Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница. Драг квин что это

«Парижские королевы имеют сильную привязанность к моде, внимание к деталям внешнего вида и продолжают отстаивать высокое качество, — уточняет Тина. В то же время голландцы, напротив, склонны к более эксцентричному и зачастую небрежному стилю. Однако в этом также проявляется уникальный стиль».

Драг Квин (Drag Queen)

Драг-квин следует отличать от трансвеститов, несмотря на существующее смешение понятий. В частности, мотивация трансвеститов к переодеванию в одежду противоположного пола зачастую имеет под собой сексуальный подтекст. В то время как драг-квин проявляют иную мотивацию, их искусство направлено на вызов и подрыв общепринятых гендерных норм. Главной целью драг-исполнителей является не только развлечение, но и провокация размышлений о гендерной идентичности и роли, которую она играет в обществе. Такие трансформации, как женщины, представляющие себя в мужской одежде, служат в качестве артистической формы и подчеркивают не только внешний вид, но и внутреннее «я». Драг-исполнители используют маскировку для демонстрации остракизма и вызова относительно традиционных представлений о мужественности и женственности.

Региональный дрэг

В Москве каждый гей-клуб гордится своими уникальными драг-дивами, однако существуют также независимые драг-артисты, которые выступают на различных мероприятиях — от юбилеев до корпоративов и свадеб. Эти выступления становятся частью широкой культурной практики, однако в других регионах России драг-движение все еще находится на стадии развития. Например, драг-артист, выступающий в Краснодарском крае на условиях анонимности, сообщает, что за пятничную вечеринку в клубе драг-исполнитель получает от пяти до семи тысяч рублей, а за выступление на корпоративе сумма может достигать 15 тысяч рублей.

В городах, где отсутствуют специализированные гей-клубы, подобные мероприятия часто проводятся в ресторанах или кафе. Опытные драг-дивы становятся приглашенными звёздами на таких частных или тематических вечеринках. Стоимость их выступлений варьируется и зависит от уровня мероприятия и количества выступлений.

Каллиста Блэк, известная драг-артистка, отмечает, что произведения искусства в формате драг-шоу не приносят больших заработков, так как основная часть доходов уходит на создание костюмов и профессиональный грим. Многие драг-артисты вынуждены совмещать свою деятельность с дополнительными работами. Например, Калиста работает в парфюмерии, а дива по имени Моника днём занимает должность консультанта в сети магазинов «Золотое яблоко».

Для достижения более плавных и мягких очертаний многие драг-артисты применяют жесткие линии и контрастные цвета в макияже. К распространенным техникам относибется затемнение нижней части скул, сужение носа и создание четкого подбородка. Завершающим аккордом служит применение хайлайтера для выделения определённых частей лица: верхней части скул, спины носа и треугольников под глазами.

Как возник дрэг и почему он политичен?

На эту тему беседуют известный исследователь-феминистка Лана Узарашвили и автор ЛГБТ-проекта «Тетки» Никита Андриянов.

Первым знаменитым дрэг-исполнителем считался чернокожий американец Уильям Дорси Суонн, который, будучи бывшим рабом, соревновался в подпольных драг-танцах в Вашингтоне в 1880-х годах, называть себя «королевой». Это было его символическое действие с целью вернуть себе достоинство и власть. Несмотря на отмену рабства в США в 1865 году, расизм продолжал существовать, поэтому любые организованные группы афроамериканцев, включая драг-танцы, ставились под угрозу и подвергались агрессии со стороны полиции. Сам Суонн был арестован в 1896 году по ложному обвинению в содержании публичного дома и провел десять месяцев в заключении.

С началом Гарлемского Ренессанса в 1920-х и 1930-х годах начинается зарождение пространств для темнокожих гомосексуалистов в Нью-Йорке, и драг-болы, известные как «гей-балы», становятся популярными. Эти события не ограничивались лишь артистической игрой — они также способствовали созданию дружественной квир-среды, что, в свою очередь, вызывало негативную реакцию со стороны полиции, властей и гомофобов. В 1923 году власти Нью-Йорка даже запретили любые формы «подстрекательства к гомосексуализму».

В 1960-х годах в США была основана Имперская придворная система — первая организация, защищающая права ЛГБТ и трансвеститов. В 1969 году в Нью-Йорке произошёл знаковый Стоунволлский бунт, когда полиция совершила налет на бар Stonewall Inn, пытаясь выгнать геев, что в то время было строго запрещено. Трансвеститка Марша П. Джонсон проявила сопротивление и, согласно свидетельствам, бросила стакан в зеркало с криком: «Имею права!». Этот бунт стал началом более широких беспорядков в районе Гринвич-Виллидж и считается одним из первых примеров квир-протеста. Однако настоящий расцвет драг-движения в США пришелся на 1980-е годы, когда в стране стали проходить множество танцевальных мероприятий.

Что не так с шоу Ивлеевой?

Никита Андриянов

Я являюсь большим поклонником дрэг-рейсинга РуПола и смотрю это шоу уже на протяжении шести лет. Оно чётко демонстрирует, что дрэг — это форма протестного искусства, при этом в RuPaul’s Drag Race акцент делается не только на впечатляющие костюмы и липсинк, но и на политико-психологическую сторону проекта, который создавался для поддержки ЛГБТ. В шоу поднимаются важные вопросы, такие как ВИЧ, полицейское насилие и расизм. Я был глубоко расстроен тем, что Настя Ивлеева, используя квир-арт и таланты драг-артистов, стремится получить социальный капитал, но при этом не подчеркивает, что участники шоу являются частью ЛГБТ-сообщества. Ивлеева полностью убрала политический контекст дрэг-движения, оставив лишь экзотический фасад, внешний вид и моду, фактически стирая ту важную часть сопротивления, которая заключается в культуре сопротивления.

Это интересно:  Часы знаменитостей. 5 часов, которые часто можно увидеть на знаменитостях. Какие часы носят знаменитости.

Судя по рекламе шоу «Королевские кобры», оно сводит драг-культуру до совершенно поверхностного представления, игнорируя такие важные аспекты, как гомофобия или стигматизация квир-опыта. В России существует предвзятое восприятие артистов, которые демонстрируют свои драг-образы, когда их позиционируют в качестве безобидных и аполитичных, как, например, Верка Сердючка. Многие такие исполнители скрывают свою гомосексуальность, что не содействует нормализации ЛГБТ-культуры. И вместо того чтобы представлять драг как актуальный социальный протест, мы видим, как эти артисты становятся частью консервативной праздничной культуры, получая лишь поверхностное признание.

Лана Узарашвили

феминистка
исследователь, сооснователь проекта FEM TALKS

Я считаю проблематичным, что драг, представленный Настей Ивлеевой, сводится к простому эффектному шоу. Это отражает традиции постсоветского восприятия драг-искусства. В 1993 году, когда была отменена статья о гомосексуализме, ЛГБТ-культура наконец-то попала в зону видимости, однако, как мне кажется, она тут же стала объектом коммерциализации. Я не ставлю под сомнение активность тех годов, но политизация этого явления была минимальной. Сравнивая с современными шоу, такими как «Королевские кобры», я вижу, что представления, использующие пародийные элементы ночных клубов, находятся на уровне постановки без какого-либо более глубокого смысла.

Я знаком с программой RuPaul’s Drag Race, включая её британскую версию, где за пределами развлечения рассказывается об истории проблем для ЛГБТ-сообщества, особенно внутри рабочего класса. Личности драг-артистов демонстрируются не только через призму искусства, но и через их принадлежность к определённому классу, расе, полу и сексуальной идентичности. Я понимаю, что у шоу RuPaul есть недостатки: такие как трансфобия и контракты, приводящие к эксплуатации. Но, как минимум, на уровне повествования создатели не отступают от сути основной цели дрэг-искусства: репрезентации квир-сообщества, со всеми его проблемами и вызовами.

В городах, где нет гей-клубов, частные вечеринки и тематические мероприятия проходят в ресторанах أو кафе. Опытные драг-дивы часто выступают там в качестве звезд.

Магия сцены

Что же движет людьми, вынуждая их тратить столько времени и ресурсов на выступления, живя в условиях бесжале adjusting competition и мирясь с физическими дискомфортами? Каждая дива имеет свою историю. Одни с детства любили примерять наряды своих сестёр, другие были увлечены косплеем, а третьи увидели на сцене уже состоявшуюся звезду и поняли, что хотят занять её место. Для одних сцена — это лишь развлечение, для других — искреннее искусство, которое позволяет продемонстрировать свои лучшие качества.

«Для меня это действительно волшебство, — рассказывает Саманта КиллБилл. — Это самая нереальная сказка. Участие женщин в программе, как правило, считается неприемлемым. Но когда я стою перед сценой, не могу поверить, кто действительно представляет собой выступающего.

Мне невероятно приятно перевоплощаться в женщину, но так же я ценю себя как мужчину.

Хотя за последние четыре года я так сосредоточилась на своем женском образе, что практически отказываюсь от мужского», — делится своим опытом Vanilla Absolut. — Драг — это не просто искусство, это призвание. Кроме того, это терапия: я весело получаю аплодисменты и, как Ваниль, впитываю их, а затем начинаю более глубоко любить себя как Сева». Каждая из драг-квин демонстрирует многослойность своей личности и того, что каждое из их «я» получает важный опыт.

«Илья — крайне скромный и тихий человек, но когда Эрика выходит на сцену, раскрываются невообразимые таланты. Многие даже не могут узнать меня на фото», — говорит Эрика Блэк.

«Когда по каким-либо причинам нам не хватает юмора, это называется «указом», — объясняет Канариас. «Если ты художник, это существенно меняет мозг и личность, ты всегда будешь художником».

2

Фотографии Каса-де-Тина. Фотограф Мария Поспелова

Я хочу стать драг-квин — что дальше?

Что же делать тем, кто только планирует вступить на сложный путь драг-квин? Для начинающих артистов в гей-клубах существуют специальные драг-университеты. Посещение обучения бесплатное, но всей необходимой косметикой, костюмами и атрибутами «студенты» должны обзавестись самостоятельно. Встречи проходят каждую неделю, и участники работают над созданием определенного образа. В будние дни дебютантки имеют возможность выступать, слушать отзывы и рекомендации от более опытных королев, которые могут поделиться своими знаниями и советами по улучшению выступлений. Каждую неделю среди новичков выбирается самый удачный номер, который становится призом на шоу выходного дня.

Однако такой университет — это не единственная возможность получить необходимые навыки и вдохновение.

Существует особенно важная форма передачи опыта — от драг-матери к драг-дочери. Порой состоявшаяся драг-дива берёт под своё крыло начинающую артистку.

Спектр обязанностей драг-матери включает в себя как советы по макияжу, так и совместное творчество над номерами. Поддержка может быть как эмоциональной, так и практической: от организации выступлений до разработки общей стратегии продвижения. В этом контексте отношения между драг-артесами часто становятся важной частью их развития и успеха.

«Моя мама-трансвестит — Каллиста Блэк, жительница Центрального вокзала, — говорит Эрика. «Сначала я пришёл просто посмотреть шоу. Ранее я был в Петербурге, и мне там совершенно не нравились трансвеститы. Я полагал, что в Москве будет то же самое. Но затем вышла Каллиста, и я просто влюбился в неё — она перевернула моё представление о драге с ног на голову. Далее, я устроилась работать танцовщицей в CS, и в какой-то момент собрала всю смелость, чтобы пригласить Каллисту к нам, открыто заявив о своих намерениях. Это стало началом новой главы в моей жизни, и вскоре появилась Эрика Блэк».

3

Фотографии Каса-де-Тина. Эрика Блэк. Фотограф Александр Кузнецов

На сегодняшний день драг-культура достигла значительного развития, даже крупные косметические бренды стали использовать трансгендерных артистов для своих PR-кампаний. Это стало способом привлечь внимание к идеям, подчеркивающим уникальность женского образа и использование особого гротескного макияжа, присущего драг.

Контуринг

4

При создании более мягкого рельефа лицо драг-артистов нередко используют жесткие линии и контрастные тона. Эта техника достаточно проста: затемняются нижние части скул, сужается форма носа и придаётся заостренный вид подбородку. Завершающим штрихом выступает выделение хайлайтером некоторых частей лица, включая верхнюю часть скул, спинку носа и области под глазами, что помогает создать и подчеркнуть женственные очертания.

Это интересно:  Стильные образы для женщин с короткой стрижкой. Как одеваться с короткой стрижкой

Омбре на губах

5

Без выразительного макияжа губ драг-образ не будет полным. Чаще всего «наряженные королевы» стремятся визуально увеличить шёрст губ, выводя контуры за пределы естественных линий. Для добавления объёма применяется простой приём: контуры губ закрашиваются более темным оттенком, а центральная часть заполняется более светлым. Также могут имитироваться блики на губах, чтобы избежать использования блестящих текстур, что делает образ более натуральным.

С помощью своих образов драг-артисты стремятся донести до зрителей свои идеи и точки зрения. Драг-культура была создана индивидуумами, стремившимися продемонстрировать свою уникальность и право быть собой. В последние годы благодаря активному освещению в СМИ наблюдается уменьшение стереотипов и предвзятости по отношению к этой субкультуре, а также происходят изменения её внутренних целей.

Цель большинства драг-квин — быть красивой дрэг-квин

Чад Майклс представляет одну из тех драг-артистов, кто стремится получить популярность. Его образ олицетворяется знаменитой Шер, которая часто воспринимается как одна из королев бурлеска, не только за свои выдающиеся достижения, но и за специфическую эстетику, которая имеет много общего с драгом. Такие «королевы» как Чад, несмотря на антураж, обычно стремятся выглядеть элегантно и максимально естественно. Это значит, что макияж будет насыщенным, но не чрезмерно гиперболизированным. Некоторые участницы ЛГБТ-конкурсов красоты также следуют этому принципу.

Королевы лагеря, напротив, предпочитают комические образы, в которых основное внимание уделяется умению смеяться над собой и восприятию излишеств. Эта форма представления стала знаковой для дивайна, которого журнал People назвал «трансвеститом века», с характерным макияжем, где акценты делались на выразительные брови, яркий блеск и сильно увеличенные губы. Современная драг-звезда Милк также ориентируется на сатирические образы, что делает её популяреной, но отражающей дух времени, в отличие от Divine. В целом преданные ценители «лагеря» периодически демонстрируют юмор и отсутствие серьезности в своих образах, что в свою очередь находит отклик у общественности, слушающих вдохновляющий посыл драг-искусства от РуПола.

6

7

Транживотные дивы создают образы
на стыке современного искусства
и обычно
эстетики перетаскивания

За последнее десятилетие возникла новая ветвь драг-субкультуры, в которой примадонны-транссексуалы, такие как Джер Бен Джонс, Сквики Блонд и Мато Андерсен, создают образы на пересечении современного искусства и привычной эстетики драг. В их арсенале помимо косметики также находятся и необычные предметы, символизирующие женственность. Например, Джер Бен Джонс любит использовать искусственную грудь и яркие бюстгальтеры, а Сквики Блонд зачастую появляется в сетчатых колготках и меховом одеянии. Для обучаемых трансвеститов стиль становится не просто способом самовыражения, но и инструментом для передачи общественно важных идей и актуальных посланий. Например, Винтаж Дэвис устраивает представления в целях изменения консервативных взглядов в рамках гей-сообщества. Между тем внутри этого сообщества также довольно много разногласий: представители некоторые из них обвиняют трансвеститов в создании отрицательного имиджа, что затрудняет общественную интеграцию.

Несмотря на разнообразие стилей и подходов к драг-образу, все они основаны на общих принципах. Драг-культура возникла как возможность для людей, часто чувствующих себя «не такими», выразить свою индивидуальность и создать свою уникальную идентичность. Комьюнити принимало различные формы самовыражения, но большинство подходов были довольно традиционными: всё, что отвергалось обществом, могло найти приют в закрытых «домах». В условиях широкой танцевальной культуры многие решались переодеваться в женскую одежду, что стало частью их самовыражения. С увеличением популярности драг-культуры наблюдается снижуха стереотипов, а значит, драг-артистам будет проще взаимодействовать с аудиторией и меньше сопротивляться предстудениям.

Поскольку мужская кожа часто грубеет по сравнению с женской, драг-артисты наносят большое количество пудры после слоя тонального средства. Эта техника помогает выровнять тон кожи и обеспечить эффект гладкости.

Травести культура

В XX веке среди гей-сообщества в Англии активно распространялось выражение «трансвестит», изначально рассматривавшееся как сленг. В этот период довольно заметно простирались элементы, связанные с представителями высших социальных слоев. В результате этот термин приобрел уничижительный характер и стал использоваться как для описания гомосексуальных мужчин, так и беспорядочных женщин. Однако со временем он занял более определённую позицию в лексиконе, когда с его помощью характеризовали субкультуру травести, аргументируя это тем, что многие представители пародии ассоциируют себя с женственностью.

Со временем этот набор терминов начал полноценно отражать суть субкультуры травести, поскольку многие артисты начали уверенно разделять свои гендерные роли.

Однако важно отметить, что большинство драг-артистов не являются гомосексуалами. На самом деле многие из них — это мужчины с различной сексуальной ориентацией, которые создают свои сценические образы, чтобы подчеркнуть индивидуцию и самовыражение. Для некоторых драг является лишь формой арт-макияжа, без какого-либо сексуального подтекста, словно продолжение их артистической карьеры.

Это интересно:  Алексей Жидковский: биография. Алексей жидковский сколько лет.

На сегодняшний день драг-культура достигла своего пика, с чем многие крупные косметические бренды начали активно использовать трансгендерных исполнителей в своих кампаниях, привлекая внимание к интерпретации женского образа и стилистическому гротескному драг-макияжу.

Среди эстрадных деятелей можно отметить таких трансвеститов, как Александр Песков и Верка Сердючка. В последние годы также замечен рост популярности образа Кончиты Вурст в Европе.

Образы драг-квин

Созданные образы в рамках драг-культуры, как правило, непосредственно связаны с выступлениями её представителей. Основная цель данных образов — вызвать радость у зрителей, развитие веселья и смеха, пользуясь элементами сатиры и гротеска. Часто трогают и эмоциональные ноты, создавая драматические персонажи.

Среди стилей драг-исполнителей основными являются следующие:

  1. Королевы гротеска. Это образы, которые стремятся создать эдакий женоподобный вид с преувеличенными чертами и даже экстравагантными поведениями, что порой граничи с абсурдом.
  2. Пародийные королевы. Сюда входят трансвеститы, которые создают пародийные исполнения, имитируя знаменитостей.
  3. Королевы красоты. Множество трансвеститов участвуют в конкурсах, направленных на оценку их внешности и артиститичности, продвигая свои шоу-программы.
  4. Королевы постмодернизма. Это самый непредсказуемый стиль, который использует нестандартные приёмы и бросает вызов традиционным гендерным представлениям. Часто невозможно однозначно определить, кто именно находится за этой маской — мужчина или женщина.

На текущий момент термин «драг» обычно применяется, когда мужчина перевоплощается в женский образ, а женщина берёт на себя мужской стиль — в этом случае их называют драг-короли. Данная практика представляет собой шанс для участников понять скрытые аспекты противоположного пола и открыть для себя его эстетические и культурные отличия.

Драг-квин сегодня прочно вошли в массовую культуру. В России вызывают большой интерес драг-артисты, которые участвуют в глянцевых журналах и многочисленных коллаборациях с лидирующими косметическими брендами, что только усиливает внимание к культуре драг.

Травести культура

Термин «травести» обрёл широкую популярность в начале XX века внутри английского гей-сообщества. Постепенно в его контексте начали проявляться атрибуты, традиционно ассоциируемые с представителями высшей аристократии. Этот термин обрёл негативный оттенок, став обозначением как для гомосексуалов, так и для людей, запятнавших свою репутацию в беспорядочных сексуальных связях. Само слово на английском сленге не было переведено на другие языки.

С течением времени термин пошёл в расширительное понимание, отражая субкультуру травести. Многие представители этой группы величают себя женщинами и требуют соответствующего обращения, в то время как некоторые драг-артисты порой подчеркивают свой пол.

Особенности образа

Художники, работающие в стиле драг, создают гротескно-сатирические образы, чтобы развеселить зрителей, акцентируя внимание на определённых чертах тела и используя яркий макияж с внушительными накладными ресницами. Иногда драг-артисты создают драматические женские образы с целью донести зрителям особую концепцию и тему.

Дрэг-культура включает в себя четыре ключевых образа:

  1. Гротеск. Артисты создают яркие, притягательные образы, используя нецензурные шутки и вызывая смех.
  2. Пародия. В этом жанре драг-артисты ставят сценки, подражающие знаменитым персонажам шоу-бизнеса, таким как Бритни Спирс, Шер, Бетт Мидлер и многим другим.
  3. Королева красоты. Существуют специализированные конкурсы красоты, где мужчины представляют себя в женских образах. Многие такие участники продолжают выступления на телевидении или в шоу.
  4. Постмодерн. Исполнители этого направления создают уникальные представления, используя самые необычные приёмы. В этих шоу размываются грани между гендерами, часто возникает ситуация, когда зрители не могут определить, кто на сцене — мужчина или женщина.

В современном контексте термин «драг» чаще всего употребляется в случаях, когда мужчина переодевается в женский образ, а женщина связывает своё представление с мужским стилем одежды. Не все, кто практикует драг-перепевание, являются гомосексуалами или трансгендерами. Для женщин, принимающих на себя мужскую одежду, в сообществе разработан особый термин — «Drag King». С приходом этого креативного явления представители обоих полов получили интересную возможность испытывать свою личность в гендерных ролях и понимать все его нюансы и сложности.

Оцените статью
Женский форум