Алиса Фрейндлих завершила свою карьеру в кино, сыграв главную роль в фильме «Замороженный карп» в 2017 году, за что была удостоена престижной премии «Ника». Продюсером этого проекта выступил её внук Никита, который проявил смелость и даже заложил свою квартиру для того, чтобы обеспечить финансирование и проведение съемок.
фотографии >>
биография
Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Санкт-Петербурге, который тогда носил имя Ленинград, в семье известного актера Бруно Фрейндлиха.
Она имеет множество званий: является Заслуженным художником РСФСР с 10 июля 1965 года, также была признана популярным артистом РСФСР с 8 октября 1971 года и стала популярным артистом СССР с 25 февраля 1981 года.
Мать Алисы, Ксения Федоровна Федорова, в юности жила в Пскове, где активно участвовала в любительских спектаклях. Затем она продолжила свое обучение в Ленинградском театре рабочей молодежи (ТРАМ) и в конечном итоге вышла замуж за Бруно Фрейндлиха, также актера этого театра. Хотя Ксения Федоровна была актрисой лишь в молодости, позже она работала бухгалтером и посвящала много времени воспитанию своей дочери. Пара развелась до начала войны, однако Бруно Артурович продолжил активно участвовать в жизни своей дочери. Во время блокады Ленинграда Алиса осталась с матерью, а после окончания войны, в середине 1946 года, они провели три года в Таллине, после чего вернулись обратно в родной город.
Алиса с детства проявляла интерес к театру, активно участвуя в театральном кружке под руководством Марии Александровны Присван-Соколовой. Именно Мария Александровна поверила в таланты Алисы и пригласила её домой, где с мужем, Павлом Карловичем Вейсбремом, они помогли ей подготовиться к поступлению в Театральный институт в 1953 году.
В 1957 году Алиса успешно окончила Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, обучаясь под руководством таких мэтров, как А.Н. Островский и Б.В. Зон.
Сразу после окончания института, с 1957 по 1961 год, она работала актрисой в Ленинградском драматическом театре имени Комиссаржевской. Затем, с 1961 по 1983 год, она продолжила свою карьеру в Театре драмы имени Ленсовета. Начиная с 1983 года, Фрейндлих стала членом труппы Борисовского театра имени Горького, а с 1992 года является частью труппы Театра имени Тофстоногова.
Среди заметных ролей в театре можно выделить: Гоги в «Человеке с портфелем» по произведению А. Файко (1957), Катю Крайневу в спектакле «Открытое окно» по пьесе Е. Брагинского (1958), Машу в «Время любить» Б. Раскина (1960), Беллу в «Случайной встрече» Р. Назарова (1961), а также Раневскую в «Вишневом саде» А. Чехова (1978).
Некоторые знаковые роли в Театре имени Ленсовета: Зина Капкова в «Первой встрече» Г. Принчев (1961), Элиза Дулитл в «Пигмалионе» Б. Шоу (1962) и Джульетта в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира (1964). В этих ролях Алиса продемонстрировала свое глубокое понимание персонажей и мастерство в игре.
На протяжении своей карьеры Фрейндлих проявила огромное разнообразие дарования, исполняя роли, которые становились классикой театра и привлекали внимание зрителей. Она не только играла в театре, но и активно участвовала в кино, что добавило ей популярности и признания.
‘Когда моя бабушка ушла из жизни, я находилась с няней и подругой моей мамы Эллой, которая играла со мной, гуляла и читала мне книги…’ — вспоминает Варвара Владимирова.
Детство в блокадном Ленинграде
Зимой 1934 года в семье ленинградского актера Бруно Артуровича и бухгалтера Ксении Федоровны Грайндрик родилась девочка по имени Алиса. Несмотря на то, что мать хотела назвать её Наташей, отец, будучи немцем по происхождению, настоял на том, чтобы имя соответствовало русскому контексту. В конечном итоге, Ксения убедила его, что дочь достойна иметь русское имя, поэтому Алису стали звать именно так.
Ксения и Бруно встретились в театральных классах Ленинградского театра молодежи и труда, где Ксения Федорова (в девичестве) училась, после чего вышла замуж за Бруно и родила дочь. Она окончила только бухгалтерские курсы и проработала в Сберегательном банке на Октябрьской стороне Ленинграда до конца своей жизни.
На момент рождения Алисы, Бруно Фрейндлих уже был успешным театральным актером. Его предки, немецкие стеклоделы, прибыли в Россию по приглашению Петра I и обучали своему ремеслу русских учеников. Отец Бруно выбрал другой путь и стал заниматься обувным бизнесом, однако его жизнь прервалась неожиданной смертью в 1917 году. Бруно же определился с выбором и решил посвятить себя сцене.
Алиса Бруновна вспоминала, что в трехлетнем возрасте впервые увидела спектакль в консерватории, что произвело на неё незабываемое впечатление. Это побудило её начать играть в «Театре», где ей нравилось воспроизводить запомнившиеся мелодии.
Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Собор был виден из окна нашей квартиры, а знаменитые бронзовые рыцари находились в пяти минутах ходьбы с прекрасным видом на Неву. Увлечение городом глубоко укоренилось во мне с детства и продолжало очаровывать меня до конца жизни…
Когда Алиса стала готовиться к началу школьного обучения, её родители развелись. Она и её мать стали жить с бабушкой, Шарлоттой Фридриховной фон Зейц Фрейндлих, в 1941 году. В это время отец Алисы уехал в Ташкент с театральной труппой. По всей стране начались репрессии против немцев, живущих в России. Позже Алиса узнала о том, что её дядя и его жена были арестованы и расстреляны. Развод её родителей стал своего рода спасением для неё и её матери от подобной участи.
Благодаря своей бабушке Алиса и её мама смогли выжить в Ленинграде, который переживал трагические условия блокады. Шарлотта Фрейндлиховна ответственно распоряжалась ограниченными запасами пищи, четко следуя диетическим нормам и стараясь накормить внучку и дочку. Позже Алиса вспоминала, что благодаря такой строгости они смогли добиться выживания, несмотря на нищету. Рецепты, которые бабушка готовила на основе щуки с использованием горчицы, казались особенно вкусными, а вместо газировки они употребляли кипяченую воду с добавлением соды.
В период блокады их семья жила на первом этаже, и иногда соседи спускались к ним, чтобы укрыться от воздушных атак. В один из таких моментов, когда они спустились в убежище, их квартира была разрушена авиабомбой. Находясь в страшных условиях, Алиса с родными смогла увидеть Исаакиевскую площадь и школу № 239, а также посетила первую начальную школу, когда ей представился такой шанс.
Послевоенная юность
Вернувшись в Ленинград после войны, Алиса снова пошла в школу и продолжила обучение в 6 классе. В это время она также посещала драматический кружок, который вела Мария Александровна Приваншоколова, актриса Большого драматического театра. Этот кружок открыл глаза Алисе на многогранность театра и вдохновил её на дальнейшую карьеру.
Позже Алиса вспоминала, что эти люди не только были ее наставниками, но и загорелись её духом, вызвав искреннюю страсть к театральному делу и игрушкам.
Я обладала хорошим голосом и была увлечена музыкой. Родственники убедили меня поступить в консерваторию. Но мой отец, обладая хорошим вкусом, заметил, что это не для меня, так как в опере главная роль требует особого физического обаяния. Он порекомендовал мне пойти в театральную школу, где я смогу совмещать актёрское мастерство с пением и танцами.
К этому времени Бруно Артурович вернулся в Ленинград со своей новой семьей. Однако его вторая жена ревновала его к прежней жизни и старалась лишить его общения с дочерью. Несмотря на это, они иногда встречались тайком, и через годы Алиса познакомилась со сводной сестрой Ириной, с которой также подружилась.
Её отец, хотя и был знаменитым актером, не оказал значительного влияния на карьеру дочери, даже когда она стремилась попасть на сцену. В конце концов, именно Павел Вайсбрем представил её в реферальной комиссии, чтобы привлечь внимание к ее таланту.
На вступительном экзамене Алиса исполнила русский романс «Заверните меня, милый мой» и прочитала отрывок из произведения Николая Гоголя «Мертвые души». В результате, она была принята в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии имени А.Н. Островского, где её наставниками были талантливые педагоги, включая Бориса Зона. Среди его известных учеников можно также назвать таких личностей, как Павел Кадкуников, миловидная Зинаида Шарко и Николай Трофимов, активно вносящие вклад в театральное искусство.
Начало творческой карьеры и два замужества
Участвуя в студенческих постановках, Фрейндлих дебютировала в качестве актрисы, сыграв несколько ролей в драмах, таких как «Бессмертная песня», название которой, однако, не имело отношения к её фамилии, и «Таланты и поклонники», где играли именитые актеры, такие как Павел Кадкуников и Тамара Алесина.
Когда Алиса проводила свои студенческие годы, она влюбилась в своего одноклассника Владимира Карасева и вскоре стала его женой. После окончания обучения они оба получили дипломы в Театре имени Островского. Однако, осознав недоработанность своей совместной жизни и гастрольный график, они поняли, что не готовы к семейной жизни, поэтому и разошлись. Эти трудности были усугублены тем, что работа в театре требовала полной самоотдачи, в результате чего их отношения со временем начали угасать.
К расставанию способствовало также знакомство Алисы с молодым и талантливым режиссером Игорем Владимировым, который пригласил её участвовать в своей постановке «Время любить». Его слава росла, и в итоге он стал известен благодаря своему чувству юмора и артистичности. Алиса Фрейндлих, ставшая более опытной актрисой за 16 лет, невольно оказалась в более выгодном положении, что способствовало их эмоциональному сближению.
После развода с предыдущей супругой, Зинаидой Шарко, Игорь Петрович предложил руку и сердце Алисе. Их союз стал значительным в их карьере и обогащением личного опыта.
Игорь перевернул мою жизнь, я осознала, что мы стали не просто партнером, но и мощным творческим союзом. Она была не просто частью процесса, а страстной актрисой, что позволила нам вместе создавать потрясающие музыкальные произведения, благодаря которым менялся взгляд на наши спектакли.
Большинство постановок, поставленных Игорем, были специально созданы под талант Алисы: Элиза Дулиттл в «Пигмалионе», Таня в произведении Алексея Арбузова и Селия Пичем в «Трехминутной опере» Бертольта Брехта. Вскоре эти работы привлекали внимание зрителей и стали одними из самых востребованных в театре.
К числу лучших ролей Фрейндлих относится героиня Катерина Ивановна в экранизации «Преступление и наказание» Федора Достоевского, а также Раневская в «Вишневом саду» А. Чехова.
Журналисты уже уложили меня в постель, но это было безрезультатно! Я не в клинике и не на больничном. Я абсолютно здоров и полон энергии. Чувствую себя прекрасно, хотя иногда бывают проблемы со здоровьем. Но у меня много планов и есть работа. Я продолжаю двигаться вперед» — говорит Алиса Фрейндлих.
Фильмы с Алисой Фрейндлих
В начале своей кино-карьеры Алиса Фрейндлих сыграла главные роли в таких фильмах как «Неоконченные рассказы» и «Таланты и поклонники». В 1958 году она получила свою первую значимую роль в фильме «Город зажигает огни».
Алиса Фрейндлих в фильме «Город зажигает огни».
С течением времени она начала исполнять более второстепенные или третичные роли, однако к числу ее памятных героинь можно отнести её запоминающуюся роль в качестве буфетчицы в комедии «Полосатый рейс».
Первоначально ее крупная роль пришлась на 1974 год в мелодраме под названием «Анна и Командор».
С 1976 года начинается новый этап в ее кинокарьере: режиссер Эльдар Рязанов приглашает её сыграть в своей комедии «Служебный роман». Роль Людмилы Калугиной, благодаря которой она стала известной, оказалась успешной и даже стала основой для многих шуток.
В конце 1970-х годов Алиса сыграла несколько запоминающихся ролей, среди которых роль королевы Анны в приключенческом фильме «Д’Артаньян и телохранители». Она сыграла супругу главного героя, что пришло ей довольно удачно.
В 1980-х годах Фрейндлих снялась в таких фильмах, как «Жестокий романс», «Опасные времена» и «Тайна Снежной королевы».
В начале 1990-х годов Алиса Фрейндлих вновь появилась на экране в двух сиквелах фильма «Телохранитель». Однако новая Россия часто не предоставляла ей достойные роли, соответствующие уровня её таланта.
С 1994 года Алиса Бруновна практически полностью сконцентрировалась на театре, и лишь изредка появлялась в телесериалах.
В 2004 году актриса сделала возвращение в кино после десятилетнего перерыва, сыграв в драме «Скульптура старой леди».
В 2009 году Алиса Бруновна вновь исполнила роль королевы Анны в фильме «Возвращение телохранителей», что придаёт её карьере новый оборот.
Мужья Алисы Фрейндлих
Алиса Бруновна была замужем трижды. Во время учебы в Ленинградском театральном институте имени Островского она вышла замуж за своего одноклассника Владимира Карасева. Этот студенческий брак, как и многие подобные союзы, оказался недолговечным.
В начале 1960-х восстановила своё счастье и стала женой Игоря Владимирова, который был режиссером и художественным руководителем Театра Ренсовета. Этот союз стал источником как радости, так и сложностей, когда в 1968 году у них родилась дочь Варвара Владимировна, которая также стала актрисой.
К сожалению, в 1981 году Алиса и Игорь развелись. По словам актрисы, этот разрыв был сопряжен с увеличением алкоголизма и изменами её бывшего мужа. Некоторые биографы выражают мнение, что причиной разлада стала популярность Фрейндлих, которую Игорь не мог терпеть. Тем не менее, он по-джентльменски оставил Алисе квартиру и некоторое время жил в гостинице.
Алиса, тем не менее, не оставляла его в покое. В начале 1980-х годов Игорь увлёкся актрисой и художником Юрием Соловьёвым, вскоре после чего они поженились, но этот брак продолжался всего до 1990 года.
Несмотря на множество творческих вызовов, Игорь оставался талантливым человеком, но их отношения стали сложными. Алиса в этом контексте заметила: «Когда осознаешь, что нагрузки становятся слишком тяжёлыми для здоровья, мы поняли, что настало время расстаться, хотя и остались в добрых чувствах друг к другу».
После разрыва с Соловьёвым, Алиса помогла ему, обеспечив временное жилье, так как у художника не было места для жилья.
Как выглядят дочь и внуки Алисы Фрейндлих?
Варвара Владимирова решила пойти по стопам своих родителей и также стала актрисой; сейчас она работает в драматическом театре «Большевистский» в Санкт-Петербурге. Она участвовала в таких постановках, как «Война и мир» и «Лето одного года», и также была частью проекта «Золотое озеро». Внешне Варвара напоминает свою знаменитую мать и продолжает её традиции в театральной деятельности.
Внуки Алисы Фрейндлих, Никита и Анна, также остались верны сцене и кино, получив образование в Щукинском училище.
Осенью 2019 года Алиса Фрейндлих присоединилась к крестинам внучки Сонечки, дочери Анны Тарасовой, что подчеркивает её активное участие в жизни своей семьи.