Черные платья с дополнительными деталями — рюшами, оборками, может быть, даже перьями — возвращают нас прямо в прошлое. Платье Chanel вдохновлено викторианской эпохой, а платье Fendi понравится современницам «Великого Гэтсби». Идеально подходит для коктейльной вечеринки!
Маленькое черное платье: история большой легенды
Все мы знаем одно из величайших изобретений легендарной француженки Коко Шанель: маленькое черное платье.
Историки моды расходятся во мнении, что вдохновило Коко: скорбь по погибшей подруге или желание создать что-то практичное для женщин, у которых не было времени на одежду после разрушений Первой мировой войны. Но дело в том, что простое черное платье увидело свет в 1926 году, и со временем оно превратилось в роскошный предмет моды. Мода вне времени.
Безысходность и шик одновременно
Один из самых известных отпрысков Шанель был довольно аскетичен. Она, считавшая колени самой уродливой частью тела, прикрыла их, создала полукруглый вырез и узкие рукава. Материал был крепдешин. Никаких лишних деталей, так что вы сможете изменить платье в любой момент. Он был на все случаи жизни, на все возможности кошелька, что также было очень важно в те очень трудные времена.
Существует мнение, что французская девочка, выросшая в нищете в детском доме, как почти все люди, не имевшие счастья в детстве, приобрела свои психические «зарубки»: сначала она воспринимала черный цвет как цвет одежды монахов, которые ее воспитывали, цвет строгости и бедности.
Кстати, богатые клиенты Шанель поначалу были в замешательстве: новая одежда великого гуру моды очень напоминала униформу ее собственных сотрудников.
Революция моды после войны
Платье быстро стало популярным. Ее эмблемой, конечно же, было имя Коко Шанель. Но почти вместе с ней был утрачен революционный дух, когда женщина должна была выглядеть элегантно и практично каждый день.
Как сказала сама француженка, «мода равна времени, в котором она живет, и моду нельзя отделить от реальности». Но мечта должна быть».
По мнению Шанель, этот баланс должен быть главным в усилиях и стремлениях дизайнера. Несмотря на мрачность цвета, который сама Шанель таковым не считала, вскоре он был провозглашен цветом свободы и власти. Слова Шанель вызвали резонанс во всем мире.
Эти слова оказались пророческими. Да, маленькое черное платье менялось, переходя из рук в руки других дизайнеров, но оно оставалось визитной карточкой красоты и элегантности Шанель.
Венценосный черный
Этот цвет (или, скорее, «не цвет») был в моде еще до Шанель. В начале XVI века им увлекались миланские герцоги и венецианские купцы, которые любили похвастаться своим богатством. Благодаря новому, сложному методу обработки, ткани с черной окраской больше не расслаивались, стоили дороже, чем раньше, и пользовались большой популярностью у богатых купцов и модных аристократов. Итальянцы первыми стали сочетать черный с черным, играя на разнице в текстуре. Молодой человек на портрете Бронзино явно гордится своим черным шелковым пиджаком, бархатная подкладка которого видна сквозь разрез. Не является ли это первой версией «маленького черного платья»?
В семнадцатом веке этот цвет был очень популярен среди голландской буржуазии. В начале девятнадцатого века бледные романтики окунулись в свободные волны черного бархата. В середине века французская императрица Евгения (уроженка Испании) ввела черный цвет в повседневную моду. В 1850-х годах она прославила черные кружевные платки и косынки, в 1860-х — черные испанские платья, блузки и объемные халаты с романтическими названиями: «Альгамбра», «Мадрид», «Эскориал». Черный шнур сута — это плоский, тонкий, плетеный, цветной шелковый шнур для отделки женской одежды; — на плечах и вдоль рукавов.
Императрица Евгения позирует в черном платье и кружевном шарфе. Париж, 1859 © Коллекция Ольги Хорошиловой
Певица Паулина Лукка в черном платье для посещения с угольными бусами и крестом на воротах. Берлин, 2-я половина 1860-х годов © Коллекция Ольги Хорошиловой
Аристократка в черном прогулочном платье с многочисленными оборками в испанском стиле. Париж, середина 1860-х годов © Коллекция Ольги Хорошиловой
Форменный черный
Но для Шанель это был цвет униформы, сиротского приюта, ее подростковых лет. Форма, которая стала «très Chanel» в 1920-х годах — черное платье и колготки, белые манжеты и воротничок — носили в XIX и начале XX века девочки в приемных семьях, которые были частью монастырских орденов.
Эта форма была скромной, вполне удобной, но главное — она скрывала их происхождение, превращая детей в одну черно-белую массу, девственный полк, признающий только личные добродетели, слово Божье и заповеди настоятелей монастыря. Шанель долгое время пыталась забыть свое монашеское прошлое — и ей это удалось: Биографы до сих пор точно не знают, кем был ее отец и как прошло ее детство. Достоверно известно лишь то, что ее детство прошло в детском доме.
Ее «Маленький черный» был прекрасным и всеобъемлющим прощанием с неудобной, постыдной частью жизни. Габриэль также интересовал сам цвет. Черный цвет — демократичный, терпеливый, немаркий и значимый. Он хорош для пасмурного дня и подходит для вечерних интерьеров. Другими словами, он обладает отличным потенциалом продаж, чем и воспользовалась Chanel.
Воспитанница детского дома в черном платье с белым воротничком. Западная Европа, конец 1870-х — начало 1880-х годов © Частная коллекция.
Девочка в форме в школе-интернате для девочек. 1880 © Частная коллекция
«Маленькие черные» до Шанель
Мисс Коко, конечно, упомянула о девичьей форме. Но не только ее. В начале 1920-х годов многие парижские денди и кутюрье предложили свои собственные рецепты маленького черного платья, опередив Габриэль на пять лет.
В январе 1921 года эпатажная принцесса Люсьен-Мюре появилась на светском мероприятии в черном платье из джерси — трикотажной ткани из шерсти, хлопка, шелка или синтетических нитей. Первоначально она была просто шерстяной, с вышитым в стиле кубизма поясом, черным пальто и черной кружевной шляпой Шантильи, свисающей с ободка, как декадентская паутина. Используется для обозначения головного платка, элемента национального костюма испанских женщин. У Мюира была соперница, болтливая мадам Патри. На банкетах и вечеринках ее часто видели в черном шелковом или вязаном платье и черной накидке.
Французские кутюрье Drecol, Patoux и Jenny в 1921-1924 годах предложили множество «маленьких черных платьев» из атласа, бархата, тафты и вельвета. Были платья, украшенные вышивкой или поясами, кружевами, лентами, кисточками и черным бисером. Были и более простые платья — почти точные прототипы творений Шанель. Летом 1923 года, например, наблюдательный летописец заметил среди отдыхающих даму в особенно простом (и потому чрезвычайно модном) платье из черной альпаки — тонкой, плотной шелковой ткани. и шелка с белым воротником и манжетами. Ее фотография сразу же появилась на страницах Vogue с заголовком: «Благородная простота остается кардинальным правилом элегантности».
Люсьенн-Мура была одной из первых, кто стал носить маленькие черные платья в Париже и, возможно, вдохновила Шанель.
© Коллекция Ольги Хорошиловой
Маленькое черное платье от Шарлотты. Иллюстрация из журнала Vogue. 1921 © Коллекция Ольги Хорошиловой
Маленькое черное платье от Шарлотты. Иллюстрация из журнала Vogue. 1921 © Коллекция Ольги Хорошиловой
Рисунки для статьи «Черное и белое доминируют в городской моде». из журнала Vogue. 1924 © Национальная библиотека Франции
Элегантное черное платье с белым воротником от модного дома Tollmann. Иллюстрация из журнала Vogue. 1923 © Национальная библиотека Франции
Сегодня мы хотим выяснить, почему все говорят, что «маленькое черное платье должно быть в гардеробе каждой девушки» (спойлер — не должно!), почему именно этот предмет одежды стал таким культовым и какие черные платья будут модными в 2020 году. Поехали!
Обречённое на популярность
Есть что-то такое в маленьком черном платье, что делает его непревзойденным. Он торжествует на мировых подиумах, не подвластный времени и капризам моды.
Его любят женщины, потому что в нем они чувствуют себя свободно и комфортно. Модельерам это нравится — здесь такой простор для фантазии и творческой мысли. Она обычно притягивает взгляды мужчин, а точнее, хозяек, ведь этот наряд — венец стиля и вкуса.
Она претерпела многочисленные изменения: Его укорачивали и делали длиной до пят, добавляли перья, отрезали рукава и пришивали манжеты, экспериментировали с украшениями и типами лифа, используя различные ткани и их сочетания.
Часто предпочитается «звездами» в мастерском изобретении незабвенной Коко на различных мероприятиях. Вернее, в вариациях маленького черного платья, уже разработанных современными модельерами.
Маленькое чёрное платье (МЧП) — обязательно для гардероба женщины
Когда он висит на плечиках вашего гардероба, фразу «Мне нечего надеть сегодня» можно смело вычеркнуть из вашего лексикона. Этот наряд практически всемогущ — его можно надеть в театр, в ресторан, на свидание, на деловую встречу или даже на неспешную прогулку в парке. Главное — правильно подобрать аксессуары и дополнения, а платье как основа образа подходит для любого случая.
А сами МЧП настолько гибкие, что оставляют женщине свободу выбора. Скромные или искренние, удобные как перчатка или свободно струящиеся, лаконичные или с роскошными деталями представлены разными моделями. Но всегда несравненно элегантный и поистине уникальный.
Каждая женщина может и должна найти свой идеальный наряд, потому что, как сказала Уоллис Симпсон, герцогиня Виндзорская, правильное маленькое черное платье трудно заменить. Существует так много классических платьев с небольшими изменениями, которые гарантированно станут отличным выбором.
А чтобы стать королевой вечеринки, вам не нужен броский и эффектный костюм. Вы можете просто выбрать классику, слегка измененную современностью.