В 1986 году музыкант Виктор Цой познакомился с Джоанной Стингли, американской художницей, которая впоследствии стала его женой. В память о своей поездке в США он привез небольшую студию Yamaha MT44 и записал альбом под названием «Группа крови».
Биография Виктора Цоя
Цой Виктор Робертович (1962-1990) — советский музыкант и актер, ставший символом культуры перестройки. Он являлся основателем и лидером рок-группы «Кино», пел и играл на гитаре, а также создавал музыку и писал тексты своих песен.
Виктор Цой появился на свет 21 июня 1962 года в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге.
Дедушка по отцовской линии, Максим Максимович Цой, родился в Казахстане и имел корейские корни — его имя на корейском языке звучало как Сон Дун Цой. У деда было четыре сына и одна дочь, по этой причине генеалогия Виктора Цоя по отцовской линии глубоко укоренена в культуре и традициях Кореи. Отец Виктора, Роберт Максимович Цой, родился в 1938 году и в течение всей своей карьеры работал инженером, принимая активное участие в жизни своей семьи и общества.
Его мать, Валентина Васильевна, родилась в 1937 году в Пушкине и работала учителем физкультуры. Интересно, что когда Валентина познакомилась с Робертом, он сделал ей предложение очень быстро — всего через три дня. Хотя такие скоропалительные браки часто заканчиваются неудачно, их семья пронеслась через множество испытаний и вместе прожила почти 40 лет.
Их совместная жизнь была далека от идеала: Роберт трижды покидал Валентину и трижды возвращался. Порой они испытывали ненависть друг к другу, но позже вновь находили любовь и прощение. Брак украсили различные взлеты и падения, но самое тяжёлое испытание для них стало несчастье — смерть их единственного сына, Виктора.
У Виктора были трудности в обучении, что приводило к проблемам в школе — ему приходилось менять образовательные учреждения трижды, так как на протяжении всей учебы учителя не считали его способным. В то же время, с раннего детства Виктор проявлял искреннюю страсть к рисованию. Его родители заметили его талант и определили его в художественную школу, где он проучился три года, развивая свои навыки.
Однако к пятому классу интерес Виктора к живописи начал иссякать, уступая место музыке. Когда его родители уехали в отпуск, они оставили ему значительную сумму денег на проживание. Виктор использовал почти все средства для приобретения 12-струнной гитары и лишь небольшую часть оставил на еду, чем вскоре расплатился тошнотой от голода. С этого момента он принял решение никогда не есть берриаш, что варьировалось от его вкусовых предпочтений до привязанности к определённой гастрономии.
Юность
Тогда, в подростковом возрасте, он вместе с другом Максимом Пашковым создал свою первую группу под названием «Район 6». В тот период его кумиры были Михаил Боярский и Владимир Высоцкий, которые оказали огромное влияние на его творческое развитие.
После завершения 9-го класса Виктор принял решение продолжать обучение в художественном училище имени Серова в Ленинграде, куда успешным образом поступил с надеждой стать профессиональным художником. Тем не менее, он не сумел вернуть былую страсть к живописи и большую часть времени стал посвящать музыке, что в конечном итоге привело к его исключению из училища на втором курсе.
После того как он оказался без учебы, Виктор устроился работать на завод, а затем решил поступить в Профессиональное среднее училище искусств и реабилитации № 61, где изучал профессию резчика по дереву. Хотя Виктор никогда не стал скульптором, его увлечение деревообработкой часто проявлялось в изготовлении маленьких фигурок нэцке.
Несмотря на различные смены учебных заведений и трудовых мест, музыка всегда оставалась с ним. В итоге он пришел к осознанию, что музыка — это путь, которому он желает посвятить свою жизнь. В конце 1981 года Виктор Цой вместе с Олегом Валинским и Алексеем Лейбиным основал рок-группу «Галин и гиперболические поверхности», которая вскоре была переименована в «Кино».
Группа «Кино», которую основал Цой, быстро снискала популярность, выступая в ленинградских квартирах, где проходили небольшие концерты. В этом непринуждённом атмосфере артисты тесно общались с публикой. По мере роста известности Виктора и его партнера Рыбина они готовы были ехать в Москву для выступлений в квартирах. В один из таких поездок в поезде они играли на гитаре, а их слушателем оказался Борис Гребенщиков. Благодаря его поддержке группа «Кино» вошла в состав известного Ленинградского рок-клуба, что открыло им новые горизонты.
При содействии таких музыкантов, как Гребенщиков и другие, группа Кино смогла выпустить свой первый альбом «45» — название которого произошло от длительности записей, составившей 45 минут.
К 1984 году в жизни группы произошли изменения: Лайбин и Валинский покинули коллектив, и к команде присоединились новые музыканты, обеспечив тем самым хорошую динамику и развитие звука.
- На гитаре начал играть Юрий Каспарян;
- На бас-гитаре — Александр Титов;
- На барабанах выступал Георгий Гурьянов, также известный как Густав.
Эта новая команда записала альбом «Начальник Камчатки» — название, взятое из самой работы Виктора на котельной, где он трудился как печник. Параллельно с этой работой он также занимался уборкой автобусов и работал спасателем на пляже. Хотя это все были лишь записи в трудовой книжке, для Виктора самым важным была именно музыка, его истинное призвание. Он писал бесконечное количество песен, каждая из которых имела своё уникальное звучание и глубокий смысл, отражая его внутреннее состояние и чувства.
В 1984 году в Ленинграде состоялся второй рок-фестиваль, где «Кино» выступило и произвело настоящий фурор. В следующем году они повторили свой успех на этом же фестивале.
Тем временем группа начала запись своего следующего альбома под названием «Ночь», однако работа над ним затянулась. В результате вместо «Ночи» был выпущен кассетный альбом «Это не любовь», который завоевал невероятную популярность по всему Советскому Союзу.
Смерть и бессмертие
Летним днем 1990 года Виктор и Юрий Каспарян работали над новым альбомом на акустической гитаре в своём домике рядом с Юрмалой, наслаждаясь творческим процессом.
15 августа 1990 года в полдень Виктор, управляя своим темно-синим «Москвичом» по латвийской дороге, столкнулся с автобусом «Икарус». Трагедия произошла возле Тукумса, недалеко от Риги. По неподтвержденным сообщениям, водитель автомобиля уснул за рулем из-за переутомления, что и привело к катастрофе. Смерть Виктора Цоя была мгновенной, тогда как водитель автобуса не пострадал.
Эта трагедия глубоко потрясла всю страну. 19 августа возле Богословского кладбища в Санкт-Петербурге тысячи людей пришли провести музыканта в последний путь. В свою очередь, после его смерти некоторые поклонники совершили акты самоубийств.
Альбом, над которым Цой работал в странах Балтии в момент несчастного случая, был выпущен зимой 1990 года под названием «Черный альбом».
Для многих Виктор Цой стал символом молодости, его творчество ассоциируется с японскими кассетами, вареными джинсами и яркими воспоминаниями о первом походе в кино на фильм «Игла», первом опыте в любви и первую попытку брейк-данса на дискотеке. Его имя связано с памятными записями на домах и автобусных остановках. «Чух-чух жив!» — до сих пор поют его песни даже те, кто появился на свет уже после ухода великого музыканта, что и свидетельствует о его бессмертии через творчество.
В конце осени 1985 года в группе произошли очередные изменения. Басиста и гитариста Игоря Тихомирова заменил Александр Титов. Этот состав оставался стабильным до конца существования «Кино».
Детство и семья
Дед Виктора переехал во Владивосток еще до революции 1917 года. Он был вынужден покинуть свою родину, чтобы избежать призыва японскими войсками. В 1930-х годах советское правительство под руководством Сталина осуществило массовое переселение корейцев с Дальнего Востока в Центральную Азию, что и стало причиной, по которой семья Цоя оказалась в Казахстане.
Отец Виктора Цоя, Роберт Максимович, родился в Кызылорде. После окончания средней школы он направился в Ленинград, где окончил БЕНЕКС и позже устроился на завод, где работал инженером. В период его учебы он познакомился со своей будущей женой, Валентиной Гусевой, которая работала учителем физкультуры в Пушкине. Интересно, что Роберт всего через несколько дней после знакомства сделал Валентине предложение.
«Я познакомилась с Витиным отцом, Робертом Максимовичем, на новогоднем празднике. У него была гитара,» — вспоминает Валентина Васильевна Цой, мама музыканта. Именно в том парке позже Виктор работал спасателем.
Витя появился на свет 21 июня 1962 года. Его мать предложила назвать сына Дмитрием, но Роберт Максимович настоял на именовании Виктора, что в переводе с латыни означает «победитель».
С ранних лет Витя много читал, проявлял интерес к рисованию и лепке, а в пятом классе засматриваясь на гитару, увлекся музыкальным искусством. Когда ему было 11 лет, его родители расстались: Отец ушел из семьи, но спустя год они вновь наладили отношения. Тем не менее, его отношения с матерью всегда были тёплыми и доверительными, о чем говорит сама Валентина:
«Я ему абсолютно доверяла. Мне было интересно, как формируются одаренные люди. Главным было помочь Виктору раскрыть его потенциал и развить способности».
С раннего детства он ощущал поддержку родителей в своих стремлениях, поэтому в 1974 году его отвели в художественную школу, где он учился до 1977 года.
По свидетельствам его учителей, у Виктора были невероятные способности, но ему не хватало усердия и стремления к постоянному труду, что иногда мешало достижению успеха в учебе.
Музыка также оставалась постоянным увлечением Виктора. В пятом классе его родители подарили ему первую гитару, что стало важным событием в его жизни.
Во время обучения в художественной школе Виктор познакомился с Максимом Пашковым, с которым завязалась крепкая дружба.
После завершения восьмого класса в 1978 году Виктор поступил в художественную школу имени В. Серова. Однако, учитывая, что любовь к музыке всё чаще завладевала его умы, а нежелание заниматься созданием агитационных плакатов не приносило удовлетворения, Виктор уволился из училища и был исключен за неуспеваемость.
Спустя некоторое время, в 1979 году, молодой артист поступил в СГПТУ-61, где освоил профессию гравера по дереву. В том же году он отдал дань уважения таким культовым советским музыкантам, как Михаил Боярский и Владимир Высоцкий, а затем серьёзно увлекся философией восточных единоборств и начал заниматься карате, подражая своему кумиру Брюсу Ли.
Творческий путь Виктора Цоя
В первый раз Виктор начал играть в музыкальной группе, когда ему было всего 13 лет; это была группа под названием «Слово №6», которую возглавлял его товарищ по художественной школе Максим Пашков.
Как вспоминает Пашков, Виктор испытывал сильный интерес к музыке, но вначале не мог играть на гитаре. И тогда друзья решили объединить свои ресурсы и на купили бас-гитару в магазине подержанных вещей. Играть на таком инструменте было легче, так как здесь всего четыре струны, что дало возможность Вите быстро обучиться. По их воспоминаниям, третий участник их группы играл на пионерских барабанах, и вместе они начали исполнять хард-рок, вдохновленный Оззи Осборном и Black Sabbath. Со временем группа переросла в нечто большее, и они намеревались создать свою собственную музыку.
В конце 1970-х годов Виктор встретил Алексея Райвина, который играл в любительской группе, называемой Пилигримы. Они начали встречаться и вскоре начали работать с такими музыкантами, как Майк Науменко из группы «Zoo» и Андрей Панов, который стал известен под псевдонимом Свин. Он считался «ленинградским панком», и именно в его квартире репетировала новая панк-группа «Автоматические удовлетворители», в состав которой вошли Виктор Цой и Алексей Рыбин. Благодаря множеству квартирных концертов группа быстро добилась известности за пределами Ленинграда и начала поездки в Москву на выступления.
Временами им приходилось добираться до Москвы с многочисленными пересадками, и в какой-то момент они заметили, что в вагоне поет Борис Гребенщиков, который в то время был лидером рок-движения. Позже он написал о своем впечатлении от этой встречи:
«Когда вы слышите правильную песню, всегда происходит удивительное открытие алмазов и амфор. Бог знает, какое столетие»
Гребенщиков обещал поддерживать начинающих музыкантов и в скором времени познакомил их с такими талантами, как Андрей Тропило, Сергей Курехин и другими известными личностями.
Под руководством Бориса Гребенщикова, который предсказал их будущую популярность, группа начала работать над своим дебютным альбомом. Музыканты часто выступали в аквариуме, но единственный длительный перерыв произошел, когда Виктору пришлось лечь в психиатрическую клинику, чтобы избежать армии. Этот опыт вдохновил его на создание песни «Транквилизатор».
Середина 1980-х годов стала триумфальным периодом для «Кино». Были записаны такие композиции, как «Я видел ночь» и «Мама — анархия», их работы были также оформлены в короткометражном фильме «Конец каникул». Тем временем, у известной певицы и продюсера Доренко на проспекте Ветеранов работала в туалете, убирая перекрестки, а позже на должности смотрителя. Не удивительно, что на вопрос о том, чувствует ли он себя рок-звездой в Ленинграде, Виктор обычно отвечал, что это нелегко, когда после концерта идёшь работать в котельной.
Расцвет группы «Кино»
Найдя новое название, группа вскоре приступила к записи своего первого альбома. Поддержка Бориса Гребенщикова оказала важное влияние, она не только привела Виктора и его команду в студию Андрея Тропило, где реализовывались новые музыкальные идеи, но и «поделилась» недостающими музыкантами из его группы «Аквариум». Альбом был полностью завершен летом 1982 года. Песни имели общую продолжительность 45 минут и получили название «45».
Во время записи альбома группа провела свой первый электрический концерт на фестивале Ленинградского рок-клуба. Поскольку у «Кино» не было собственного барабанщика, все выступление проходило с ударными.
Осенью того же года группа записала несколько композиций с барабанщиком «Зоопарка» на студии Андрея Кузькова, включая «Весна» и «Последний герой», однако по неизвестным причинам эти записи были отвергнуты и не стали доступными для широкой публики.
19 февраля 1983 года «Кино» и «Аквариум» провели широкий совместный концерт, в котором приняли участие группы «Электропоезд», «Алюминиевые огурцы» и «Троллейбус». Именно в этот момент к основной команде присоединился Юрий Каспарян, а Алексей Рыбин вскоре покинул коллектив.
После репетиций с новым гитаристом группа записала альбом «46», который изначально задумывался как демо-запись для будущего альбома «Начальник Камчатки», но постепенно стал распространяться как отдельный проект.
Весной 1984 года группа «Кино» во второй раз принимала участие в фестивале Рок-клуба и была отмечена как лауреат. Фестиваль открылся песней «Объявите мой дом безъядерной зоной», которая была признана одной из лучших антивоенных песен за всю историю. Позже, в том же 1984 году, Георгий Гурьянов, также известный как Густав, присоединился к группе в качестве барабанщика, второго вокалиста и оркестранта.
Летом 1984 года «Кино» начала запись альбома «Начальник Камчатки» на студии Андрея Тропило «Антроп», где вместе с Сергеем Курехиным работал и Борис Гребенщиков. В этом составе сформировался «золотой» состав группы: Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и новый участник — басист Игорь Тихомиров.
В 1985 году, в той же студии «Антроп», группа начала работу над альбомом «Ночь», но творческий процесс продвигался медленно. Музыканты стремились искать новые звуки и техники игры. Виктор Цой временно оставил проект и переехал в студию Алексея Вишни, где за неделю записал альбом «Это не любовь». «Ночь» вышел чуть позже, в январе 1986 года, включив в себя известные композиции «Я видел ночь» и «Мама анархия».
По предложению Андрея Тропило поклонники называли альбом «Двор двора» — музыка в исполнении Punk Children. В том же 1986 году началась подготовка к новому альбому «Группа крови». Американская подруга музыкантов, известная рок-энтузиастка Джоанна Стингли, привезла в Ленинград четырехканальную портативную домашнюю студию Yamaha MT44. Группа поселилась в доме Густава, где, по словам Артемия Троицкого, они постоянно репетировали, создавали и записывали новые песни.
В 1987 году был выпущен альбом «Группа крови», который принёс группе широкую популярность и репутацию. В результате знаменитого концерта с группами «Аквариум» и «Алиса» в Московском институте авиации, «Кино» начало триумфальное турне по России, Беларуси и Украине. К концу 1988 года был записан альбом «Звезда по имени Солнце», а в 1989 году группу возглавил новый продюсер — Юрий Айзеншпис.