Изящные черные платья, которые дополняются различными элементами, такими как рюши, оборки или даже перья, переносят нас в прошлые эпохи. Например, платье от Chanel было вдохновлено викторианском стилем, а модель от Fendi сможет понравиться поклонникам современного взгляда на «Великого Гэтсби». Эти наряды идеально подойдут для коктейльных вечеринок!
Маленькое черное платье: история, ставшая легендой
Безусловно, одно из самых значительных творений выдающейся француженки Коко Шанель — это маленькое черное платье, которое внесло кардинальные изменения в моду.
Историки моды до сих пор ведут споры о том, что послужило источником вдохновения для Шанель: скорбь о потерянной подруге или стремление создать практичную одежду для женщин, которые были вынуждены справляться с последствиями Первой мировой войны. Основной факт заключается в том, что это простое черное платье было представлено публике в 1926 году и с течением времени превратилось в символ элегантности и роскоши, утверждая свое неугасимое место в мире моды, неподвластном временам.
Безысходность и шик в одном флаконе
Один из самых известных моделей, созданных Шанель, отличался своей аскетичностью. Она считала колени самой непривлекательной частью тела, поэтому сделала так, чтобы они были закрыты. Платье имело полукруглый вырез и узкие рукава, а материалом послужил крепдешин, что добавляло не только стиля, но и практичности. В нем отсутствовали лишние детали, позволяя женщинам адаптировать наряд под свои нужды. Этот наряд подходил для множества ситуаций, что было особенно актуально в тяжелые времена, когда финансовые ресурсы часто были ограничены.
Существует мнение, что Коко, будучи девочкой, выросшей в условиях нищеты в детском доме, приобрела определенные психологические «царапины». Сначала черный цвет для нее ассоциировался с монахами, которые ее воспитывали, и стал символом строгости и бедности.
Интересно, что сначала состоятельные клиентки Шанель испытывали замешательство: ее новая одежда была похожа на униформу служителей, которые работали с ней.
Революция моды после войны
Платье быстро завоевало популярность благодаря имени Коко Шанель, которое стало символом роскоши и стиля. Однако с его приходом совпало и утрачение того революционного духа моды, который требовал от женщины каждый день выглядеть элегантно и презентабельно.
Как сама француженка сказала: «Мода равна времени, в котором она живет, и ее нельзя отделить от реальности». Однако мечта всегда должна присутствовать.
Для Шанель важным аспектом в творческом процессе была необходимость находить равновесие. Несмотря на мрачность черного цвета, который она сама таким не считала, впоследствии он стал символом свободы и власти. Эту мысль Шанель смогла донести до мира.
Эти слова действительно оказались пророческими. Маленькое черное платье трансформировалось, переходя из рук в руки различных дизайнеров, но при этом оставалось визитной карточкой красоты и элегантности, созданной Шанель.
Венценосный черный
Примечательно, что черный цвет, или, как его иногда называют, «не цвет», был в моде еще до появления таких икон, как Шанель. В начале XVI века миланские герцоги и венецианские купцы увлекались черной одеждой, желая продемонстрировать свое богатство. Новые методы окрашивания тканей позволяли им избегать проблемы расслаивания, что сделало черную ткань более дорогой и востребованной среди состоятельных купцов и аристократов. Итальянцы первыми начали комбинировать черный с черным, создавая игры с текстурами. На портрете Бронзино молодой человек гордится своим черным шелковым пиджаком, подкладка которого выполнена из бархата и видна через разрез — возможно, это первая версия «маленького черного платья»?
В XVII веке черный цвет стал популярен среди буржуазии Нидерландов. В начале XIX века романтики облюбовали черный бархат как основной атрибут своего стиля. А в середине века французская императрица Евгения, уроженка Испании, ввела черный цвет в повседневную моду. В 1850-х годах она прославила черные кружевные платки, а в 1860-х — черные платья, блузки и объемные халаты с романтическими названиями, такими как «Альгамбра», «Мадрид» и «Эскориал». Черный шнур сута, плоский и тонкий, был использован для отделки одежды.
Императрица Евгения позирует в черном платье и кружевном шарфе в Париже, 1859 © Коллекция Ольги Хорошиловой
Паулина Лукка в черном платье на мероприятии, украшенном угольными бусами и крестом на вороте, Берлин, вторая половина 1860-х годов © Коллекция Ольги Хорошиловой
Аристократка в черном прогулочном платье, обладающем множеством оборок в испанском стиле. Париж, середина 1860-х годов © Коллекция Ольги Хорошиловой
Форменный черный
Для Шанель черный цвет символизировал униформу, олицетворяющую сиротское детство и подростковые годы. Со временем стиль, смоделированный как «très Chanel» в 1920-х годах, с черным платьем и колготками, а также белыми манжетами и воротничком, фактически был повторением формы, которую носили девочки из приютов в XIX и начале XX века — это была униформа, скрывающая их происхождение и заставляющая их выглядеть как часть однородного черно-белого коллектива.
Упомянутая форма была скромной, удобной, но, что важно, она скрывала индивидуальность и превращала девочек в однообразный «девственный полк», который признавал лишь добродетели и заповеди высших вокруг них. Шанель долгое время избегала своего монашеского прошлого, и ей это удалось: биографы ныне еще не пришли к единому мнению о том, кем был ее отец, и как именно прошло ее детство. Известно лишь, что она провела его в детском доме.
Ее «Маленький черный» был символом прощания с неудобной и смущающей частью жизни. Цвет интересовал Шанель не только как мода, но и как идеология. Черный — это демократичный, терпеливый, насыщенный цвет, который подходит как для мрачного дня, так и для элегантных вечерних мероприятий. Фактически, черный цвет имеет огромный коммерческий потенциал, что и использовала Шанель для достижения успеха.
Воспитанница детского дома в черном платье с белым воротничком. Западная Европа, конец 1870-х — начало 1880-х годов © Частная коллекция.
Девочка в форме в интернате для девочек. 1880 © Частная коллекция
«Маленькие черные» до Шанель
Коко, конечно, не могла не заметить девичью униформу. Однако речь идет не только о ней. В начале 1920-х годов множество парижских денди и кутюрье уже предложили свои собственные варианты маленького черного платья, опередив Шанель на целых пять лет.
В январе 1921 года эпатажная принцесса Люсьен-Мюре представила черное платье из джерси на светском мероприятии — джерси, трикотажная ткань, которую изначально создавали лишь из шерсти, но позже добавили хлопок, шелк и синтетические волокна. Платье было шершащим, с вышивкой в стиле кубизма, в комбинации с черным пальто и кружевной шляпой Шантильи, спускающейся с ободка, создавая атмосферу декадентства. Принцесса имела соперницу в лице болтливой мадемуазель Патри, которая часто появлялась на банкеты и вечеринки в черном шелковом или вязаном платье с черной накидкой.
Французские кутюрье, такие как Drecol, Patoux и Jenny, с 1921 по 1924 годы представили множество «маленьких черных платьев» из атласа, бархата, тафты и вельвета. Некоторые из них были украшены вышивкой, поясами, кружевами, лентами и бисером, тогда как другие выглядели более лаконично и были практически точными копиями будущих творений от Шанель. Например, летом 1923 года наблюдатель заметил среди отдыхающих даму в особенно простом, и именно поэтому чрезвычайно модном, платье из черной альпаки, отличающейся тонкой и плотной текстурой. Еще одной изюминкой платья были белый воротник и манжеты. После этого фотография дамы была опубликована в журнале Vogue с интригующим заголовком: «Благородная простота остается основным правилом элегантности».
Люсьенн-Мюра была одной из первых, кто начал носить маленькие черные платья в Париже, и, возможно, это вдохновило саму Шанель.
© Коллекция Ольги Хорошиловой
Маленькое черное платье от Шарлотты. Иллюстрация из журнала Vogue. 1921 © Коллекция Ольги Хорошиловой
Маленькое черное платье от Шарлотты. Иллюстрация из журнала Vogue. 1921 © Коллекция Ольги Хорошиловой
Рисунки для статьи «Черное и белое доминируют в городской моде», опубликованные в журнале Vogue. 1924 © Национальная библиотека Франции
Элегантное черное платье с белым воротником от модного дома Tollmann. Иллюстрация из журнала Vogue. 1923 © Национальная библиотека Франции
В настоящее время многим интересно разобраться, почему «маленькое черное платье» становится необходимым элементом гардероба каждой женщины (хотя, стоит отметить, не всегда это правда!), что сделало его культовым предметом и какие черные платья окажутся в тренде в 2020 году. Начнем!
Обречённое на популярность
В маленьком черном платье есть нечто такое, что придаёт ему невероятную популярность и универсальность. Оно вечно и продолжает оставаться актуальным на мировых подиумах, не поддаваясь изменчивости моды.
Этот наряд популярен среди женщин, так как они чувствуют в нем комфорт и свободу движений. Моделиеры же восхищаются простором для креативности, который он предоставляет. Такой наряд также привлекает внимание мужчин, поскольку он стал символом стиля и утонченности.
С течением времени платье подвергалось многочисленным изменениям: его укорачивали или удлиняли, добавляли перья, меняли рукава и манжеты, экспериментируя с украшениями и вариантами лифа, использовали разнообразные ткани в сочетаниях.
Часто это «достояние» становится выбором знаменитостей на красной дорожке, при этом они выбирают различные вариации классического маленького черного платья, адаптируемого согласно современным тенденциям.
Маленькое чёрное платье (МЧП) — незаменимое в женском гардеробе
Если маленькое черное платье занимает место в вашем гардеробе, фразу «Мне абсолютно нечего надеть сегодня» можно смело вычеркнуть из своего словаря. Этот наряд обладает универсальностью — его можно надевать в театр, ресторан, на свидания или деловые встречи, а также на спокойную прогулку в парке. Главное — правильно подобрать аксессуары и дополнения, чтобы создать гармоничный образ, поскольку платье служит отличной основой.
Сами маленькие черные платья настолько разнообразны, что позволяют каждой женщине выразить свою индивидуальность. Они могут быть как скромными, так и смелыми, как удобными, так и свободными, как лаконичными, так и насыщенными изысканными деталями, но всегда остаются кристально элегантными и поистине уникальными.
Каждая женщина может и должна найти своё идеальное платье, поскольку, как некогда сказала Уоллис Симпсон, герцогиня Виндзорская, правильное маленькое черное платье оказывается трудным для замены. Классические варианты предлагают множество вариаций, которые безусловно станут удачным выбором.
Чтобы стать королевой вечера, вам не обязательно облачаться в экстравагантный костюм; достаточно выбрать классический стиль с небольшими современными изменениями.