Можно ли бить детей: 8 фактов о физическом наказании. Чем больнее пороть ремнем или розгой.

Как еще можно объяснить подобные ситуации? Например, детям неоднократно обещают получить конфеты или игрушки, а затем забывают об этом, заявляя: «Ух-ха-ха, я всё забыл…». И это очень печально, ведь маленький человек старался целый день. Если родители не выполняют свои обещания, то все докладываемые старания теряют смысл, и формируется недоверие. Нельзя списывать это на плохое поведение детей; в действительности, проблемы кроются в непоследовательности взрослых.

«Он по-другому не понимает». Что происходит с психикой, когда ребенка бьют

Чем больнее пороть ремнем или розгой 2

Жительница Тюменской области находится под следствием за жестокое обращение к своим дочерям: мать применяла физическую силу в качестве наказания за ошибки на уроках и даже выгоняла детей на мороз без одежды. Это вызывает вопросы о том, что на самом деле происходит с психикой маленьких людей, когда взрослые решаются на насилие. Почему телесные наказания не учат ничему полезному и каковы опасности «обычных побоев»? Об этом в беседе с Правмиром рассказывает клинический психолог Александра Меньшикова.

Чем больнее пороть ремнем или розгой 3

— С одной стороны, общество демонстрирует всё большую нетерпимость к насилию над детьми, и всё больше людей открыто заявляют о недопустимости физического наказания. С другой стороны, мы регулярно становимся свидетелями шокирующих случаев, когда родители жестоко наказывают своих детей даже за незначительные ошибки. Как можно объяснить связь между этими явлениями и какие последствия они могут иметь?

— Многие родители убеждены, что физическое насилие является приемлемым средством воспитания. Они, поднимая руку на своего ребенка, предполагают, что это единственный способ добиться от него поведения, которого они ожидают, задаваясь вопросом: «Как еще с ним общаться?». Устав от работы и забот, родителям сложно найти силы для объяснений и спокойного диалога, и некоторые из них выбирают путь наименьшего сопротивления.

Кроме того, для некоторых взрослых это может служить способом эмоциональной разрядки. Они чувствуют себя напряженными, несчастными, злыми или тревожными, а ребенок становится удобной мишенью, на которую они могут безнаказанно выплеснуть свой негатив. Они избивают его, критикуют, устраняют страх, но, увы, ничего не меняется.

— Как же насилие сказывается на психике ребенка?

— Это в значительной степени зависит от того, насколько предсказуемым было наказание. Если в семье существуют ясные правила — например, «Делай так, и получишь следующее» — то у ребенка есть возможность воспринимать это как справедливые последствия. Однако часто наказания случаются спонтанно и неожиданно, и в отличие от взрослых, дети не способны вербализировать свои страхи. Они постоянно ощущают угрозу, поскольку доверились своим родителям или воспитателям, а те причиняют им боль.

Также существует проблема чувства вины, когда родители перекладывают ответственность за наказание на детей, утверждая, что они сами виноваты. Дети не знают, как продолжать считать родителей хорошими, если с ними так обращаются. В их логике, если они подвергаются наказанию, значит, они этого заслуживают.

Маленькие, подвергшиеся насилию, люди часто обходятся со своими эмоциями неправильно и могут чувствовать себя плохо на протяжении всей своей жизни.

Также существует и элемент стыда, особенно если ребенка не только бьют, но и раздевают. В результате он может начать рассматривать себя как объект, которого можно унижать.

Наконец, физическое наказание порождает агрессивное поведение. Дети, наблюдая за тем, как ведут себя их родители, могут мыслить: «Если схватиться за руки, значит, так можно поступать». Далее они могут применять физическую силу в отношениях со сверстниками, особенно когда что-то идет не так, и учатся проявлять агрессию. В любом случае такие дети остаются хронически тревожными.

Во взрослой жизни они, как правило, проявляют «прихоть» чего-то неприятного: их поджидает так называемая ретравматизация. Сталкиваясь с токсичными людьми или подвергаясь травмирующим ситуациям, они могут повторно испытывать насилие, не осознавая, что это происходит не из-за их выбора. Это связано с нарушением их мировосприятия.

— Как можно объяснить эти психологические процессы?

— Исследования показывают, что физическое насилие никогда не происходит изолированно, оно всегда сопровождается и эмоциональным насилием. Даже если единичный случай, казалось бы, не приносит большого вреда, длительное воздействие на ребенка дает непоправимый ущерб его психике. Поэтому физическое наказание неправильно не только с моральной точки зрения, но и с физиологической: человек подвергается серьезному ущербу.

Шлепки — это тоже насилие

— Чем именно ассоциируется для ребенка насильственное лишение одежды и побои по открытым участкам тела?

— Это создает впечатление, что он — объект, с которым можно обращаться как угодно. Ребенок будет считать, что окружающие люди знают, как с ним обращаться, и начинает формировать искаженное восприятие своего тела и того, что с ним можно делать. Некоторые, испытывая ненависть к своему телу, могут начать заниматься самоповреждением, стать зависимыми от наркотиков, развивать расстройства пищевого поведения; другие же могут вступить в разрушительные отношения, где их тела подвергаются насилию. В конечном итоге некоторые даже отказываются от близости, так как не могут открыться человеку после такого предательства в детстве.

Это интересно:  Куда поступить девушке после 11 класса. В какой вуз отдать дочь.

— С какого возраста мы начинаем осознавать свои психологические границы?

Чем больнее пороть ремнем или розгой 4

— Формирование «Я» у ребенка начинается в возрасте трех лет. Однако дело не в том, понимает ли он, что происходит, а в эмоциональной реактивности. Он ощущает физический дискомфорт и страх, когда подвергается насилию. Часто родители уверены: «О, он ни о чем не думает и забыл». На самом деле это далеко от правды — он помнит, его память может быть невербальной, он не может объяснить свои чувства и не делит на причины и следствия, но на бессознательном уровне страх накапливается и сохраняется.

— Были ли в вашей практике случаи, когда подобные вещи оказывали влияние на взрослую жизнь человека?

— Да, ко мне на консультацию обращался мужчина, страдающий от панических атак. Важно отметить, что бытует мнение, что мальчиков следует воспитывать строже — это миф. В этом случае мужчина, застряв в лифте, вспомнил, как его заперли в шкафу в возрасте пяти лет. Родители, находясь в раздражении, закрыли его в шкафу, угорали и ушли на прогулку, а он был вынужден оставаться там до вечера, пока его бабушка не пришла и не выпустила. Это был единичный случай, и над ним не издевались. Но, к сожалению, все такие воспоминания остаются в памяти, даже если детали вытесняются, и при столкновении с аналогичными ситуациями возникает эмоциональная реакция — это следующий уровень травмы.

— Как быть с ситуациями, когда речь идет о «просто драке»? Насколько страшны, казалось бы, «не серьезные» физические наказания, такие как «просто шлепок»?

— Разве побои не являются насилием? Насилие против ребенка это любое применение физической силы со стороны взрослого, которая приводит к боли и страху. Причем это не всегда приводит к физическим травмам, но даже легкие шлепки способны оставить эмоциональный след.

Когда взрослого бьют, он испытывает унижение, и это чувствуют и дети. Часто они, подвергаясь действиям, переживают те же самые негативные эмоции, которые могут привести к дальнейшему асоциальному поведению. Дети, которых бьют, могут столкнуться с буллингом в школе и не могут полноценно социализироваться в дальнейшем. Родители, у которых есть намерение воспитать своего ребенка как личность, ни в коем случае не должны прибегать к физическому насилию, так как это только усугубляет ситуацию и усложняет воспитание.

После того, как ребенка избивают, актуальный вопрос для родителей: почему они не пытаются применить иные методы воспитания? Если родитель, наказывая ребенка, говорит: «Я ничего не сделал, я поступил так всего один раз», это лишь создает опасный прецедент, так как такие действия могут иметь место еще раз. Это потому, что у них не хватает творческого подхода или альтернативы.

— Есть ли справедливость в использовании телесных наказаний, если это мнение родителей? Можно ли оправдать избиение ребенка, например, ремнем, за наиболее серьезные проступки?

— Определенно нет. Это совершенно неправильно. Родители, которые прибегают к этим методам, часто чувствуют себя беспомощными и изнуренными. Они находятся в состоянии отчаяния и не знают, как реагировать. Физическое наказание работает лишь на краткосрочной основе и имеет лишь временные последствия.

Можно ли бить ребенка

Законно ли применять физические наказания к детям за мелкие провинности, такие как разбитая ваза, случайно опрокинутая кастрюля, отобранная у другого ребенка игрушка, порванные обои или сказанное неприличное слово?

Юлия К.: Независимо от характера проступка, очень важно не переносить свои чувства на ребенка и сохранять спокойствие. Основная задача родителей заключается в том, чтобы не лишить ребенка чувства личной безопасности и защищенности в процессе применения наказания. Здесь ключевой момент: суть послания должна быть в том, что «Ты не плохой», а «Твоё поведение было неправильным». Важно уловить разницу правды.

В. Г.: Прежде чем ударить ребенка, постарайтесь опуститься на его уровень: сядьте на корточки или встаньте рядом, чтобы быть на одной высоте. Затем подумайте, как он может воспринять физическое воздействие и как он будет пытаться защитить себя в такой ситуации.

Самую большую тревогу для ребенка вызывает то, что он не может сказать: «Ты не имеешь права так со мной обращаться или прикасаться ко мне руками». Нарушение физических границ никогда не должно происходить.

Что же происходит с ребенком в момент наказания?

ПС: Самое важное и опасное — это утрата ощущения безопасности и защищенности. Это ощущение является основой для здорового психоэмоционального развития ребенка. Это можно сравнить со строительством дома: без надежного фундамента невозможно возвести прочные стены и накрыть крышу.

В. Г.: Когда вы толкаете или бьете ребенка, запускается естественный процесс: все внутри него сжато, например, сфинктер. Он стремится к тому, чтобы закрыться в своем «доме». Толчки, направленные на ребенка, блокируют его возможности, что чревато нарушением кровообращения и гипоксией. Это может привести к задержкам в развитии.

Каков наиболее чувствительный возраст, когда насильственные методы воспитания могут вызвать серьезные психологические проблемы?

Это интересно:  Как поговорить с мамой о наступлении первой менструации. Как сказать маме о месячных.

Ю.К.: В любом возрасте физические наказания представляют собой стресс. Особенно в возрасте трех лет, когда ребенок эмоционально привязан к матери. Физическая боль, причиненная матерью, неизбежно отражается на психоэмоциональном развитии малыша. Но и после трех лет любое физическое воздействие оставляет свой след в психике ребенка. С помощью таких действий родители могут научить кроху подчиняться, но с тем, что происходит дальше, когда ребенок покинет родительскую семью и столкнется с реальностью вне неё, у родителей возникают вопросы. Кого он будет слушаться, остаётся под сомнением!

Какие могут быть последствия для психики

Что может значить невинный, по мнению родителей, шлепок по губам и попе или легкий шлепок ремнем?

Дж.К.: Любое физическое наказание, будь то шлепок, пощечина или резкий рывок за руку, имеет одинаково негативное воздействие. Психосексуальное развитие ребенка серьезно затрудняется такими методами. Это похоже на то, как если бы вы пытались сделать микрочип с помощью кувалды: природные качества и таланты остаются неиспользованными, так же как незрелый плод не может стать сладким.

В. Г.: Дети, которые постоянно живут в ожидании физического наказания, теряют возможность сосредоточиться ни на играх, ни на учебе.

При физическом насилии у ребенка может развиться страх перед родителями, который со временем может превратиться в невроз, глубокую обиду и ненависть к ним. В результате этого маленький человек старается избегать общения с матерью и отцом, предпочитая одиночество. В дальнейшем такие дети оказываются в сложной ситуации адаптации в обществе, им тяжело общаться со сверстниками и взрослым миром, благодаря чему могут трудиться в устоявшихся рамках.

Я работала с детьми от 6 до 15 лет, которые открыто ненавидят своих родителей. Они говорят: «Я должен это терпеть», «Я не знаю, когда это закончится», «Я бы хотел, чтобы они прекратили меня бить».

Мы вместе учимся быть открытыми к любви, нежности и заботе. Простить такое состояние очень сложно. Родители, ставшие свидетелями замкнутости своих детей, порой слышат от них, что те не могут дарить любовь. Однако это связано не с чем-то, что касается только ребенка; с каждым ударом нарастает обида, идет вред естественной связи с родными. В семьях, где царит насилие, защищенность, понимание и доверие отсутствуют.

Оскорбленный ребенок остается одиноким. В таком состоянии он может попасть в плохую компанию и начать понимать, что такое вредные привычки и даже суицидальная идея. Он старается найти радость, но совершенно потерян, и потому не может создать конструктивное отношение к жизни. Его точка зрения формируется на основе того, что он не получает защиты и сам не в состоянии ее создать.

Ребенок, который был избит, становится мнительным и настороженным: он остерегается резких движений или громких звуков. У него возникают трудности в установлении дружеских отношений и доверительных связей, даже в дальнейшем при создании романтических отношений. Взрослые, пережившие физическое насилие в детстве, могут быть склонны к низкой самооценке и потерять доверие к себе и окружающей действительности. Кроме того, такие взрослые могут испытывать постоянные претензии и конфликты с более сильными партнерами или их детьми.

Как физическое насилие влияет на границы личности?

Я.К.: Если в семье игнорируются чувства и мнение ребенка, физические границы становятся незначительными. Попытки ребенка сказать «нет» вызывают у родителей лишь раздражение и агрессию, поэтому в дальнейшем окружающий его мир будет действовать аналогично: такой человек с высокой вероятностью будет втянут в отношения, где насилие будет повторяться. Во взрослой жизни такие дети могут становиться жертвами жестокого обращения.

В. Г.: Если вы шлепнули ребенка в возрасте 1,5-2 лет, вы тем самым позволили себе насильственное прикосновение к его телу. Когда такой ребенок сталкивается с окружающим миром, у него появляется возможность осознать, что физическое прикосновение может быть связано с жестокостью и ненавистью. Как следствие, его границы становятся нарушенными.

Причины использования физического наказания в воспитательном процессе

Можно ли бить детей в целях воспитания

Некоторые родители считают, что объяснить что-то трудным детям невозможно без крика и применения силы, как, например, ремня. Они ограничивают свободу своих детей, полагая, что это может привести к негативным последствиям.

Проведя анализ случаев использования телесных наказаний, можно прийти к выводу, что такие действия часто обусловлены не только проявлением непослушания ребенка, но и состоянием родителей.

А зачем вообще бить своего ребенка?

  1. Порой мама или папа применяют ремень, чтобы выплеснуть свои собственные детские обиды, даже не осознавая этого
  2. Неполноценность. У каждого из нас существуют свои проблемы на работе и в личной жизни; родитель может выплеснуть агрессию на своего ребенка просто по неосторожности
  3. Иногда физическое наказание является способом сэкономить время на объяснение, в чем именно кроется ошибка ребенка
  4. Беспомощность. Родители могут не знать, как вести себя с ребенком, если он совершил ошибку, и что еще можно сделать для наказания
  5. Психологическая нестабильность. В состоянии гнева человек теряет способность контролировать свои эмоции, не в состоянии найти выход, как только возникает момент агрессии, и как результат — всегда выбирает удар, что часто приводит к чувству вины после применения насилия.

Возможные последствия рукоприкладства

Можно ли бить детей в целях воспитания

Как бы вы отреагировали, если бы вас ударили? Как вы считаете, чем отличается рычаг, вовлеченный в ситуацию, когда дело касается детей? Он не отличается. Маленькие дети, которых физически наказывают, стремятся к мести. Поскольку они не могут справиться с родителями, они начинают практиковать агрессию по отношению к более слабым детям или животным. Неправильные подходы к воспитанию могут породить серьезные проблемы и привести к знакомству с садистами или маньяками; часто именно те, кто подвергался насилию в детстве, становятся частью такого пагубного поведения.

Это интересно:  Хочу переспать со своей матерью. Что делать, если меня хочет сын: советы психолога. Как уговорить маму на секс.

Когда взрослый поднимает руку на маленького ребенка, он начинает усваивать следующие установки:

  • Бить слабого — это нормально
  • Взрослые не знают, как правильно вести себя с ребенком, кроме как применять физическую силу
  • Физическая сила является правильным решением любых проблем
  • Родителей надо бояться, потому что они вызывают страх
  • Детям не под силу защитить себя.

Статистика показывает, что большинство родителей не одобряют применение физического наказания, вот только в реальной жизни всё происходит иначе. Иногда случается так, что ребенок получает ремнем по попе «в целях воспитания». Разумеется, любая мама может столкнуться с усталостью, плохим настроением или недомоганием, однако, это не оправдывает срыв злости на собственном ребенке. Если в следующий раз вы окажетесь в подобной ситуации, попробуйте сделать паузу: закройте глаза и сосчитайте до десяти, выйдите в другую комнату или найдите подходящий способ разрядки, например, ударьте подушку. Важно пытаться находить альтернативные способы, не прибегая к физическим наказаниям.

Можно ли бить детей в целях воспитания

Что происходит с личностью при применении наказаний ремнем? Почему нельзя бить детей?

  1. Частое применение физической силы в отношении малыша может привести к формированию у него зависимости от мнений других. Такие дети часто становятся жертвами плохого влияния, попадают в неблагоприятные компании, начинают вести разгульный образ жизни и могут пристраститься к наркотикам.
  2. Дети, которых физически наказывают, часто не осознают причин своих наказаний, понимая лишь, что вновь оказались в неприятном положении. В результате они формируют для себя мнение о том, что необходимо скрывать свое поведение от родителей.
  3. Применение физической силы подавляет личность ребенка, он становится пассивным, слушая других, не имея своего мнения.
  4. Хотя ребенок может привыкнуть к физическим наказаниям, психологическая травма может остаться на всю жизнь.
  5. Люди, испытывавшие в детстве физические наказания, часто строят свои семьи на аналогичных принципах. Например, если девочку воспитывали с применением силы, то в будущем она может искать партнера, который будет сильнее и властнее её. Если мальчика воспитывали ремнем, есть высокая вероятность, что он будет применять такой же стиль воспитания на своих.children.
  6. Если физическое воздействие имеет место в раннем детстве, ребенок начинает испытывать страх перед всеми взрослыми. В результате он вырастает стеснительным и замкнутым, имея заниженную самооценку.
  7. Существует вероятность того, что у ребенка возникнет подобное негативное отношение к своим родителям.
  8. По статистике, примерно 90% убийц являлись жертвами насилия в детстве. А некоторые из этих жертв даже убивали собственных родителей.

Очевидно, что дети, которых наказывают физически, вырастают либо хулиганами, либо неуверенными в себе людьми. Следствия таких методов могут привести к глубоким психологическим травмам. Что же делать и как реагировать на истерики двухлетнего ребенка?

«Ваши советы хороши в теории, но вы даже не представляете, как мне тяжело»

Эда Ле Санг, из книги «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»

Чем больнее пороть ремнем или розгой 5

«Я не забыла, насколько тяжелым и изнурительным может быть уход за детьми. Некоторые дни кажутся абсолютно невыносимыми, несмотря на всю любовь к родительству и своих детей. Я помню тревогу, чувство вины, разочарование и скуку — ощущение, будто я застряла в тупике и полностью зависима от своих детей. Помню дни, когда с нетерпением хотелось закричать: «Выпустите меня отсюда!». Теперь я понимаю, что это ужасное состояние указывает на то, что я требовала от себя столько, сколько не могла дать, из-за чего это чувство было столь сильным. Каждый раз, когда я проявляю терпение и доброту к своим детям, я заботюсь о частичке себя. Моя жизнь стала бы намного проще, если бы я объяснила себе обоим, как сложно быть маленьким и беззащитным, и как сильно нашему внутреннему ребенку нужно утешение».

«У меня совершенно нет сил. Поверьте, я шлепаю ребенка не со зла, я просто не знаю, как быть»

Людмила Петрановская, из беседы «Когда мама на нуле»:

«Не бойтесь, если что-то идет не так. Не сдавайтесь. Не стесняйтесь обращаться за помощью, когда это нужно.

Когда вы устали и перестали понимать, как действовать с ребенком, помните о своей человечности и о том, что вы не должны быть идеальными. Пожалейте себя, признайте, что вы истощены. Сострадание к себе — важнейший шаг, когда вы не выдерживаете. Постарайтесь быть к себе добрыми, особенно в сложные времена, и если вы сосредоточитесь на ваших чувствах, это поможет вам не потерять контроль. Это не та ситуация, которой можно управлять силой воли. Чем меньше вы будете испытывать раздражение, тем проще станет успокоить ребенка и создать атмосфера понимания.»

Однако речь не о физическом насилии, а о важности эмоционального здоровья родителя.

Оцените статью
Женский форум