Можно ли бить детей: 8 фактов о физическом наказании. Чем больнее пороть ремнем или розгой.

А как еще это часто делают? Ребенку пообещали конфетку, игрушку, а потом: «Ух-ха-ха, я все забыл…». А ведь он старался весь день. Ваши старания будут напрасны, потому что он вам не доверяет. Не дети плохие, а родители непоследовательные.

«Он по-другому не понимает». Что происходит с психикой, когда ребенка бьют

Чем больнее пороть ремнем или розгой 2

Жительница Тюменской области обвиняется в истязании своих дочерей: она била девочек за ошибки на уроках и выгоняла их на мороз без одежды. Что происходит с психикой детей, когда взрослые применяют насилие, почему физические наказания ничему не учат и чем опасны «простые побои»? Об этом с Правмиром беседует клинический психолог Александра Меньшикова.

— С одной стороны, терпимость общества к насилию над детьми снижается, и все больше людей говорят, что детей бить нельзя. С другой стороны, мы постоянно слышим о скандальных случаях, когда родители избивают своих детей за малейшую ошибку. Как эти случаи связаны с толерантностью к насилию, и что еще они могут повлечь за собой?

Чем больнее пороть ремнем или розгой 3

— Многие родители ассоциируют физическое насилие со средством воспитания. Если они поднимают руку на ребенка, то думают, что смогут заставить его вести себя быстрее: «А как еще с ним разговаривать?». Люди приходят домой уставшие с работы и беспокоятся о домашних делах, когда им мешает ребенок. Нужно приложить усилия, чтобы поговорить и объяснить, но не всегда есть средства.

Помимо иллюзии, для некоторых людей это еще и способ эмоциональной саморегуляции. Человек чувствует себя напряженным, несчастным, злым, тревожным, а ребенок — удобный объект, на который он может безнаказанно выплеснуть свой негатив. Вы бьете его, ругаете, лишаете страха, и все кончено. К сожалению.

— Что происходит с психикой ребенка, когда его болезненно наказывают?

— Это полностью зависит от того, насколько предсказуемым было наказание. Например, в семье есть правила: Делай так, и получишь вот это. Так будет лучше.

Но часто наказание бывает спонтанным. В отличие от взрослых, ребенок не может выразить свой страх словесно; он постоянно чувствует угрозу, потому что доверился родителям или воспитателю, а эти люди причинили ему боль.

Или вторая проблема — чувство вины. Родители скрывают наказание, говоря, что ребенок сам виноват. Дети никогда не будут думать, что они живут с плохим человеком. Если с ними так обращаются, значит, они это заслужили, такова их логика.

Дети, подвергшиеся насилию, иногда всю жизнь чувствуют себя плохо.

Для полноты картины существует также чувство стыда, когда ребенка раздевают.

А еще есть агрессивные чувства. Они смотрят на взрослых и говорят: «Да, если их родителям это не нравится, они их бьют. Хорошо, значит, мне тоже можно так делать». А в школе они дерутся, когда что-то идет не так. Они учатся агрессивному поведению. Но в любом случае такой ребенок будет хронически тревожным.

Во взрослой жизни дети, подвергшиеся насилию, часто «уносят с собой что-то неприятное», происходит так называемая ретравматизация: они вступают в контакт с токсичными людьми, попадают в травмирующие ситуации, насилие может повториться с ними. Не потому, что они намеренно ищут его, нет. Просто у этих людей совершенно нарушенное мировоззрение.

— Как вы объясняете эти процессы?

— Доказано, что физическое насилие никогда не проходит само по себе, всегда есть еще и эмоциональное насилие. И хотя единичный случай может не причинить ребенку большого вреда, последствия постоянной практики необратимы для его мозга. Поэтому бить детей неправильно не столько с моральной, сколько с физиологической точки зрения: человеку наносится непоправимый ущерб.

Шлепки — это тоже насилие

— Что же ассоциируется у ребенка с тем, что его насильно раздевают и бьют по обнаженным частям тела?

— С тем, что он — объект и с ним можно обращаться как угодно. Он будет думать, что другие лучше знают, как с ним обращаться. Люди могут иметь искаженное представление о своем теле и связанных с ним функциях: Либо они начинают ненавидеть свое тело и вредить ему (членовредительство, наркомания, расстройства пищевого поведения), либо вступают в деструктивные отношения, где тело регулярно подвергается насилию, либо вообще не вступают в отношения, потому что боятся близости: Когда дело доходит до близости, вы должны открыться. А как вы можете открыться, если в детстве вас предали близкие?

— В каком возрасте мы начинаем осознавать свои границы?

Чем больнее пороть ремнем или розгой 4

— «Я» ребенка формируется в возрасте 3 лет. Но эта история не о том, понимает ли ребенок, что с ним делают, а об эмоциональной окраске. Он испытывает дискомфорт, когда его задевают. «Ой, он ничего не понимает и все забудет», — говорят родители. Нет, он все помнит, в этом-то и дело. У ребенка нет вербальной памяти, он не может установить связь между причиной и следствием, но на бессознательном уровне страх не исчезнет. Ребенок может не помнить некоторые вещи, но на заднем плане страх будет присутствовать.

Это интересно:  Со скольки лет можно делать маникюр, есть ли ограничения. Со скольки лет можно делать маникюр.

— Были ли в вашей практике подобные случаи?

— Ко мне на консультацию пришел мужчина, который страдал от панических атак. Кстати, есть мнение, что мальчиков надо воспитывать строже, это тоже миф.

Мужчина застрял в лифте и после этого боялся выйти из дома. Затем он вспомнил, как его насильно заперли в шкафу в возрасте 5 лет. Он шаркал ногами, родители заперли его, чтобы не отвлекать, хихикали и уходили гулять. Мальчик просидел там до вечера, пока бабушка не вывела его на улицу. Это был единичный случай, и никто над ним не издевался.

К сожалению, все эти вещи хранятся в нашей памяти. Каждый опыт обрабатывается, и человек может не помнить этих событий, но при столкновении с объектом или ситуацией он может непроизвольно вызвать подобную реакцию через условные рефлексы.

— Так ли это, если это «просто драка»? В чем опасность, если это «просто палка»?

— Избиение — это тоже насилие. Насилие по отношению к ребенку — это, как правило, любое применение физической силы или насилия со стороны взрослого, которое сопряжено с болью и страхом. При этом не обязательно должна быть физическая травма; шлепки также наносят эмоциональный ущерб.

Ударить взрослого — что он или она почувствует? Унижение. То же самое относится и к ребенку.

Дети, которых бьют, часто подвергаются травле в школе или в общении с другими людьми. Родители, которые хотят воспитать своего ребенка как личность, не выигрывают от этого — гораздо труднее устранить последствия.

После того как ребенка побьют, перед родителями встает вопрос: почему вы не используете другие методы воспитания? Если человек извиняется («Я ничего не сделал, я сделал это только один раз…»), это повторится снова, потому что у него нет более конструктивных альтернатив.

— Справедливы ли телесные наказания, как считают родители? Можно ли примириться с идеей избиения ребенка ремнем, например, за самые серьезные детские ошибки?

— Нет, конечно, это неправда. Родители, использующие такие методы, чувствуют себя беспомощными: они в отчаянии и не знают, куда бежать и как реагировать. Наказание краткосрочно, оно не имеет долгосрочных последствий.

Можно ли бить ребенка

Можно ли физически наказывать детей за мелкие проступки — разбить вазу, опрокинуть кастрюлю, отобрать игрушку у другого ребенка, порвать обои, сказать неприличное слово?

Юлия К.: Каким бы ужасным и безобразным ни было поведение вашего ребенка, важно не вымещать свои чувства на ребенке и оставаться спокойным и рассудительным. Задача родителей — не лишить ребенка чувства безопасности и защищенности, наказывая его. То есть, основной посыл должен быть не «Ты плохой», а «Ты сделал что-то плохое». Чувствуете разницу?

В. Г. Если вы решили ударить ребенка, сначала опуститесь на его уровень: встаньте на колени или сядьте с ним на одной высоте. А затем подумайте, как он может отреагировать на вас, если подвергнется физическому нападению, как он может защитить себя.

Самое страшное для ребенка — не иметь возможности сказать: «Ты не можешь так со мной обращаться или трогать меня руками». Ни при каких обстоятельствах невозможно преодолеть зону держания за руки.

Что происходит с ребенком, когда его наказывают?

ПС: Самое главное и страшное — это потеря чувства безопасности и защищенности. Именно это чувство является основой здорового психологического развития ребенка. Этот механизм можно сравнить со строительством дома: без крепкого и устойчивого фундамента невозможно возвести стены и накрыть их крышей.

В. Г. Когда вы толкаете ребенка, начинается нормальный процесс: все внутри него сжимается, особенно анус, сфинктер. Он хочет закрыться в своем «доме». Толчки, направленные на ребенка, блокируют его и вызывают сокращение всего кровообращения, что приводит к гипоксии и неспособности правильно реагировать на окружающий мир. Это приводит к задержке в развитии.

Какой возраст считается наиболее чувствительным, когда насильственные методы приводят к серьезным проблемам?

Ю.К.: В любом возрасте телесные наказания — это большой стрессовый фактор. В возрасте трех лет ребенок еще эмоционально привязан к матери, и если она причиняет ему физическую боль, это обязательно скажется на психоэмоциональном развитии малыша. Но и после трех лет любое физическое воздействие обязательно оставит свой след в психике ребенка. С помощью таких наказаний вы можете научить ребенка слушаться, выполнять желания по вашему желанию. Но не забывайте, что эту способность он заберет с собой, когда покинет родительскую семью: Кого он будет слушаться после вас — большой вопрос!

Это интересно:  Во сколько лет можно встречаться? Первые отношения подростков. Со скольки лет девочка считается девушкой.

Какие могут быть последствия для психики

Что может сделать безобидный, по мнению родителей, шлепок по губам и попе или легкий удар ремнем?

Дж.К.: Любое физическое наказание, будь то шлепок, пощечина, удар по лицу или сильный рывок за руку, оказывает на ребенка одинаково негативное воздействие. Физическое воздействие на ребенка — это все равно что использовать кувалду для изготовления микрочипа. Психосексуальное развитие тормозится такими методами: природные качества и таланты остаются неиспользованными. Это все равно, что сорвать с дерева зеленый апельсин и ожидать, что он будет сладким.

В. Г. : Дети, которые постоянно дрожат в ожидании телесного наказания, не могут сосредоточиться на играх или уроках.

Во время телесных наказаний у ребенка может развиться страх перед родителями, который со временем перерастает в невроз, глубокую обиду и ненависть. В результате ребенок старается держаться подальше от мамы и папы, сидеть в углу и играть в одиночестве. Такой ребенок потом очень плохо адаптируется к окружающему миру: к общению со сверстниками и другими людьми в детском саду и школе.

Я работала с детьми от 6 до 15 лет, которые ненавидят своих родителей. Они говорят: «Я должен это терпеть», «Я не знаю, когда это прекратится», «Я бы хотел, чтобы они перестали меня бить».

И мы вместе с ними учимся открывать свои сердца для любви, нежности и заботы. Вывести их из этого состояния очень трудно». Родители, оказавшиеся в такой ситуации, иногда говорят, что их дети замкнулись в себе и отгородились. Но причина не в ребенке: с каждым ударом обида ребенка растет, нарушается его естественная связь с родными. В семье, где царит насилие, никогда не будет взаимопонимания.

Униженный ребенок всегда одинок. В таком состоянии он может оказаться в плохой компании, у него могут появиться вредные привычки, суицидальные мысли. Он будет пытаться найти себя. Ему невозможно изменить свою точку зрения, потому что то, чего ему не хватает, он найдет в «удовольствии».

Ребенок, которого избили, выходя на улицу, всегда очень насторожен: к резким движениям, шумам. Он не может завести друзей, ему трудно доверять кому-либо, даже в отношениях со второй половинкой. В будущем у него будет низкая самооценка и доверие к жизни и к себе. Кроме того, его всегда будут преследовать претензии сильного человека: Он либо будет чувствовать чужую власть над собой, либо сам будет использовать ее против более слабых — своих детей, партнера.

Как физическое насилие влияет на чувство личных границ?

Я.К.: Если в семье не учитывается мнение ребенка, физические границы не имеют значения, а его чувства и попытки сказать «нет» вызывают раздражение и агрессию у родителей, то и окружающий мир будет относиться к нему так же: Например, этот сценарий будет постоянным — будущий партнер также может применять к нему физическое и психологическое насилие. Такие дети с большей вероятностью вступят в жестокие отношения, став взрослыми.

В. Г. Если вы шлепнули своего малыша в возрасте 1,5-2 лет, это значит, что вы позволили себе прикоснуться к его телу насильственным образом. Когда ребенок попадет во внешний мир, он поймет, что вы можете прикасаться к нему с насилием, грубостью, ненавистью и злостью. Таким образом, нарушается граница неприкосновенности.

Причины использования физического наказания в воспитательном процессе

Можно ли бить детей в целях воспитания

Некоторые родители считают, что очень трудно объяснить что-то трудным детям, не крича на них и не ударяя их ремнем. Эти люди ограничивают самостоятельность своих детей, потому что считают, что это может привести к проблемам.

Однако если проанализировать случаи телесных наказаний, становится ясно, что ребенка наказывают не только физически за непослушание. Чаще всего это происходит из-за плохого настроения взрослого.

Иначе зачем бить ребенка?

  1. Мама или папа могут схватиться за ремень, чтобы реализовать какие-то личные обиды из детства, не осознавая этого
  2. Собственная несостоятельность. У каждого человека могут возникать различные проблемы: на работе, в личной жизни и т.п. Таким образом, родитель может сорваться на своего малыша, даже если он ничего плохого не совершил, просто попался под горячую руку
  3. Иногда применение физического наказания может быть из-за того, что у взрослого нет времени или желания объяснить крохе, в чем он провинился
  4. Беспомощность. Иногда родители просто не знают, как себя вести с ребёнком, если тот совершил проступок, и как можно ещё наказать малыша
  5. Нестабильная психика. В порыве гнева такие люди не могут себя контролировать, справляться с негативными эмоциями. Поэтому они не видят другого выхода, кроме как ударить ребёнка. Зачастую после физического наказания, родитель себя очень винит за это

Возможные последствия рукоприкладства

Можно ли бить детей в целях воспитания

Если бы кто-то ударил вас, как бы вы себя повели по отношению к этому человеку? Как вы думаете, чем отличается ребенок в такой ситуации? Ничем. Маленькие дети, которых наказывают физически, хотят отомстить. Конечно, они не могут справиться со взрослыми, поэтому выбирают более слабых детей или животных. Неправильное воспитание может привести к различным проблемам, а также породить садистов или даже маньяков. Многие подвергались насилию в детстве в семье.

Это интересно:  Раздражает дочь – не слушается, хамит. Что делать. Что делать если моя дочь слушает bts.

Когда родитель поднимает руку на маленького ребенка, ребенок начинает в это верить:

  • Можно бить слабого
  • Взрослые не могут справиться с ребёнком и его проступками другими способами
  • Физическая сила- правильный подход для решения проблем
  • Родителей нужно боятся, они вызывают страх
  • Кроха не в состоянии постоять за себя

По статистике, большинство родителей придерживаются мнения, что детей бить нельзя. Однако в реальности все обстоит иначе, и иногда ребенок получает ремнем по попе в воспитательных целях. Конечно, любая мама может быть очень уставшей, в плохом настроении или плохо себя чувствовать. Но это не повод срывать злость на любимом малыше. В следующий раз, когда вы закатите истерику, попробуйте закрыть глаза и сосчитать до 10, выйти в другую комнату, направить свой гнев, например, на подушку. В общем, постарайтесь сделать что-то другое, кроме как ударить ребенка.

Можно ли бить детей в целях воспитания

Наказание ремнем может повлиять на развитие личности ребенка. Что происходит, когда бьешь ребенка, или почему нельзя бить детей?

  1. Если в воспитании малыша часто применяется физическая сила, то он может вырасти человеком без собственного мнения. Эти дети чаще других могут поддаваться плохому влиянию, попадают в плохие компании, ведут разгульный образ жизни, употребляют запрещённые препараты
  2. Чаще всего дети, которых бьют не осознают истинной причины наказания, но понимают, что в чем-то провинились. Таким образом, у малыша складывается мнение, что нужно делать так, чтобы родные об этом не узнали
  3. Такой способ наказания подавляет у крохи «собственное я». Дети слушают других людей, не имея своего мнения
  4. Со временем ребёнок может привыкнуть к физической боли, но психологическая травма останется на всю жизнь
  5. Люди, которые подвергались в детстве физическим наказаниям строят свою собственную семью на таких же принципах. Так, если в воспитании девочки применялась сила, то, вероятно, что она будет искать мужчину сильного, властного, который может также применить силу. Если же мальчика воспитывали ремнём, то и со своей женой и детьми он будет поступать таким же образом
  6. Если бить малыша в раннем возрасте, то он может начать испытывать страх ко всем, кто больше и старше его. Ребёнок растёт стеснительным, замкнутым, с заниженной самооценкой
  7. Появляется вероятность того, что взрослый ребёнок будет относится также к своим родителям
  8. По статистике около 90% убийц подвергались домашнему насилию. А некоторые даже убивали собственных родителей

Очевидно, что дети, которых бьют в воспитательных целях, вырастают либо хулиганами, либо неуверенными в себе людьми. Такие наказания могут привести к серьезным проблемам и травмировать психику. Что делать и как реагировать, когда ребенок закатывает истерику в возрасте 2 лет?

«Ваши советы хороши в теории, но вы даже не представляете, как мне тяжело»

Эда Ле Санг, из книги «Когда ваш ребенок сводит вас с ума

Чем больнее пороть ремнем или розгой 5

«Я не забыла, каким бесконечным и изнурительным может быть уход за детьми. Некоторые дни кажутся невыносимыми, независимо от того, насколько вам нравится быть родителем и как сильно вы любите своих детей. Я помню тревогу, чувство вины, разочарование, скуку и ощущение того, что я загнана в угол и полностью завишу от своей дочери. Я помню дни, когда я с удовольствием кричала: «Выпустите меня отсюда!». Сегодня я знаю, что это ужасное чувство, что я требовала от себя больше, чем могла дать, не было бы таким сильным, если бы я вовремя поняла одну простую вещь. Каждый раз, когда я с терпением и добротой отвечаю на нужды ребенка, я также забочусь о какой-то тайной части себя. Моя жизнь была бы легче, если бы я объяснила нам обоим, как тяжело быть маленькими и беззащитными и как сильно мы нуждаемся в утешении».

«У меня совершенно нет сил. Поверьте, я шлёпаю ребенка не со зла, я просто не знаю как быть»

Людмила Петрановская, из беседы «Когда мама на нуле»:

«Не бойтесь, когда что-то не получается. Не сдавайтесь. Не стесняйтесь спрашивать и просить о помощи.

Когда вы устали, когда ребенок раздражает — просто пожалейте себя, признайте, что вы устали. Думайте о себе с теплотой и лаской. Когда вам трудно — приказать себе не беспокоиться — это все равно, что приказать своей психике «заморозить» эмоции. Отключите ту часть себя, которая устала. Ничего хорошего из этого не выйдет. Это не та проблема, которую можно решить силой воли. Если вы будете менее раздражительны, ваш ребенок успокоится, и все станет проще.

Однако речь идет не о битье, а об эмоциональном истощении и спасении матери.

Оцените статью