гласные звуки и простые сочетания, такие как а-а, о-о, у-у, у-а и так далее.
2-3 месяца Звуки начинают звучать с эмоциональной окраской. К концу третьего месяца малыш воспринимает окружающих, начинает гулить и агукать; появляются новые интонации, и он ожидательно ждет реакцию взрослых. Простые нараспевные гласные и согласные звуки, такие как а-а, а-ги, а-гу и тому подобные.
3-5 месяцев Этот период характеризуется активным развитием гуления. Ребенок начинает лепетать и произносить свои первые слоги, при этом значительно увеличивается его потребность в общении с взрослыми; он начинает осваивать согласные, такие как г, к, х, б и п. Различные неразборчивые звуки и звуковые сочетания, например, га, гу, агу, аги и т.д.
6 месяцев На данном этапе ребенок начинает повторять слоги и уже понимает речь взрослых, что формирует его пассивный словарный запас. Он легко распознает близких и родных, а лепетание приближается к настоящим словам, но еще не является осознанным — это всего лишь звукоподражание. Повторяет и произносит цепочки слогов, такие как ма-ма, па-па, ба-ба и тому подобные.
7-8 месяцев Ребенок начинает реагировать на свое имя, может варьировать тембр и громкость голоса; в нем происходит формирование активного словарного запаса, а малыш начинает осознанно понимать обращенные к нему фразы. Произносит звуки, растягивая их, а также использует высокие ноты, имитируя звуки животных, например мяу-мяу, гав-гав, муууу и т.д.
9-10 месяцев На этом этапе малыш начинает произносить первые легкие слова и активно использует жесты: он может кивать головой, махать рукой и показывать пальчиком на человека или предмет. Четко произносит слоги ла-ла-ла, та-та и т.д.; показывает до десяти односложных звуков, подражающих предыдущим изданиям.
11-12 месяцев К этому времени малыш начинает осознанно произносить простые слова и понимает обращенную к нему речь, показывает части тела, а также узнает знакомых животных и людей. Называет легкие слова, такие как мама, папа, деда, баба и т.д.
1-1,3 года К первому году жизни активный словарный запас малыша составляет около десяти слов; к 1,3 годам он расширяется до 15 слов. Произносит и понимает простые слова (мама, папа и т.п.), названия игрушек, различные процессы и знакомые имена.
1,5 года К данному моменту младенец уже знает порядка двадцати слов и начинает составлять фразы из двух слов. В его речи появляются первые глаголы, хотя использование родов существительных, прилагательных и местоимений часто бывает неправильно применено. Говорит легкие слова и простые фразы, вроде «дай мне», «возьми игрушку», «зайчик серый», «мишка упал» и т.д.
2-3 года В этот период ребенок знает порядка 50 слов, активно складывает их в фразы и предложения, изменяет слова по падежам и числам. Он также запоминает короткие стишки и потешки, и кроха полностью понимает речь взрослых, сумев выполнить двойные просьбы, например «возьми игрушку и дай мне». Составляет фразы и простые предложения, проговаривая свои действия и желания, например «я пошел гулять», «я кушаю кашу», «я хочу играть» и так далее.
  • С всяким действием сопровождать словами «мама», например: «мама пришла», «мама кормит Сережу (имя ребенка)», «мама устала», «мама варит кашу» и так далее;
  • Играйте с малышом в игры вроде «Где мама?»: закройте лицо руками и спросите ребенка, где мама. После полугода он с легкостью сможет понять такие вопросы и даже указывать пальцем на нужного человека или предмет;
  • Когда гладите малыша по голове, говорите, что «мама гладит дочку» или «сына»;
  • Используйте разные игры и упражнения для активного развития речи и мелкой моторики. С детьми старше двух лет можно начинать читать истории, учить и запоминать маленькие, короткие стишки. Артикуляционная гимнастика и игры с ладошками также оказывают хорошее влияние;
  • Когда ребенок произносит какое-либо слово осознанно, не забудьте повторить это слово и похвалить его;
  • Важно оценивать и поощрять любые шаги в развитии речи малыша. Похвала служит стимулом для дальнейшего развития;
  • Когда общаетесь с малышом, старайтесь смотреть ему в глаза;
  • Чтобы малыш скорее научился произносить определенное слово, чаще его повторяйте;
  • С помощью перечисленных рекомендаций вы можете помочь ребенку выучить слова, такие как «папа», «деда», «баба», «дядя», «тетя» и подобные. Для этого в семье старайтесь обращаться друг к другу в третьем лице, например: «папа пришел», «деда, баба, пойдемте кушать» и т.д.;
  • Заботьтесь о полноценном развитии вашего крохи: делайте обычный массаж и регулярно проводите водные процедуры, занимайтесь с ним спортом и физическими упражнениями. Способы и советы о том, как проводить массаж грудничкам, вы можете найти здесь.
Это интересно:  Что подарить воспитателю на 8 марта. Что подарить воспитателю на 8 марта.

Почему ребенок долго не говорит

Существует множество причин, по которым может наблюдаться задержка в развитии языка. Когда ребенок задерживается в речевом развитии, это, как правило, связано с несколькими негативными факторами, которые важно учитывать:

  1. Медицинские проблемы: аномалии, возникшие на этапе внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата могут значительно сказываться на речевом развитии.
  2. Тяжелые речевые расстройства: такие как моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия серьезно тормозят процесс обучения речи.
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта и связи с родителями могут стать причиной замедления развития речи, поскольку дети не чувствуют себя в безопасности и комфорте.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Так, спокойные флегматичные дети, как правило, начинают говорить позже, чем эмоциональные и подвижные. Опрос специалистов также показывает, что мальчики начинают говорить чуть позже девочек (разница в среднем составляет около двух месяцев).
  5. Двуязычная среда: когда ребенок постоянно окружен речью на двух языках, он может испытывать трудности с разделением и пониманием этих языковых систем.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная обстановка и окружающий мир также могут сказываться на активности малыша.

Когда следует беспокоиться

В норме ребенок начинает произносить свои первые слова около года, а первые простые предложения — от полутора до двух лет. Однако некоторые языковые нарушения могут быть выявлены уже на ранних стадиях. Родителям важно обращать внимание на следующие знаки, предупреждающие о возможных расстройствах:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не подает признаков общения (не кричит).
  • Если у малыша, которому 4-5 месяцев, отсутствует гуление, а он не проявляет эмоций на появление мамы (не улыбается, не оживляется).
  • Если малыш не реагирует на звуки и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама, это может указывать на сложности в восприятии.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей, это также является важным знаком.
  • Если в 9 месяцев нет лепетания, и малыш не проявляет интереса к повторению звуков или слогов.
  • Если в возрасте 1 года он не произносит ни одного слова и не понимает обращенную к нему речь, это может говорить о потенциальной задержке.
  • Если ребенку в полтора года не удается произносить простейшие слова, и он не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если в 1 год и 9 месяцев его речь неразборчива и непонятна окружающим.
  • Если в 2 года ребенок не говорит и не может выполнить простую двусложную инструкцию, это может быть признаком серьезной проблемы.

Как помочь ребенку начать говорить

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка могут быть речевые расстройства, крайне важно выявить их на ранней стадии и начать соответствующее лечение.

  1. Первое и самое важное — проверить слух, для чего малыша необходимо показать отоларингологу.
  2. Оценить, насколько развиты высшие психические функции, необходимо обратиться к детскому неврологу для полной диагностики.
  3. Получить консультацию у сурдолога, логопеда и детского психолога — это поможет определить общую картину состояния ребенка.

Если после осмотра специалиста серьезные отклонения не были выявлены, родителям стоит лишь удостовериться, что у ребенка существуют все нормальные условия для активного речевого развития.

Для этого рекомендуется:

  • Использовать различные упражнения и игры для развития речи;
  • Интересоваться и активно развивать мелкую моторику;
  • Проводить артикуляционную гимнастику;
  • Читать и запоминать детские стишки и песенки;
  • Проводить общий и логопедический массаж.

Ваш малыш уже произносит свои первые слова? Или, возможно, он уже начинает учить их?

Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?

  • Ребенок поворачивается на голос.
  • Обращает внимание на громкие звуки.
  • Смеется.
  • Произносит отдельные слоги и звуки в ответ на обращение к нему.
  • Машет рукой на прощание.
  • Качает или кивает головой, когда отрицает или соглашается с чем-либо.
  • Лепечет и произносит слоги.
  • Говорит «ма-ма-ма», «па-па-па», хотя слова пока не привязаны ни к людям, ни к предметам.
  • Выполняет простые просьбы.
  • Произносит как минимум одно слово с конкретным смыслом (например, «мама», обращаясь к матери).
  • Подражает звукам («кошечка делает ‘мяу’, собачка — ‘гав’).
  • Произносит некоторые простые лепетные слова.
  • Снова машет рукой на прощание.
  • Произносит как минимум 3 простых слова.
  • Указывает по просьбе как минимум на одну часть тела.
  • Использует указательный жест вDialog.
  • Произносит как минимум 3–6 простых слов.
  • Показывает по просьбе картинки.
  • Выполняет сложные просьбы.
  • Говорит простые фразы («мама, пить», «киса мяу»).
  • Называет хотя бы одну картинку.
  • Показывает части тела по просьбе и называет их.
  • Выполняет сложные просьбы.
  • Говорит короткие предложения.
  • Называет хотя бы один цвет.
  • Речь становится понятна окружающим.
Это интересно:  Лучшие новогодние подарки для девочки и мальчика 10 (9-11) лет. Что подарить ребенку на 10 лет на новый год.

Тем не менее, не существует строгих правил о том, в каком возрасте ребенок должен начать говорить отдельные слова, фразы и предложения. Каждый случай уникален, и указанные выше сроки являются лишь приблизительными ориентировочными показателями.

Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить?

Важно понимать, что существует одно простое правило: Речь порождает речь. Говоря и общаясь с малышом, вы способствует его речевому развитию.

Каждое млекопитающее на планете учится в значительной степени путем подражания, и это также применимо к языковым навыкам: ребенок пытается повторять то, что делает его окружение, особенно его родители. Таким образом, малыш начинает произносить слова. Чем больше языка он слышит от взрослых, тем быстрее и успешнее он будет в своей речи.

Важно разговаривать с ребенком еще до того, как он сам начнет говорить. Разговор должен быть адресован непосредственно к ребенку, что делает его более персонализированным. Даже трехмесячный малыш eagerly воспринимает, что делает мама и что его окружает. Слова и звуки, которые он слышит, накапливаются, формируя понимание, которое затем ребенок воспроизводит.

Всегда откликайтесь на звуки и шумы, которые издает ваш малыш. Подражайте им, чтобы он чувствовал, что его слышат, и мог инициировать общение. Почему же дети начинают говорить? Потому что они понимают, что слова — это совершенно новый уровень общения, который гораздо удобнее, чем плач или жесты.

Говорите с малышом медленно и четко, не сокращая и не упрощая слова. Ваши эмоции и жесты помогут ребенку лучше понять вашу речь и научиться ее повторять. Помните, что возраст, в котором ребенок начинает говорить, во многом зависит от вашего осознания и вовлеченности.

Старайтесь ограничить время, проведенное перед телевизором и с электронными устройствами. Разговоры, показанные в мультфильмах или передачах, не могут заменить реальное живое общение. Яркие изображения и громкие звуки зачастую вызывают рассеянность внимания ребенка, в то время как при общении с взрослыми он начинает фокусироваться на словах.

Чтение детских книг совместно с ребенком— это отличный способ развивать речь. Важно не столько содержание текста, сколько то, как вы вместе рассматриваете картинки, комментируя их и объясняя сюжеты понятным языком, без применения сложных синтаксических конструкций. Таким образом, со временем ваш ребенок сможет произнести слова «мама» и «папа», а затем и множество других.

Расширяйте круг общения вашего малыша. Логично, что дети начинают говорить быстрее, когда идут в детский сад, и основная причина этого — не только внимание матери, но и общий контакт с другими детьми и воспитателями. Это помогает им научиться общаться, используя слова. Даже если речь ребенка развивается не так быстро, в саду он может быстро оказаться на одном уровне со сверстниками.

Со скольки дети начинают говорить, если дома разговаривают на двух языках?

С учетом растущего числа межкультурных семей и миграции, вопрос двуязычия становится особенно актуальным. Дети в двуязычной среде зачастую сталкиваются с «смешанной» речью. Замедленное начало речи у таких детей обосновано, ведь они нуждаются в дополнительном времени, чтобы адаптироваться и понять, как, когда и что произносить. Тем не менее, к пятилетнему возрасту крупные исследования показывают, что такие малыши обычно свободно владеют обоими языками!

Когда стоит начать беспокоиться и обращаться к специалистам?

Воспитание детей требует постоянного контроля. По сути, иногда можно заметить признаки проблем еще до того, как ребёнок совершит свои первые слова.

Обратите внимание на так называемые «красные флажки», сигнализирующие о необходимости немедленного обращения за помощью:

Оцените статью
Женский форум