Заработная плата является неотъемлемой частью трудовых отношений и включает в себя как основное вознаграждение за труд, так и дополнительные выплаты, такие как надбавки, премии и компенсации. В соответствии с действующими нормативными актами, работник должен отрабатывать не меньше 36 часов в неделю. При этом средняя продолжительность одной рабочей смены составляет 6 часов, но может временно увеличиваться до 8 часов в случае нехватки кадров или при необходимости выполнения дополнительных задач.
С ветерком: сколько получает машинист метро в Москве с 2023
Работа машиниста локомотива в Московском метрополитене не только обеспечивает достойную заработную плату, но и предоставляет своим работникам возможность выйти на пенсию в возрасте 55 лет, что является значительным преимуществом. Несмотря на высокий интерес к этой профессии и желание многих получить обучение, устроиться на такую работу не так просто. Редакция проанализировала причины высокой конкуренции на данную должность и выяснила, сколько зарабатывает машинист московского метро.
Основной обязанностью машинистов является качественная перевозка пассажиров и передача поездов к терминалам. Работники подвижного состава обязаны строго следовать расписанию, выполнять все пункты правил безопасности, а также иметь возможность оперативно реагировать на любые внештатные ситуации, возникающие в процессе работы.
Требования к специалисту
Ранее пройти обучение на эту должность могли исключительно мужчины старше 18 лет, которые годны по медицинским критериям. Однако в этом году произошли изменения, и список профессий, которые запрещено занимать женщинам, существенно сократился. Впервые с момента окончания Великой Отечественной войны Министерство труда официально разрешило женщинам выполнять обязанности машинистов метро.
Правила подготовки первой группы женщин-машинистов в Московском метрополитене были установлены с планом выпустить первых кандидатов до 2020 года.
Существуют строгие медицинские противопоказания для управления электропоездами, которые определяются приказом Минздрава № 796. К таким ограничениям относятся наличие следующих заболеваний и состояния здоровья:
- сужение поля зрения;
- аномалии восприятия цветов;
- плохая адаптация в условиях низкой видимости;
- снижение остроты зрения или слуха;
- болезни сердечно-сосудистой системы;
- варикозное расширение вен;
- психоэмоциональная неустойчивость.
Машинист должен обладать высокой дисциплиной, быть способным выдерживать стрессовые ситуации, иметь хорошую физическую подготовку, а также не иметь вредных привычек и хроничных заболеваний. Эти требования обусловлены тем, что специалисты данной профессии сталкиваются с такими факторами, как работа в ночное время, сильная вибрация и шум, нехватка кислорода, высокие уровни электромагнитного излучения и продолжительное пребывание под землей.
На вопросы, возникающие у будущих машинистов, отвечает опытный машинист московского метрополитена:
Где учиться
Получение работы машиниста метрополитена требует не только высшего образования, но и наличия соответствующих навыков. В столице для получения профессионального образования по специальности «машинист поезда» есть несколько учебных учреждений:
- Колледж железнодорожного и городского транспорта.
- Московский колледж железнодорожного транспорта при МИИТ.
Метро, как вид транспорта, представляет особую область, и поэтому в каждом метрополитене существуют свои учебные отделы и тренировочные центры. Предварительная подготовка для желающих получить данную профессию обычно не оплачивается и состоит из одной недели теоретики и ознакомительной смены с опытным специалистом.
После завершения предварительного обучения кандидаты должны пройти курс обучения в учебном тренировочном центре (УТЦ). Программа обучения охватывает 747 часов теории и практики, что в сумме составляет чуть более четырех месяцев, из которых полтора месяца отводится исключительно на практические занятия за штурвалом. На первом этапе обучаемые выезжают на трассу совместно с опытным машинистом, а уже потом садятся за руль самостоятельно.
Для повышения навыков вождения может использоваться симулятор:
Во время обучения стажеры получают пособие в размере 23 600 рублей нетто.
По окончании обучения будущие машинисты должны пройти экзаменацию по основным дисциплинам, включая техническое обслуживание, пневматику, электрику и управление составом. Они также обязаны знать инструкции, касающиеся маневрирования, управления и сигнализации. Перед экзаменами у слушателей будет возможность пройти 10-дневную практическую подготовку, в которой они должны запомнить, как принимать и высаживать поезд на каждой станции. Новички, успешно окончившие курс, сразу принимаются на работу на контрактной основе.
Категории (классы) машинистов
Существует три категории квалификации, которые непосредственно влияют на уровень заработной платы.
Третья категория предназначена для начинающих специалистов, которые проработали помощниками машинистов не менее двух лет. Специалисты третьей категории имеют право самостоятельно управлять электропоездами или маневровыми локомотивами.
Вторую категорию получают квалифицированные работники, которые проработали не меньше двух лет в третьей категории. Эти специалисты могут управлять как пассажирскими, так и пригородными поездами, кроме работы в метро.
Первая категория включает работников подвижного состава, имеющих опыт работы по предыдущей категории более четырех лет. К данной категории относятся специалисты, которые могут управлять поездами на больших расстояниях и по сложным маршрутам, требующим высокой квалификации.
Как стать машинистом и сколько он зарабатывает в Москве
Чтобы стать машинистом поезда в нашей стране, и особенно в столице, необходимо получить как минимум среднее или техническое образование, что подразумевает 11 классов в школе, техникум или колледж. Кандидаты на должность машинистов Московского метрополитена также должны пройти 6,5-месячное обучение в Учебно-производственном центре. Примечательно, что с января 2021 года на эту должность стали принимать и женщин, что создало новые возможности, при условии прохождения соответствующего отбора и обучения. Возраст претендентов должен находиться в диапазоне от 18 до 35 лет. Процесс поступления и обучения для машинистов выглядит следующим образом:
- Обращение в специализированный центр по подбору персонала на столичном транспорте.
- Прохождение расширенной медицинской комиссии и психологического отбора.
- Обучение, которое проходит с 9:00 до 16:20 пять дней в неделю. Официальная продолжительность составляет 6,5 месяцев, но фактически она может увеличиться до девяти месяцев. Стипендия отобранных кандидатов составляет 30 000 рублей.
- Прохождение стажировки и выпускных экзаменов (всего 8 дисциплин).
Обучение в Учебно-производственном центре предоставляется бесплатно, однако за некоторые медицинские справки может потребоваться оплачивать. Эти затраты компенсируются для тех, кто по окончании курса устраивается на работу, поэтому важно беречь квитанции об оплате. Важно отметить, что в настоящее время в Московском метрополитене имеются 5 типов поездов, потока которых зависят от транспортной нагрузки, и тем самым слушателям предлагается выбрать из 3 программ обучения. Из ста человек, прошедших отбор на обучение, лишь 15-20 становятся полноценными машинистами.
Читайте также: Сколько заработали актеры «Чебурашки»?
Заработная плата машиниста зависит от множества факторов: профессиональные навыки, опыт работы, наличие штрафов, а также загруженность, которая составляет стандартную норму в 36 часов в неделю, однако фактически большинство работников трудятся с переработкой. В Москве для опытного машиниста зарплата начинается от 70 000 рублей. Примечания касательно дополнительных выплат:
- за вечернюю смену – надбавка в размере 20%;
- за работу в ночное время – от 40%;
- за переработку – величина надбавки определяется в зависимости от количества отработанных часов (переработка более 24 часов в месяц или более 120 в год считается недопустимой);
- выплата 13-й зарплаты.
Опытный машинист с 10-летним стажем может рассчитывать на доход в размере не менее 100-110 тысяч рублей. Также стоит отметить, что все машинисты московского метро обладают правом на множество социальных льгот, включая бесплатный проезд на общественном транспорте Москвы и на железной дороге, с определенными ограничениями.
Сколько зарабатывает машинист в Санкт-Петербурге
Несмотря на те факты, что работа машинистов в московском метрополитене и Санкт-Петербурге производится в идентичных условиях, зарплаты в северной столице значительно ниже. Обучение проходит аналогично, однако базовое обучение длится 7 месяцев. Процесс работы и наличие надбавок за переработку также схожи с московскими условиями. Условия труда в Петербурге выглядят следующим образом:
- стипендия — до 15 584 рублей в месяц в течение первых 3,5 месяцев;
- производственная практика (3,5 месяца) – зарплата такая же, как у помощника машиниста (до 48 000 рублей);
- после приема на должность машиниста – заработная плата от 61 900 рублей;
- средняя заработная плата машиниста в метрополитене Санкт-Петербурга составляет от 65 до 75 тысяч рублей.
Машинисты метро в Санкт-Петербурге также имеют право на социальные льготы, надбавки, а также на получение 13-й зарплаты.
О профессии машиниста метрополитена
Специальность машиниста включает в себя управление поездом, а также обеспечение безопасной перевозки пассажиров, строго соблюдая расписание движения. В процессе работы он должен внимательно следить за состоянием вагонов и станций, а также исполнять все меры безопасности, предписанные положениями.
Категории (классы) машинистов
Сразу после окончания обучающего курса, новый сотрудник не допускается к перевозке пассажиров, так как ему необходимо пройти экзамен у начальника депо. В течение указанного времени (от 3 до 12 месяцев) ему разрешается выполнять только маневровую работу.
Повышение зарплаты бюджетникам в 2023 году в России — последние актуальные новости. Все работники, получающие зарплату из государственного бюджета (учителя, ученые, госслужащие, полицейские и т.д.), попадают под данное определение. Однако это не совсем…
Если стажер полностью освоил все рабочие ключевые моменты на конкретной линии метро и успешно прошел экзамен, ему присваивается квалификация. Всего существует три категории квалификации:
Категория | Стаж работы | Особенности |
3 | 2 года в должности помощника машиниста | Могут самостоятельно управлять поездом и выполнять маневровые работы |
2 | Не менее 2 лет по 3 категории | Кроме локомотивов метро, они также могут управлять пригородными и пассажирскими составами |
1 | 4 года по 2 категории | Специалистов задействуют на сложных маршрутах |
Важно учитывать.
Квалификация присваивается только при отсутствии серьезных нарушений в процессе работы и отсутствия дисциплинарных взысканий.
Если машинист, прошедший обучение в Санкт-Петербурге, решит устроиться на работу в московское метро, он обязан снова пройти курс обучения. Это обязательное условие, связанное с тем, что оборудование и поезда на каждой линии метро значительно различаются и требуют специализированного обучения.
Требования к специалисту
На данный момент машинистами метро могли стать только мужчины старше 18 лет, но начиная с 2021 года, это стало доступным также и для женщин. В связи с этим установлены четкие требования к кандидатам:
- эмоциональная уравновешенность;
- ответственность;
- пунктуальность;
- стрессоустойчивость;
- возможность работать в ночной смену;
- отличная память и быстрая реакция;
- умение оказывать первую медицинскую помощь.
Одним из краеугольных требований к специалистам по пассажирским перевозкам остается хорошее здоровье. Каждый год работник проходит обязательный медицинский осмотр, где его обследуют до 20 врачей. Также перед каждой рабочей сменой обязательна проверка состояния здоровья, и если работник не проходит осмотр, ему не разрешается выполнять свои обязанности.
Где получить образование по специальности
Как устроиться в метро машинистом
Первый шаг для получения работы машинистом заключается в ознакомлении с вакансиями, предложенными для инженеров в Москве. При наличии у кандидата специального образования и опыта работы, он может обратиться в конкретное депо или Центр найма Московского метрополитена.
На работу также могут быть приняты кандидаты с аттестатом о среднем образовании. Но для зачисления на должность необходимо пройти тестирование у психолога, а также медицинский осмотр в клиниках, специально назначенных для сотрудников метрополитена. После успешного прохождения тестов, кандидаты зачисляются на следующий курс в Учебно-тренировочном центре.
Кадровая политика Московского метрополитена направлена не только на увеличение числа сотрудников, но и на повышение их профессиональных навыков. Рабочие процессы основываются на принципах ответственности и лояльности, что делает отбор претендентов на позицию машиниста поездов довольно строгим.
Условия выхода на вторую пенсию для военных пенсионеров после 60 лет: требования к документам и условия подачи заявки.
Выход на пенсию для женщин, родившихся в 1966 году, по новым законодательным нормам — возраст, необходимый стаж и количество баллов для получения.
Каким образом рассчитывается размер пенсии в зависимости от набранных баллов? Какова должна быть величина пенсии в 2023 году?
Социальные преимущества профессии
Профессия машиниста относится к числу вредных и опасных для здоровья, поэтому для работников предоставляются социальные льготы и гарантии:
- дополнительные дни оплачиваемого отпуска;
- бесплатный проезд на междугороднем и международном транспорте, который предоставляется один раз в год в обоих направлениях;
- бесплатный проезд в метро;
- возможность получения образования в вузах путей сообщения на бюджетной основе;
- медицинское обслуживание в ведомственных клиниках;
- обеспечение специализированной одеждой;
- отдых в ведомственных пансионатах и санаториях, включая организацию летнего отдыха для детей сотрудников метрополитена.
Важно отметить, что отпуск не может замещаться денежной компенсацией ввиду вредных условий труда.
Еще одним значимым преимуществом является возможность досрочного выхода на пенсию. Общий трудовой стаж работника должен достигать 25 лет, с 12,5 года из которых должен составлять стаж в водительской деятельности. Таким образом, водители транспортных средств могут планировать выход на пенсию уже в 55 лет.
Заключение
Профессия машиниста метро сопряжена со многими трудностями и вредными условиями работы, но она также имеет свои преимущества. Работники, успешно завершившие обучение, могут рассчитывать на стабильную работу с хорошей заплатой. В Московском метрополитене отмечается невысокая текучесть кадров, что обеспечивает стабильность рабочей нагрузки и возможность получения социальных льгот и достойной, хотя и ограниченной, в плане карьерного роста, заработной платы.
Автор статьи — журналист и эксперт в области реновации в Москве.