В словарях объясняется, что такое бурлеск и какое значение имеет это иностранное слово. Почти каждый источник предоставляет схожие трактовки структуры этого термина. Бурлеск охватывал как поэтические, так и театральные элементы, которые служили предметом для пародии. С течением времени бурлеск занял определенное место в театральных представлениях.
Стиль бурлеск – очарование сексуальности
Для многих людей стиль бурлеск ассоциируется с великолепной Дитой Фонтейс и выдающейся Николь Кидман, которые блистали в ярких и незабываемых фильмах, таких как «Мулен Руж». Привлекательные линии полуголых женских фигур, игривые прически и изысканные, сексуально провокационные наряды создают удивительное сочетание, свойственное бурлеску. Но какова же подоплека этой элегантной и модной тенденции?
История бурлеска – от комедийного жанра к современному стрип-спектаклю
Происходя из сцены, бурлеск демонстрирует соединение низкого и высокого искусства, виртуозно используя элементы юмора и сатиры. Начиная с середины XIX века, артисты, одетые в откровенно соблазнительные и эротичные наряды, общались с публикой о глубоких эмоциях на языке аристократии. Поражающие танцы, грациозная сцена и восхитительные формы женщин в удивительно детализированных костюмах привлекали внимание как дам, так и джентльменов, формируя новую фазу театрального развлекательного искусства, в которой сочетались актерские номера и элементы стриптиза.
Однако в 20-е годы ситуация кардинально изменилась. Бурлеск перестал быть изящным зрелищем и стал уступать место более агрессивным танцевальным формам. В период «сексуальной революции» это искусство превратилось в обычные стрип-шоу, постепенно теряя свою первоначальную привлекательность и утончённость.
Возрождением бурлеска считается появление эпатирующей, но неотразимой звезды – Диты Фонтейс. Её выступления стали определяющей вехой, толкнувшей многих женщин к новому осмыслению жизни и моды, оставив в прошлом более агрессивный и сексуализированный стиль «вамп».
Образ дамы в стиле «Бурлеск»
Прежде чем создавать образ, отвечающий этому стилю, необходимо внимательно его оценить. Наиболее значимыми являются женские формы, которые мягко очерчивают фигуру – грудь, талию и бедра. При этом не имеет значения, насколько полное тело или худоба, длина ног здесь также не играет критической роли.
Но, помимо физической привлекательности, характер женщины играет важнейшую роль. Эта мечта о совершенстве воплощается в игривости, соблазнительности и недоступности. Контрасты чувственности и дистанции делают женщину особенно привлекательной в глазах зрителей.
Чтобы создать такой образ, крайне важно правильно подобрать одежду, прическу и макияж.
Основные элементы макияжа, который соответствует стилю бурлеск, предполагают идеально ровную, шелковистую и хорошо тонированную кожу. Данная королева стиля требует особого внимания. Фарфоровая кожа будет великолепно подчеркнута яркими акцентами в области глаз и губ. Глаза нужно выделить элегантными стрелками и пышными ресницами, а губы подчеркнуть соблазнительной улыбкой с оттенком красной розы. Что касается румян, их нужно наносить минимально, при этом следуя рекомендациям по макияжу для женщин зимнего цветотипа.
Стиль бурлеск также строго регламентирует прически. Волосы должны выглядеть безупречно в любой ситуации. Выбор стиля – от блестящих локонов до идеально уложенных французских узлов – зависит от овала лица. Цвет и длина волос при этом не имеют значения. Главное – чтобы волосы всегда выглядели аккуратно и были тщательно уложены.
Однако, помимо физических данных, характер женщины также имеет величайшую значимость. Она должна быть игривой, сексуальной и в то же время недоступной, что делает красивую женщину особенно привлекательной для внимания.
Бурлеск по-королевски
Ляля Бежецкая – это ведущая актриса бурлеска номер один в России. Она привезла бурлеск из Лондона в Россию, учредила школу, открыла первое бурлеск-кабаре и стала первой русской артисткой, выступавшей на международных бурлеск-фестивалях.
Ляля начала свою карьеру на сцене с шести лет. Она изучала гимнастику и балет, окончила школы эстрадного, народного и современного танцев, занималась верховой ездой и фехтованием, а также практиковала элементы стрип-шоу. В это время она продолжала осваивать разные навыки: актерское мастерство, стендап-комедию, сценаристику, вокал и музыкальное исполнение.
Ляля Бежецкая – это международно лицензированная королева факела России и единственная в истории исполнительница бурлеск-стендапа. Она принимала участие во множестве популярных телевизионных программ, таких как «Званый ужин», «Пацанки», «Русские не смеются» и «Сексуальная революция». Благодаря её усилиям бурлеск стал широко известен по всей России.
Её остроумие сравнимо со стильно острыми каблуками. Она наделена безграничным воображением, трудолюбием и постоянно создает новые образы. Ляля выступает как на сцене, так и в жизни, обожая удивлять и волновать свои зрителей. Её представления – это истинный королевский бурлеск.
КУПИТЬ БИЛЕТ НА ШОУ
При создании своих номеров многие артисты начинают с эскиза. Идеи для выступлений могут возникать в виде шуток или фотографических изображений, однако впоследствии они способны принять совершенно неожиданный оборот. На создание номера может уйти не один месяц или даже год, прежде чем он окажется на сцене в репертуаре исполнителя.
Самые яркие и привлекательные номера Ляли Бежецкой имеют отличительную черту – необычайную детализацию образов, уникальные пейзажи и оригинальные идеи, на которых зиждется само выступление. Такой подход является характерным для бурлеска и именно его отличие от традиционных стрип-шоу, где главной задачей выступления является лишь демонстрация обнаженного тела.
Не следует недооценивать и стрип-шоу: это тоже особое искусство, хотя и крайне редкое. Основой бурлеска является умение тактово снимать одежду с помощью интересных приемов. Такой актер может создать выступление, но настоящий профессионал с глубоким пониманием жанра всегда задается вопросами «почему я раздеваюсь» и «почему я раздеваюсь именно в этом номере». Поиск ответа на эти вопросы促ห่งy двигаться к оригинальным идеям для выступлений.
Включение в репертуар нескольких оригинальных песен служит свидетельством воображения танцовщицы, а её способность реализовывать эти задумки демонстрирует трудолюбие и преданность своему делу. Танцовщицы бурлеска трудятся над созданием нового материала, следя за тенденциями в шоу-бизнесе и постоянно поддерживая высокое качество своих поставленных номеров. Даже после долгих лет практики каждую из них может ожидать новая задача, которую она выполнит самостоятельно, имея команду поддержки.
Процесс создания номерного выступления требует полной преданности, и часто артистка может забыть, что она сама также является артисткой. Это означает, что ей нужно уделять внимание своей внешности, совершенствовать навыки и проводить репетиции, так как даже самые впечатляющие выступления не станут успешными без надлежащей подготовки.
Это и есть одно из самых распространенных «подводных камней» бурлеска. Зрители не должны видеть за кулисами, они готовы воспринимать лишь финальные результаты труда. Следовательно, самой важной квалификацией артистки бурлеска является умение пробуждать интерес у публики своей яркой индивидуальностью, привлекательной внешностью и качественным исполнением, не забывая при этом о своей работе и стремлении вызвать восторженные отклики со стороны зрителей.
Как же удерживать все в гармонии, как узнать, что выступление прошло успешно? Аплодисменты зрителей и поощрение коллег не являются окончательным ответом на эти вопросы. Лишь сами исполнители могут понять результат своего труда. Нельзя усомниться, что виноваты только те, кто не делает ничего. Жизнь в бурлеске – это история успехов и неудач, вопросы и ответы. Это не вы выбираете этот путь, он выбирает вас.
Бурлеск представляет собой произведение литературы, театра или музыки, нацеленное на то, чтобы вызвать смех и продемонстрировать манеру и дух серьезного произведения, а также продемонстрировать смешное отношение к его содержанию. Слово «бурлеск» имеет итальянские корни и происходит от слова «burlesco», что на итальянском языке означает шутка, насмешка или ирония.
История слова
Термин «бурлеск» возник из соединения трех языков (французского, английского и итальянского), и во всех этих языках он может быть переведен как «пародия» или «смешное». В контексте это слово подразумевает действие, цель которого – развеселить публику.
Пародийные произведения и шутки наглядно иллюстрируют это. Они используют сочетание различных стильных элементов, текстовых вариаций, преувеличения и неожиданных поворотов, чтобы создать комические ситуации. Как же бурлеск достигает этой задачи? С помощью вышеупомянутых приемов такое шоу способно обсуждать серьезные темы, при этом преподносить их наиболее комично.
Ляля Бежецкая, королева русского бурлеска / neferjournal.com
Особенности слова «бурлеск»
Словарь предоставит вам информацию о том, что такое бурлеск и какое значение имеет этот термин. Практически каждая литература предлагает одинаковое толкование структуры этого слова. Бурлеск сочетал в себе элементы как поэзии, так и театра, над которыми осуществлялась пародия. В конце концов бурлеск нашел свое место на театральной сцене.
Стоит сослаться хотя бы на одну выдержку из словаря, чтобы дополнительно подтвердить своё мнение о данном понятии. Вот один из недавно ставших популярными российских справочников, подготовленный под редакцией А. П. Евгеньевой.
В этом источнике бурлеск охарактеризован как «пародийное стихотворение, комический эффект которого заключается в контрасте между темой и способом её интерпретации…». Данный стиль также подразумевает использование грубой музыки и комедийных сюжетов.
Кадр из фильма «Бурлеск», 2010 год.
Рождение, или как всё начиналось
Изначально бурлескная поэзия начала формироваться в древние времена. В Древней Греции произведение о войне между мышами и лягушками было написано в качестве пародии на знаменитую «Илиаду» Гомера. В эпоху Возрождения литературный бурлеск продолжал активно участвовать в творчестве различных авторов, и на сегодняшний день сохранились сценические формы бурлеска.
На Диком Западе всегда ощущался потребительский интерес к различным развлекательным мероприятиям. Бурлеск внедрил в себя интересные разговорные представления, разнообразные танцевальные номера, основанные на переодеваниях артистов и танцовщиц. Эта форма выступлений была очень популярна среди зрителей мужского пола. Однако пародия на античные мифы также нашла свое место в театре, обогащая его оттенками бурлеска. В театр вошли воздушные костюмы, но одно остальное так и осталось неприкосновенным — это перчатки, которые элегантно снимали с рук женщин и бросали на пол.
Актеры бурлеска постоянно обновляли свои представления, добавляя элементы демонстрации сетчатых чулок и кружевных штанов, провокационных музыкальных номеров и шуток на «запретные» темы.
В Древней Греции произведение «Война мышей и лягушек» было выполнено в жанре бурлеска/©Theodor Kittelsen / commons.wikimedia.org
Во многих странах «Королева» нашла своих приверженцев: в США это была Кэтрин Диллиш, а в Великобритании — Полли Рэй. Эти звезды танцевали и пели свои номера, демонстрируя публике едва прикрытые тела и наряды.
Викторианский театральный бурлеск
Известный также как «пародия» или «перепроизводство», викторианский бурлеск находил своего зрителя в лондонском театре с 1830 по 1890 год. Он был представлен в форме пародий на музыкальные театры. Разнообразные комические постановки, как правило, музыкального характера, зачастую имели смелый стиль и высмеивали условности оригинальных театральных произведений. Они цитировали текст или музыку из оригинала, и комедия часто цвела благодаря противоречиям и нелепостям классического сюжета, используя реалистичные исторические костюмы и декорации, но с акцентом на современные действия, выполняемые актерами. Мадам Вестрис перенесла бурлеск в Олимпийский театр, инициировав его в 1831 году, организовав восточные банкеты с погружением в постановочное искусство. Другими именитыми авторами бурлеска были Г. Дж. Байрон, Г. Р. Симс, Ф. К. Бернанд, У. С. Гилберт и Фред Лесли.
Викторианский бурлеск, в определенном смысле, укрепил связь с традиционной английской пантомимой, добавляя «дополнительные трюки и повороты». Первые бурлески создавались с текстами, написанными под народную музыку, как в случае с операми Баланды. Это было амбициозное шоу, обладающее оригинальной музыкальной основой. Английский стиль бурлеска нашел своего зрителя и в Нью-Йорке в 1840-х годах.
Одними из самых известных номеров викторианского бурлеска были адаптации произведений Шекспира и крупных опер. Диалоги нередко были написаны в форме шутливых пар и приправлены недоброжелательными каламбурами. Ярким примером может служить бурлеск «Макбет»: когда Макбет и Банко входят, их приветствует ведьма, произнося заклинания.
Ключевым элементом бурлеска было изображение привлекательных женщин в пародийных ролях. Их костюмы могли содержать чулки, акцентируя внимание на ногах, однако само содержание выступлений не было недооценено.
С 1860-х до начала 1890-х годов викторианский бурлеск занял центральное место в многочисленных лондонских театрах, таких как «Гейти» и Королевский театр Стрэнда. Зрители легко узнавали популярные песни, оперные арии и другие музыкальные произведения. На сцене выступали звезды, такие как Нелли Фаррен, Джон Даубан, Эдвард Терри и Фред Лесли. Примерно с 1880 года викторианские бурлески перестали быть частью двойных или тройных шоу, а превратились в полноценные ночные развлечения. В начале 1890-х годов они вышли из моды в Лондоне, и акцент театра Gaiety и других бурлескных театров сместился в сторону нового, хотя и менее эффектного, но более литературного жанра – эдвардианской музыкальной комедии.
Американский бурлеск
Американские бурлеск-шоу изначально были ответвлением викторианского бурлеска. Британский жанр занял прочные позиции в Нью-Йорке в 1840-х годах и стал популярным среди бурлескных трупп, таких как Лидия Томпсон и её «блонди» с 1868 года. Нью-йоркский бурлеск вскоре перенял элементы и структуру успешных шоу. Программа состояла из трёх основных частей: в первую вошли песни и шутливые скетчи от комиков низкой пробы; во вторых – разнообразные артисты, включая акробатов, фокусников и сольных исполнителей; а завершали шоу современным драматургическим произведением. Номера обычно заканчивались выступлением экзотической танцовщицы, дракой или даже боксерским матчем.
Представления проходили в мюзик-холлах, театрах, а также в клубах и кабаре. К началу XX века существовало два основных национальных бурлеск-шоу, которые конкурировали с варьете и местными театральными труппами Нью-Йорка, такими как «Мински» в Уинтер-Гардене. Переход от классического бурлеска к стриптиз-шоу был постепенным. Первоначально субретки заявляли о себе через песни и танцы, и хотя некоторые выступали менее активно, зрители компенсировали это восхитительными маскарадными костюмами. Стриптизёры постепенно вытесняли поющих и танцующих исполнителей – к 1932 году в США насчитывались не менее 150 стриптизерш, среди которых были известные имена, такие как Салли Рэнд, Цыганка Роуз Ли, Сторм Сторм, Лили Сен-Сир, Блейз Стар, Энн Корио и Маргарет Харт, которые стали достаточно известными, чтобы их имена упоминались в текстах песен Лоренца Харта и Коула Портера. К концу 1930-х годов в бурлесковых шоу участвовали до шести стриптизерш каждый вечер, поддерживаемые одним или двумя комиками и церемониймейстером. Среди комиков бурлеска, которые начали свою карьеру в это время, были такие личности, как Фанни Блайт, Мэй Уэст, Эдди Картер, Эбботт и Костелло, У. К. Филдс, Джеки Глисон, Дэнни Томас, Эл Джолсон, Берт Лерер, Фил Силверс, Сид Цезарь, Дэнни Кей, Ред Скелтон и Софи Такер.
Напряженная атмосфера в бурлескных заведениях была существенным образом создана благодаря свободному доступу к алкоголю, а введение запрета на его распитие нанесло серьезный удар этому жанру. В Нью-Йорке мэр Фиорелло Х. ЛаГуардиа применил репрессии против бурлесков, что фактически закрыло многие из них в начале 1940-х годов. Чистота и обнаженность стали нормой в кино и достигли своего «печального конца». В это время и позже в кинематографе пытались запечатлеть американский бурлеск, такие как фильмы «Леди Бурлеск» (1943), «Стриппорама» (1953) и «Ночь, когда я ударил Мински» (1968).
В последние десятилетия по обе стороны Атлантики наблюдается возрождение бурлеска, иногда именуемое необурлеском. Постепенно возрос интерес нового поколения к зрелищности и визуальной привлекательности классического американского бурлеска, начиная с 1990-х годов, благодаря фильмам типа «Билли Мэдли». К тому времени в Нью-Йорке жанр стал культовым, в том числе благодаря критическим отзывам о вестернах типа «Безумие по-голландски». В Лос-Анджелесе нарастал интерес к бенду «Бархатный молоток», а в Новом Орлеане все большей популярностью пользовался «Симшамет». Ночной клуб Royal Jelly Burlesque, открытый Ивом Кейном в Атлантик-Сити в 2012 году, стал важной вехой в этом культурном возрождении. Возвышение жанра сопровождается ежегодными конференциями, включая Международный фестиваль бурлеска в Ванкувере и конкурс красоты «Мисс Экзотический мир».