Таджики считают, что танец изначально был средством самовыражения и общения с силами природы и Богом. Возможно, именно поэтому многие таджикские мужчины умеют танцевать, и всегда стремятся танцевать, когда у них есть возможность двигаться под музыку и радоваться жизни. Это показывает не только их восприимчивость к искусству, но и глубокую связь с культурными традициями, в которых музыка и танец играют важную роль.
Характер таджикского мужчины в любви. Таджики отношение к русским женщинам
Чтобы быть истинной восточной женщиной, одной лишь принадлежности к этому региону и наличия выразительной внешности недостаточно; для достижения этой цели женщина должна также строго соблюдать традиционные правила поведения и моральные нормы, которые в значительной степени диктуются культурой и обычаями. Эти требования касаются не только внешнего вида, но и многих бытовых аспектов жизни.
Согласно исследованию, проведенному «Азия Плюс» в партнерстве с «Открытой Азией Онлайн», были выявлены некоторые привычки таджикских женщин, которые они традиционно перенимают от восточных жен. Эти привычки представляют собой важные элементы культурной идентичности и взгляда на роли обоих полов в их обществе.
Обращение к мужу на «ты».
Почти все таджикские женщины, за редким исключением, обращаются к своим супругам на «ты», употребляя слово «Ду», а также именуют их не по имени, а, например, «Герр», «Vater meiner Kinder» и так далее. Важно отметить, что на севере Таджикистана существует особая практика, согласно которой как мужчины, так и женщины обращаются «Ду» даже к малышам, что подчеркивает уникальный подход к общению и родственным отношениям в этом регионе.
Каждая таджикская женщина умеет хорошо готовить.
Таджикская женщина, не обладающая навыками кулинарии, и не просто готовки, а создания настоящих кулинарных шедевров, — это большая редкость. Каждая такая женщина овладевает искусством приготовления теста и может приготовить восхитительный плов. Мать уделяет внимание обучению своих дочерей с раннего возраста, приучая их любить готовку, потому что если невеста приходит в дом мужа без этих навыков, это может стать позором для ее семьи. Этот аспект подчеркивает не только важность женской роли в доме, но и культурные ожидания, связанные с браком и семьей.
К слову, таджикские девушки также демонстрируют высокое мастерство в других домашних делах, таких как глажка белья или уборка, что подчеркивает многообразие их обязанностей.
Семья невесты покупает одежду для жениха.
Интересно, что семья невесты отвечает не только за подготовку одежды для жениха на свадебную церемонию, но и за приобретение всех необходимых предметов быта для новой семьи, включая мебель. Жених, в свою очередь, обеспечен только жильем. Поэтому, готовясь к свадьбе, семья невесты часто заранее приглашает гостей и делается распределение подарков. Например, семья Искандаровых может подарить ковер, тогда как семья Исмоиловых — кухонный прибор. Это обычаи, которые подчеркивают взаимозаботу и важность материальных аспектов в построении новой семьи.
Никогда не оставайтесь наедине с другим мужчиной.
Даже если этот мужчина является родственником. Таджикская женщина допускает вход мужчины в свой дом лишь в том случае, если она не одна. В противном случае даже родного брата мужа не впускают в дом: фраза «Жди Господа» звучит как указание на строгие культурные преграды. Традиционно в Таджикистане на всех мероприятиях женщины и мужчины располагаются в отдельных местах: например, мужчины в одной комнате или за одним дастарханом, где они обслуживают мужскую компанию, подавая еду и убирая посуду.
После рождения ребенок остается с матерью в течение 40 дней.
После родов таджикская женщина направляется в дом своей матери, особенно если это ее первенец. Она остается там на целых 40 дней, в течение которых мать обучает дочь всем тонкостям ухода за новорожденным. Кроме того, семья матери обязана обеспечить все необходимое для младенца. Этот срок обучения позволяет мужу не сомневаться в способностях своей жены, так как забота о ребенке считается прямой обязанностью супруги.
Она ничего не делает, не посоветовавшись с мужем.
Даже при принятии очевидных решений, таких как покупка новой одежды или планирование визита к родителям, таджикская жена должна предварительно обсудить это с мужчиной. Это касается не только простых вопросов, но и более сложных и серьезных решений. Попросить разрешение у мужа является совершенно нормальным, в то время как наоборот — стыдно не только в традиционном понимании, но и в культурном контексте. Это подчеркивает важность семьи и уважения к главе семьи.
Умение готовить
Несомненно, женщины в доме играют важную роль как повара, однако они часто признают, что еда становится особенно вкусной, когда ее готовит мужчина. Это может происходить из-за того, что таджикский мужчина, находясь на кухне, способен вложить в блюда всю свою душу, создавая блюда, которые не просто наедают, но и радуют.
Как мы познакомились?
Когда мне было 20 лет, я работала продавцом в супермаркете в Санкт-Петербурге. Рядом с моей кассой находился автомат для пополнения запасов. Ничего примечательного, и я бы даже не стала углубляться в эти обыденные детали, если бы не одно «но».
В мой магазин часто заходил молодой человек, который, как я предполагала, был таджиком, но я не обращала на него внимания. Однажды, когда мне нужно было пополнить счет, я забыла взять чек из автомата. Мужчина прошел мимо, и я не заметила его тогда. Вероятно, он взял чек, на котором оказался мой номер, поскольку вечером он позвонил мне. Я долго не разговаривала с ним — мне было немного страшно, у меня не было настроения, и в то время я встречалась с другим молодым человеком. В конечном итоге, наш разговор не состоялся, и я почти забыла о нем.
Некоторое время спустя мои отношения с парнем ухудшились, и мы расстались. В какой-то момент я вспомнила о том, что таджик звонил мне, и решила сама его набрать. Думаю, вы понимаете, что произошло потом.
Первые встречи
Что интересно, в отношениях с Фаррухом (так звали мужчину) я оказалась активной, пролагая путь вперед. Он был сдержанным, тихим, маловыразительным и ни на чем не настаивал, а лишь потакал моим желаниям. Первые несколько месяцев нашего знакомства мы общались на темы общих интересов, развлечений, взглядов на жизнь и подобного. Лично я не ставила перед собой никаких целей и не имела конкретных планов на будущее, но постепенно поняла, что влюбилась в Фарруха. Наши встречи становились все более частыми и продолжительными, и вскоре мы начали совместно проживать в арендуемой квартире.
Известно, что мой муж, тогда еще парень, мог бы выйти из сложной ситуации и без меня. Он работал на заводе, куда устроился еще до знакомства со мной, и всегда носил с собой иммиграционный патент. Однако обстоятельства сложились так, что срок действия его патента истекал в тот момент, когда наши чувства только начинали развиваться. Ему нужно было вернуться в Таджикистан для оформления новой визы и переоформления рабочего патента. Но мы, понимая, что наши отношения ведут к браку, решили упростить ситуацию. В итоге, через шесть месяцев после знакомства, мы с Фаррухом сыграли свадьбу, став официально мужем и женой. Эта церемония была такой, какую я давно себе представляла — не слишком шумной, что дает возможность сосредоточиться на самых близких и создать теплую атмосферу.
Не жалеют времени на приветствия
Приветствие — это важнейшая традиция. Невозможно представить таджика, который, проходя мимо знакомого, просто позитивно снизит руку, даже не остановившись, а не говорю уже о том, что может просто кивнуть. Приветствие обязательно сопровождается крепким рукопожатием и поклоном, что подтверждает уважение и внимание к собеседнику. При встрече мужчины обычно интересуются делами и состоянием здоровья членов семей, детей, жены, родителей и прочих многочисленных родственников.
Конечно, бывает, что такие длинные приветствия становятся утомительными, когда мужчины начинают задавать вопросы и вести долгие разговоры прямо на тротуаре. Однако, для таджикских мужчин это не просто привычка — это важный аспект их культурной идентичности, и они к нему очень серьезно относятся.
Не жалеют слов на комплименты
Таджикские мужчины весьма разговорчивые и щедрые на комплементы, не упуская возможности похвалить проходящую женщину. Они могут сказать: «Какие у тебя красивые глаза!», «Какой шикарный у тебя волосы!» или восхищаться другими частями её тела. Такие похвалы не редкость и являются частью культуры общения в Таджикистане.
В других странах такие проявления внимания к женщинам могут быть редкостью, однако в Таджикистане подобная открытость абсолютно нормальна, вне зависимости от внешности или возраста критикуемой женщины.
«Девушек меняют часто — клиентов у них много» Какую любовь ищут и находят таджикские мигранты
В России проживает и работает около 800 000 таджикских мигрантов, однако об их личной жизни известно крайне мало. На протяжении последних 12 лет Саодат Олимова, эксперт РИАЦ и руководитель научного центра SHARK в Таджикистане, изучает сексуальное поведение таджикских мигрантов, задействованных в России, а также их связь с распространением ВИЧ/СПИДа в стране. Она предоставила интервью для «Ленты.ру», в котором рассказала о том, как мигранты иногда прибегают к покупке интимных услуг в России, почему среди них происходят сексуальные преступления, и что испытывают, работая на протяжении полутора лет в окружении преимущественно мужчин.
Лента.ру: Насколько отличается сексуальная жизнь таджикских мигрантов в России по сравнению с родной страной?
Олимова: Около 90 процентов опрошенных мигрантов были женаты, однако лишь 5 процентов взяли своих жен с собой в Россию. Примерно 3% берут своих жен всего на короткое время.
Что сообщали в интервью те, кто признался в гомосексуальных отношениях?
Существуют разные формы таких отношений. Во-первых, это могут быть вынужденные контакты, например, в условиях тюремного заключения. Во-вторых, имеются случаи, когда в лесозаготовительных бригадах, находящихся вдали от женщин, возникают такие связи. К примеру, свидетельствовалось, что среди 62 мужчин, работающих на лесоповале в течение полутора лет, двое из них образовали пару. Кроме того, в крупных российских городах маленькие дети могут контактировать с местными гомосексуалистами, которым они могут предлагать улучшенные условия жизни, российское гражданство и немалые деньги.
Эти истории остаются в тайне, так как таджикское общество крайне негативно относится к гомосексуализму, а многие мигранты приезжают из соседних городов и сообществ, где они знают друг друга.
Почему вы начали исследовать проблему сексуальности мигрантов?
Дело в том, что ВИЧ и заболевания, передающиеся половым путем, ранее не являлись актуальной проблемой в Таджикистане. ВИЧ был распространен среди относительно небольшой группы людей, зависимых от наркотиков, и передавался в основном через уколы. Но с 2002 года, когда трудовая миграция в Россию увеличилась, резко возросло количество зарегистрированных случаев передачи инфекции половым путем среди мигрантов, вернувшихся из-за границы. Это привело к тому, что эксперты забили тревогу, а Министерство здравоохранения обратилось к Международной организации по миграции и Глобальному фонду по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией, чтобы провести исследование и выяснить ситуацию. В 2010 и 2014 годах мы также проводили аналогичные исследования для мониторинга динамики.
Означает ли это, что сексуальное поведение таджикских мужчин в настоящее время отличается от того, что было 15 или 20 лет назад?
Количество браков и долгосрочных отношений с русскими женщинами значительно сократилось. В 2002 году их было достаточно много, поскольку многие продолжали ощущать себя гражданами СССР. Однако сейчас таджикские мигранты занимают самую низкую позицию в обществе, что делает сложнее найти партнера для серьезных отношений. Статус таджика сам по себе стал указанием на социальное положение.
Изнасилования считаются случайными связями
Какую форму коммерческого секса предпочитают мигранты?
Как правило, сутенеры заключают договора с бригадирами и привозят на строительные площадки несколько женщин. Ожидается, что эта система уже давно установлена и эффективно работает. Часто они меняют девушек, так как клиентов у них много, а условия работы жесткие.
Во второй раз я заметила на стройке небольшой автобус, в котором женщины обслуживают рабочих. Не исключено, что такие услуги стоят недорого.
Что подразумевается под случайными связями?
К примеру, таджики, занимающиеся ремонтом дач, могут завести связь с местными девушками, общаясь всего несколько дней.
Случайные связи распространены среди работников транспорта, таких как таксисты, дальнобойщики и грузчики. Количество таких связей между ними значительно выше, чем в других профессиях.
Почему это так распространено?
Это отчасти связано с изменением миграционных потоков. После кризиса 2008 года резко увеличилось количество молодых людей в возрасте до 25 лет, которые зачастую принимают быстрые и необдуманные решения. Однако в данный момент количество молодых людей снижается на фоне общего падения трудовой миграции в Россию.
Происходят ли сексуальные преступления среди этих случайных знакомых?
Вполне вероятно, что из известных 22% насильственной связи — это изнасилования. Тем не менее, не следует считать это явлением широкого масштаба. Такие преступления совершаются — как таджиками, так и другими людьми — по ряду причин. Во-первых, такие преступления совершаются молодыми мужчинами, многие из которых остаются одинокими. У них не остаётся шансов найти партнершу, так как они часто находятся в изоляции. Это приводит к маргинализации. Например, в армии им давали бром, а здесь, в новой ситуации, они могут проявлять агрессию.
Во-вторых, нужно учитывать культурные различия. То, что нормально для русских женщин, таджики воспринимают как сигнал доступности. В Таджикистане девушки не могут носить откровенные одежды, не могут разговаривать с мужчинами и совершенно не имеют права пить с ними. Понимание этих норм, особенно для молодежи, требует времени и опыта.
Брак среди мигрантов: «жены», «вторые жены» и «подруги» на новой родине
Таджикские мигранты используют брак и полигамию (включая брак с местными женщинами, оставаясь женатыми на родине) как основную стратегию интеграции в новое общество. На начальном этапе трудовой миграции в Россию (до 2003 года) такие случаи были довольно распространены, однако с течением времени и усложнением социальной структуры оказались менее доступны. Соотносительно, возможности заключения официальных или фактических браков между мигрантами и местными жителями уменьшились. В то же время стали популярными практики сожительства, временных отношений и предоставления сексуальных услуг.
Исследование выявило сложность и неопределенность терминов «супруг», «партнер», «модель» и «случайный партнер» в понимании мигрантов. Эти термины не всегда соответствуют понятиям, принятым в Таджикистане, что отражает изменения в отношениях и сексуальной практике среди мигрантов на новой земле.
Жены. Для большинства таджикских мигрантов термин «жена» включает весь спектр значений, принятых в Таджикистане, независимо от того, русская она или таджичка. Она воспринимается как женщина, заключенная в официальном браке, включающего шариат и общественное признание. Муж несет ответственность за свою жену, обеспечивая ей жильем и всем необходимым. Важным моментом является наличие детей в браке. Когда жена отсутствует, она часто составляет компанию муже и его родственникам, заботится о детях и участвует в общественно значимых мероприятиях, связанных с ее супругом. В основном, только жены мигрантов, которые приехали вместе с ними, несут всю эту ответственность.
Вторые жены. Несмотря на то, что в некоторых публикациях утверждается об распространенности вторых («параллельных») браков с русскими женщинами среди таджикских мигрантов, исследование показывает, что такие союзы становятся все менее частыми. Только 7% женатых мигрантов в 2002 году, 4,5% в 2010 и лишь 2% в 2014 году говорили о том, что живут со второй женой в России. Иногда последние также являются неформальными партнершами, с которыми мужчины не общаются в рамках общей социальной жизни.
Существует несколько способов вступления во второй брак в процессе трудовой миграции. Первый вариант — это официальный брак с россиянкой, который может быть зарегистрирован или не зарегистрирован с соблюдением принципов шариата. Если жена и дети остаются на родине, мигранты могут разводиться с женами в Таджикистане, однако сохранять шариатские обязательства. Обе семьи могут иметь детей. Кроме того, таджикские мигранты иногда заключают фиктивные браки с россиянками за вознаграждение, чтобы получить российское гражданство. В некоторых случаях такие виртуальные союзы перерастают в реальные.
К чему приводит жизнь без «личной жизни» в мигрантской среде
Трудности адаптации и интеграции
С очевидностью, в силу объективных обстоятельств (трудности миграции и создания семьи с российскими гражданами) мигранты практически не могут вести полноценную семейную жизнь, поддерживать любовные отношения или вступать в длительные связи в России. Это создает основное препятствие для их интеграции.
Помимо 7% мигрантов, которые находятся в России вместе со своими супругами или приглашают их временно, лишь 6-7% мигрантов могут далеко охватить интеграцию практикуя смешанные браки и сексуальные практики, которые приняты в российском обществе и не нарушают таджикских норм (браки с русскими женщинами или смешанные отношения). Все остальные мигранты подвержены сильному стрессу.
Необходимо признать, что взаимодействие с принимающим обществом в области брака и сексуальных отношений не приносит таджикским рабочим мигрантам положительного опыта. Они не находят его интересным и не стремятся перенять российский образ жизни, особенно в сфере личной жизни и отношений. В целом этические представления мигрантов касательно сексуального поведения показывают серьезные противоречия и конфликты между различными нормами и практиками.
Уязвимость к ВИЧ и ЗППП
К трудностям адаптации добавляется высокая вероятность заражения ВИЧ и другими инфекциями, передающимися половым путем. Исследования показывают, что уровень распространенности ВИЧ и ИППП среди таджикских мигрантов больше, чем в Таджикистане, где в 2015 году уровень составил 74,9 на 100 000 населения. Доказательства связи между ростом числа ВИЧ-инфицированных в Таджикистане и международной трудовой миграцией подтверждают, что 14% новых случаев ВИЧ (165 из 1 151) в 2015 году зарегистрированы среди мигрантов.
Исследования показывают, что мигранты, живущие в сложных социальных условиях и находясь в изоляции от своих семей, часто обременены рискованным поведением (временные отношения с несколькими партнерами, использование сексуальных услуг, ограниченное использование средств контрацепции). Отсутствие информации и ограничение доступа к медицинским услугам, включая тестирование на ВИЧ, консультации и лечение, уменьшало эффективность борьбу с проблемой.
Результаты исследования подтверждают уровень изменения сексуального и брачного поведения таджикских мигрантов в процессе их адаптации и интеграции в российское общество. Эти изменения в значительной степени определяются как условиями жизни и работы в России, так и устойчивыми культурными, религиозными и социальными установками мигрантов.
Суммируя результаты опроса, можно сказать, что значительная доля мигрантов (около 40%) ориентирована на адаптацию, однако не стремится к интеграции, воспринимая работу в России как временную возможность для обеспечения своей семьи. Они интегрируются в РФ в рамках мигрантских групп («анклавы»). 20-30% таджикских мигрантов одновременно ищут возможности остаться в России и интегрироваться в общество. Этот процент формирует своеобразное сообщество, которое имеет некоторые черты традиционной диаспоры, отказываясь при этом от полной ассимиляции. Отдельные мигранты, распространенные в низших слоях российской социальной структуры, заимствуют множество сценариев поведения поведения. Обычно это приводит к обесцениванию идентичности и собственного «я», что может вызвать рискованное поведение. Очень небольшая доля молодежи проявляет стремление к формированию новых моделей отношений, включая брак и сексуальные практики. Эти люди работают как «новые кочевники», стремясь интегрироваться в глобальной среде без привязки к конкретной стране.