В этом произведении ярко выделяются мотивы стремления к свободному полету, а также попытки освободиться от стесненных рамок пространства и времени, что является отличительной чертой творчества автора, ушедшего из жизни. Фет дарит свою душу женщине, чье присутствие в его жизни возможно лишь в глобальном контексте смерти.
Анализ стихотворения «Какая ночь! Я не могу» Есенина
На первый взгляд может показаться, что поэт или писатель уходит от мирской суеты, избавляясь от обыденных забот и от стандартных, порой пошлых, трансформаций человеческих отношений. Однако эта дистанция часто оказывается лишь иллюзией, и на практике даже таким творческим личностям не чужды банальность повседневной жизни, разочарования и осознание тщетности существования. То ли именно такие поэты лучше всех способны распознавать неправду и смело выставлять её напоказ, заставляя окружающих взглянуть на реальность.
Стихотворение «Какая ночь! Я не могу…» написано всего за несколько недель до трагической смерти Есенина в Англии, после чего он оказался безжизненно лежащим на постели, как описано в этом произведении. Лирический герой стиха представляет собой самого Есенина, и, вероятнее всего, изображает настоящую ночь, проведённую с его третьей супругой, Софьёй Толстой. Согласно показаниям биографов, Толстая испытывала глубокую любовь к Есенину, тогда как он сам оставался холодным и зачастую открыто демонстрировал своё равнодушие.
Тем не менее, в самом стихотворении перед нами предстает несколько иная, местами обвинительная картина. Автор акцентирует внимание на обмане присущем отношениям между двумя людьми, когда любовь становится лишь игрой, в которой участники не способны ощутить что-то поистине подлинное. Ситуация становится еще более мрачной и безысходной, когда осознается неотъемлемое стремление человека к счастью, которое ощущается с особой остротой.
Как и каждый человек, который стремится испытывать и требует тепла и душевного спокойствия, лирический герой вовлечён в любовную игру, которая не приносит ему настоящих эмоций, затягивая его в нечестивую страсть. Этот резкий контраст между иллюзией и действительностью, между ожидаемым и текущим жизненным состоянием находит свое выражение в образах снега и инея, которые покрывают липы. Ветреные узоры на деревьях могут напоминать цветы, и сердце поэта, возможно, хочет видеть их именно так, но в данном стихотворении он отвергает эти радужные образы, осуждая каждую красивую иллюзию и задает вопрос: «Где красивые цветы, там на самом деле холодно».
Искренность и честность поэта по отношению к самому себе и своей возлюбленной безусловно заслуживает уважения. Также нельзя не отметить прекрасный образ весеннего пробуждения в душе, который, как видим, не угас, несмотря на удручающее состояние Есенина в 1925 году, всего за несколько недель до его кончины.
Читать также: Эссе «Для Катерины был другой путь»: могла ли она поступить иначе?
Вариант 2
Есенин на протяжении всей своей жизни не скрывал своих чувств, особенно в последние годы. Напротив, он открыто демонстрировал свои эмоции и мысли. Он никогда не стремился к тому, чтобы его осуждали критики, и всегда создавал произведения, которые отражали его внутренние переживания. Поэтому можно уверенно утверждать, что в отличие от своих современников, активно поддерживавших идеи социализма и коллективизации, он дистанцировался от этого процесса, всё больше от него отдаляясь. Это его совершенно не интересовало, так как он чувствовал, что исход его жизни давно предрешен. Есенин всегда осознавал, что разрушение его внутреннего мира приведёт к физической гибели.
За месяц до своей смерти Есенин написал замечательное стихотворение, которое озадачило его супругу тем, что оно не раскрывало главной тайны — кого же он на самом деле любил. При чтении творения создаётся впечатление, что поэт словно живет в воспоминаниях о прошлом и не в силах изменить ход своей жизни. На протяжении своей жизни автор всегда находился в состоянии самоизоляции, скрываясь от самого себя, и, возможно, именно по этой причине решился на третий брак, чтобы не ощущать жгучего одиночества и угнетенного душевного состояния. Позднее автор пришел к выводу, что его брак с Софьей оказался жесткой ошибкой. Он более года подавлял угнетенные ощущения от жизни с ней, однако никогда не стремился что-либо менять, полагая, что быть влюбленным — это уже лучше, чем ничего. Эти отношения позднее были описаны им в одном из его произведений.
В этих строках Есенин открыто признает, что их любовь утраченна или, возможно, никогда и не существовала, что он испытывает чувства к другой девушке, и, возможно, она вообще не отвечает ему взаимностью. Он не ищет ответ на вопрос, почему продолжает называть своей женой женщину, которую не любит. Сам Есенин прекрасно понимает, что ровным счетом равнодушен к своей молодой супруге, и его притворная нежность — это наглядный обман. Есенин изображает свои мучительные переживания и мысли, которые он никогда не озвучивал вслух, показывая, как сложно ему скрывать своё истинное я. Он прячет чувства к девушке, которую больше никогда не увидит и не сможет услышать её голос или ощутить тепло её объятий. В этом стихотворении он дает понять своей жене, что любовь — это всего лишь игра и обман, а его сердце принадлежит другой. Мысль об этом тяжела для самого поэта.
Кто же была той таинственной женщиной, которую любил поэт? На этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа; многие предполагают, что это могла быть Анна Сардановская, в которую Есенин был влюблён, но так и не сумел признаться в своих чувствах. Однако никто с полной уверенностью не может утверждать, кто же эта девушка и какие к ней были чувства поэта.
Всегда актуально проводить анализ стихотворения «Какая ночь! Я не могу», учитывая контекст и идеи, которые олицетворяет произведение.
Тема стихотворения
В последний год своего существования поэт начал ощущать приближение смерти, и в своих произведениях всё чаще возвращался к темам прошлого. Его стихи начали больше напоминать свою исповедь. Строки этого стихотворения написаны ночью на фоне бессонницы, когда в сознании всплывают множественные воспоминания, разрывающие сердце, стремящиеся поделиться своей ношей.
Софья Толстая, последняя жена Есенина, являлась искренней поклонницей Сергея, однако получала от него лишь почтение в ответ. С помощью её любви поэт пытался разбежаться от своего прошлого, но вскоре осознал, что это напрасно.
Во второй строфе поэт признает, что эти отношения для него — это лишь игра:
Не называйте это игрой любовью.
Это не такая уж неуклюжая игра, скорее возможность заглушить свои чувства, осознавая, что избавиться от них невозможно — они просто остались!
Есенин прекрасно осознаёт, что Толстая любит его, но это не та любовь, к которой стремился поэт. Настоящая, по его представлениям, любовь должна быть взаимной, а при отсутствии взаимности это лишь игра. Софья не может разорвать с ним отношения, ведь сама не испытывает настоящих чувств, как это свойственно Есенину.
Забыть любовь невозможно, как и разлюбить.
Кабаки и проститутка как способ уйти от проблем
Тогда Сергей открывает своё сердце и делится своими секретами. Он считает, что любить можно лишь однажды, а все остальные связи — это лишь знакомые, которые достойны лишь уважения. Это понимание невозможности уделить своё сердце другой затапливает поэта: его запои становятся тяжелыми, а взаимодействие с женщинами низкой социальной ответственности становится привычным. Таким образом, Есенин продолжает подталкивать себя к творчеству, стремясь написать что-то значимое перед предсказанным концом. В кабаках он находит миг забытья, усугубляя своё состояние, но ощущая необходимость творить — иначе белый лист остаётся пустым.
Не стоило бы, вероятно, осуждать Есенина, ведь мы все знаем о его таланте и уважаем его, по праву считывая его искренность и искупление через поэзию.
☝ Есенин приводит в пример липу — на ней уже нет цветов, вместо них лежит иней, который некоторые принимают за цветы. Липа отцвела — в жизни поэта унесена любовь, и на её место походит иней — полное безразличие к жизни и её радостям.
В предпоследней строфе поэта изображаются последние слова признания:
Что мы полюбили когда-то давно, ты не я, а я любил другую.
Вопрос о любви снова ставится под сомнение в последние годы существования автора творения «Черный человек». На фоне потери способности любить, жизнь теряет свой иммунитет и даже не может защитить от смерти. Это является одной из причин, способствующих уходу Есенина, так как он не видел перед собой никаких перспектив и не имел желания бороться за своё существование.
Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу»
В последний год своей жизни Сергей Есенин открыто делился своими чувствами и запечатлёнными переживаниями. Вероятно, именно поэтому он стал всё больше удаляться от своих коллег, которые хвалили коллективизацию и поддерживали новую власти.
Есенин находился настолько далек от этой идеологии, что неизменно становился объектом критики. Но это его не волновало, так как он осознавал свою близкую гибель. Он понимал, что гибель души непременно приведёт к физическому концу, и это ощущение не заставило себя долго ждать.
Примерно за месяц до своей кончины Есенин написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу», погружаясь в воспоминания о своем прошлом и вдруг осознавая, что не в силах ничего изменить. Он неоднократно пытался убежать от самого себя.
Даже женившись в третий раз, он стремился спастись от тяжёлого чувства одиночества. Однако вскоре Есенин пришёл к пониманию, что его брак с Софьей Толстой стал ошибкой. Эти отношения были отражены в стихотворении, где поэт не стыдясь признаётся: «Мы полюбили давно, ты — не я, а я — другой». Он не ищет пояснения тому, почему стоит рядом с женщиной, которая его совершенно не привлекает. Однако он осознает, что молодой жене он фактически не нужен, и её притворная нежность во многом аналогична иллюзии, как и липы за окном, на ветвях которых вместо цветущих цветов уже лежит первый осенний снег.
«Любить можно лишь однажды, вот почему ты для меня чужая,» — осознает поэт, однако он не может и не хочет разрывать этот замкнутый круг и менять свою жизнь. Есенин не находит в этом смысла, считая, что проще и удобнее «играть в дешевую любовь», нежели пытаться построить искренние и настоящие отношения. В эту ночь, когда память о юности охватывает его, поэт мечтает лишь о одном: «Пусть сердце вечно мечтает о мае и о той, которую я люблю».
Кто же она, эта таинственная незнакомка? История об этом молчит, хотя существует множество версий относительно того, какая именно женщина является тайной возлюбленной поэта. Очевидно, что среди них нет ни одной из его бывших жен. Исследователи, изучающие жизнь и творчество Есенина, предполагали, что это могла быть Анна Сардановская, в которую поэт был влюблен в юности, но не мог признаться в этом. Позднее Сардановская вышла замуж и, к сожалению, скончалась, родив ребёнка, о чем Есенин узнал позже.
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Есенина «Ночь (Тихо дремлет река…)» Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы. Естественно, что он был прост.
- Мне грустно на тебя смотреть — какая боль, какая жалость. Сергей Есенин писал свои стихотворения по мановению своей души, отражая то, что происходило в его жизни. Судя по стилю написания.
- Анализ стихотворения Фета «Какая ночь! Как воздух чист» Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист» было написано в 1857 году. На тот момент Афанасий Фет выпустил уже три.
- Анализ стихотворения Есенина «Моя жизнь» Исследователи жизни Сергея Есенина до сих пор задаются вопросом, как в одном человеке могли органично уживаться циник и романтик, похабник.
- Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий» В своих последних произведениях Сергей Есенин часто затрагивал тему жизни и смерти, предчувствуя, что его дни сочтены. Автор.
- Анализ стихотворения Есенина «Звезды» Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал её в своих стихах.
- Анализ стихотворения Есенина «Мой путь» Не секрет, что Сергей Есенин предчувствовал свою гибель, поэтому в последние годы жизни словно подводил в стихах её итоги.
Искусственная любовь
Послепоследняя строфа уже не является лишь исповедью, в ней автор принимает создание «любви». Предполагается, что это лукавые объятия, которые дают возможность душе вспомнить настоящий май, когда ещё цвела сирень. С кем именно поэт сравнивает свою героиню (Толстую) — вот в чём вопрос. Последней истинной любовью Есенина считается Айседора Дункан, которая, вероятно, оставалась в сердце поэта до последнего дня его жизни.
В стихотворении используются прилагательные «лунный свет», «застывшие годы», «злая страсть» и другие, есть олицетворение (липы тянут к себе, он отбрасывает тени) и метафоры (в лавины он погружает ноги).
О налогах и о жизни
Поэтический понедельник. Сергей Есенин. Какая ночь. Я не могу.
Поэтический понедельник. Сергей Есенин (1895 — 1925) «Какая ночь! Даже не верится.»
21 сентября (3 октября) 1895 года на свет появился русский поэт, который жил, любил и писал до последнего дыхания.
«Какая ночь! Я не могу продвигаться дальше. Я не могу уснуть. В такую лунную ночь кажется, что я все еще в поисках утраченной юности моей души.»
«О друг холодных лет, не называй это игрой в любовь, пусть этот лунный свет льется на моем ложе.»
«Пусть этот искаженный свет продемонстрирует, как нельзя потерять любовь.»
«Ты можешь любить лишь раз. Вот почему ты для меня чужая, где липы направляют кивок в пустоту, а наши ноги погружаются в овраги.»
«Я знаю, и ты знаешь, что в этом лунном синем сиянии В этих ясенях нет цветов, В этих ясенях снег и иней.»
«Что мы утратили любовь, ты — не я, я потерял любовь, И у нас обоих нет желания играть в дешевую любовь.»
«Но мы всё же обнимаемся, с лукавым поцелуем страсти, Пусть сердце моё вечно мечтает о той, которую я люблю.»
Искусственная любовь
Послепоследняя строфа уже не является просто исповедью, в ней автор соглашается на появление «любви». Предполагается, что это лукавые объятия, помогающие душе вспоминать настоящий май, когда ещё цвела сирень. С кем поэт сравнивает свою героиню (Толстую) — вот в чём вопрос. Последней подлинной любовью Есенина была Айседора Дункан, которая, как предполагается, оставалась в сердце поэта до последнего дня его жизни.
В стихотворении используются различные прилагательные, такие как «лунный свет», «застывшие годы», «злая страсть», а также олицетворения (липы заманивают, он отбрасывает тени) и метафоры (в лавины он погружается ногами).
Текст
Какая ночь! Я не могу. Не могу уснуть. Я так поражен луной. Мне кажется, что я всё еще держусь за утраченную молодость.
О друг холодных лет, не называй это игрой в любовь, пусть этот лунный свет стекает на моем ложе.
Пусть он раскрасит искаженные черты моего лица, ибо ты не сможешь разлюбить, как не смог влюбиться.
Ты можешь любить только один раз. Вот почему ты для меня чужая, где липы кивают без нужды, а наши ноги погружаются в овраги.
Я знаю, и ты знаешь, Что в этом лунном синем сиянии Нет цветов в этой сирени, В этой сирени снег и иней.
Что мы потеряли любовь, Ты, а не я, я потерял любовь, И у нас обоих нет желания играть в дешевую любовь.
Но всё же мы обнимаемся, с коварным поцелуем страсти, Пусть сердце моё вечно мечтает о той, которую я люблю.