Розали Франклин не получила должного признания за свой значительный вклад в расшифровку структуры ДНК и не удостоилась разделить Нобелевскую премию с Фрэнсисом Криком и Джеймсом Уотсоном.
Так кто же умнее: мужчины или женщины? Честный ответ на вечный вопрос (и объяснение, почему лавры первенства чаще отдают мужчинам)
Согласно новому исследованию, проведенному в десятках стран, высокий интеллект чаще ассоциируется с мужчинами, чем с женщинами. Гендерные стереотипы, стоящие за этим восприятием, имеют многовековую историю и продолжают сохранять свою актуальность до настоящего времени. Однако какова основа этой концепции? Действительно ли мужчины в среднем более интеллектуальны, чем женщины? Как это надо понять и возможно ли объективно измерить интеллект в его множественных проявлениях? Давайте рассмотрим эти вопросы более детально.
Кое-что о стереотипах
Хотя большинство людей не стремятся открыто признаться в сексуальных предрассудках, новое исследование, опубликованное в журнале Journal of Experimental Social Psychology, показало, что почти 75% респондентов из разных стран неявно ассоциируют высокий интеллект или «гениальность» с мужчинами. Это предвзятое мнение, даже если оно совершается на бессознательном уровне, возможно, играет значительную роль в недостаточном представительстве женщин в таких областях, как наука и техника.
Такое восприятие стереотипа распространяется и на другие сферы и аспекты общества, например, на политику. Существует множество утверждений о мужчинах и женщинах как лидерах, и подобные стереотипы могут оказывать влияние на места, которые занимают женщины в сфере политики. «Когда вы заменяете стереотипы о гении другими стереотипами, те же механизмы работают и в других областях, где женщины остаются недопредставленными,» — говорит Эндрю Симпиан, доктор психологических наук, соавтор исследования и доцент кафедры психологии Нью-Йоркского университета.
Любопытная гипотеза
Британский психолог Сатоси Канадзава, специализирующийся на эволюционной психологии, предлагает увлекательную гипотезу, которая по-новому рассматривает вопрос о том, кто умнее — мужчины или женщины. Он утверждает, что по результатам анализа нескольких исследований, проведённых на международном уровне, мужчины в тестах на IQ показывают на несколько пунктов лучшие результаты, в среднем от трех до пяти пунктов по сравнению с женщинами. Вместе с Дианой Дж. Рейнир, он основывает свою гипотезу на данных психометристов, которые еще в конце XIX века установили, что существует определённая корреляция между размерами тела и уровнем интеллекта — в частности, что мужчины часто имеют большую физическую массу и рост по сравнению с женщинами. Считается, что каждый сантиметр роста управляет прибавкой в среднем +0,4 балла IQ. Таким образом, рост по сравнению с полом оказывается решающим фактором. Однако, примечательно, что данные, собранные при анализе интеллекта среди мальчиков и девочек одинакового возраста, показывают, что девочки на ранних этапах могут демонстрировать более высокий уровень IQ. Например, в исследовании NCDS (National Child Development Study), которое охватило всех детей Великобритании с марта 1958 года и предполагает тестирование на интеллект в возрасте 7, 11 и 16 лет, девочки показывали более высокие результаты в 7 (100,6 у девочек против 99,4 у мальчиков) и 11 (100,4 против 99,06) лет. Однако к 17 годам ситуация меняется: IQ девочек составил 99,2, в то время как IQ мальчиков достиг 100,8. Это изменение может быть вызвано множеством факторов, включая социальные ожидания и образовательные возможности.
Исследование, опубликованное учеными из Университета Вашингтона в журнале Cell, показало, что информация в мужском мозге обрабатывается на 25-75% быстрее по сравнению с женским мозгом, что также вызывает интерес.
Ученые также уделили внимание влиянию уровня тестостерона на пространственную ориентацию. В исследовании, проведенном учеными из Университета Загреба, было установлено, что для успешной ориентации в пространстве необходим определенный уровень этого гормона.
Также важно обратить внимание на уровень эстрогена, который влияет на пространственную ориентацию. Ученые заметили, что женщины значительно лучше ориентируются в пространствах в те дни, когда уровень эстрогена низкий, чем в период пост-овуляции. Исследования показали, что уровень эстрадиола у женщин может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на способность к обучению и рабочую память. Например, очень высокие уровни эстрогена могут негативно сказываться как на памяти, так и на выполнении привычных бытовых задач.
Наличие стереотипов в обществе, несомненно, влияет на определение того, кто умнее — мужчины или женщины. Общественные стереотипы допускают, что гениальность и высокий уровень интеллекта являются более распространёнными среди мужчин. В частности, в 2011 году в США 54% женщин получили докторскую степень в области молекулярной биологии, где достижения определяются прежде всего упорным трудом, тогда как среди философов это число составило только 31%. Это создает заметный разрыв в восприятии, который необходимо обсудить.
Влияние стереотипов на способности человека
Многочисленные исследования указывают на то, что влияние стереотипов значительно сказывается на когнитивных способностях человека. Интересный эксперимент был проведён учеными из Северо-Западного университета и Дартмутского колледжа. Они использовали функциональную магнитно-резонансную томографию для изучения влияния стереотипов на математические способности женщин. Участников разбили на две группы: экспериментальную и контрольную, чтобы решить 50 математических задач. После этого каждому участнику было предложено следующее задание, но с различным подходом. Участникам экспериментальной группы задавали вопросы о том, как они относятся к математике, напоминая, что существуют гендерные различия в математических навыках. Контрольной группе было предложено пройти тест на политические взгляды, чтобы понять, как эти установки влияют на когнитивные задачи. Затем обе группы вернулись к решению еще 50 числовых задач.
Результаты показали, что у участников экспериментальной группы возникла повышенная активность в тех областях мозга, которые отвечают за эмоции (вентральная часть передней поясной коры), что привело к ухудшению их результатов. В то же время участники контрольной группы продемонстрировали более активные участки мозга, отвечающие за математические задачи. Это открыло возможность для улучшения их результатов по сравнению с первой попыткой.
Кроме того, проведенные исследования учеными из Калифорнийского университета и Колледжа Смита с применением функциональной магнитно-резонансной томографии подтверждают, что негативные стереотипы активируют определенные области мозга у женщин (в правой части медиальной лобной извилины, рострально-вентральной части коры и правой орбитофронтальной извилине), что может быть связано со стыдом и смущением. Выявленное взаимосвязь между активностью этих зон и ошибками, совершенными участниками, подтверждает идею о том, что позитивные стереотипы, наоборот, способствуют успешному выполнению задач.
Исследователи из Гейдельбергского университета и Университета Гумбольдта также убедились, что гендерное восприятие влияет на выполнение пространственных задач. Участников просили вначале представить себя стереотипным мужчиной, затем — стереотипной женщиной, и выполнить задачи с трёхмерными фигурами. В итоге, оказалось, что мужчины и женщины, ассоциировавшие себя со стереотипом мужчины, справились с заданным заданием на одном уровне. Однако мужчины, представлявшие себя через призму стереотипа женщины, продемонстрировали значительно худшие результаты. В то время как женщины, идентифицировавшие себя с женскими стереотипами, также показали снижение результатов.
Зачем нужны различия между полами
Почему, тем не менее, существуют такие различия? На одном уровне, природа, по-видимому, инстинктивно важно закладывает в человечество качества, нужные для жизни и потомства. В то же время, необходимость адаптации к меняющимся условиям жизни требует развития и новых качеств, каждый из полов представляет собой воплощение этих требований. Представительницы слабого пола хранят в своих генах все важные достижения эволюции, в то время как мужчины способны адаптироваться к изменениям быстрее, запоминает новое и порой забывает старое.
Исследователи под руководством Ф. Раштона, психолога из канадского университета, проводили исследования среди девушек и юношей в возрасте 17 и 18 лет, когда они поступают в университет. Результаты показали, что мужчины, в среднем, проявляют более высокий уровень интеллекта.
В процессе тестирования учёные зафиксировали, что средний уровень развития мозга у мальчиков был на 3,6 пункта выше, что обозначается как «общий фактор» — важный элемент, который обозначается в каждом IQ-тесте. Согласно теориям интеллекта, это указывает на уступку в разуме — в то время как более высокий показатель у мужчин обусловлен большей мозговой тканью, что в свою очередь влияет на скорость восприятия информации. На практике, средний мозг мужчин обычно больше, чем у женщин.
Психолог Б. Брекен из Уильямсбургского колледжа в США поддерживает мнения исследователей по поводу различий IQ у мужчин и женщин, однако высказывает сомнения относительно выводов. Проект, возможно, не учитывает многие переменные. Более того, в эксперименте неравное количество участниц и участников могло исказить статистические результаты. Участие равного количества людей обоих полов дало бы исследованию больше достоверности.
Тем не менее, Раштон считает, что результаты данного эксперимента не должны изменить образовательные стратегии, хотя и признает, что женщины часто более успешны в школьных условиях.
Доказано: женщины умнее мужчин
Следующее исследование также подтверждает, что женщины, в конечном итоге, могут оказаться более умными. Впервые за последние 100 лет исследователи пришли к выводу о том, что осознанные характеристики слабого пола действительно подразумевают более высокий уровень интеллекта. Кроме того, учёные обнаружили, что всего 4-5% клеток мозга работают у мужчин, в то время как у женщин это число достигает до 7%.
Наблюдения выявили более 40 отличий между мужским и женским мозгом, в то время как различия не сводятся к физическому обличию, но касаются структуры мозговой ткани. Общее мнение учёных указывает на то, что функционирует в целом 5% клеток мозга; однако у женщин число активных клеток может достигать 7%. Более того, правое полушарие мозга у женщин более развито, обусловливая более высокие познавательные результаты в области изучения языков, что также согласуется с наблюдениями о высокой эмоциональности женщин.
Женский мозг способствует значительному развитию интуиции, которая нередко помогает находить решения в трудных ситуациях, когда подход мужчин оказывается неэффективным. Представительницы слабого пола обладают природной способностью к распознаванию и осмыслению значимых мелочей. В частности, эта интуиция проявляется у матерей, которые могут понять своих детей по сигналам и поведению в раннем возрасте.
Следует отметить, что мужчины, как правило, больше склонны к обобщению, в то время как женщины более аналитичны. Женщины чаще способны видеть суть событий, тогда как мужской интеллект работает в основном на уровне технического анализа. Эти различия не являются недостатками; напротив, именно они позволяют дополнить способности друг друга.
Статистические данные показывают, что продолжительность жизни женщин бывает более высокой, что может быть связано с влиянием эстрогенов, положительно воздействующих на обмен веществ. Постоянная менструация оказывает положительное влияние на женский костный мозг, что также стоит заметить.
Знаете ли вы, что:
женщины обладают более чувствительным обонянием благодаря активности эстрогенов; у них музыкальный слух лучше, чем у мужчин примерно в шесть раз; им требуется больше времени на сон (почти на час) по сравнению с мужчинами; и если считать, сильный пол произносит около 7000 слов за день, то слабый пол произносит в три раза больше.
Ум и стереотипы
Психологическое и социальное воспитание оказывает сильное влияние на когнитивные способности человека. Особенно опасным является влияние стереотипов на формирование самоощущения и самоидентификации. Принято считать, что женщины не способны достойно исполнять ответственные задачи из-за своей эмоциональности и недостатка уравновешенности. Независимо от правды или лжи этого утверждения, оно о многих женщинах влияет угнетающе.
Существуют разнообразные стереотипы о том, будто девочки слабее и не должны заниматься наукой, считая, что им не хватает ума. По этой причине многие из них начинают избегать развития своих интеллектуальных возможностей и мышления, что только подтверждает стереотип о том, что девочки менее одарены, чем мальчики. Это печальный факт, который следует признать в контексте влияния на женскую интеллектуальную эволюцию.
Было проведено также исследование, чтобы проанализировать это влияние. Участницами стали две идентичные группы девушек-добровольцев. В начале эксперимента каждая из групп должна была решить определенное количество математических задач. По завершении первой части участники первой группы получили информативный тест, что они сделали столько же, сколько и мужчины. Фактически, результаты умственных способностей равнялись.
Второй группе предоставили аналогичный тест, однако их результаты оказались ниже, чем у мужчин. После чего обе группы должны были решить ещё пятьдесят математических задач. Девушки, которые считали, что их способности сопоставимы с мужскими, выросли в выполнении задач, благодаря воодушевлению и избавлению от стереотипного давления.
Результаты второй группы оказались хуже, чем в первой попытке решать математические тесты. Психологи считают, что это влияние связано с эмоциональным давлением, поскольку девушки оказались под действием стереотипа о том, что их способности не дотягивают до мужских. Это подчеркивает важность влияния стереотипов на возможность когнитивных действий девушек и женщин. Однако учёные также указывают, что мужчины могут столкнуться с похожими трудностями, если с раннего возраста им прививается предубеждение о том, что они уступают умственно женщинам, это может также снизить их способности.
К сожалению, в современных условиях никто не застрахован от такого влияния. В России, как пример, многие семьи следуют консервативным взглядам, что ведет к сильному воздействию различных стереотипов на детей. Девочек часто обучают, что для счастья в жизни им не требуется получение образования, а достаточно быть красивыми и привлекательными для нахождения подходящего партнера. Это не вина родителей, которые так воспитывают своих детей — они сами были воспитаны в таких традициях.
В то же время, заметно, что определённые старые представления представителей старшего поколения не соответствуют современным реалиям. Эти стереотипы сегодня неактуальны и не должны навязываться детям. Все люди, независимо от пола, имеют равные права и возможности на достижение успеха в жизни. Мужчины и женщины имеют право заниматься наукой и искусством, не обязаны придерживаться устаревших норм поведения.
Ум и физиология
Существует мнение, что уровень интеллекта зависит от размера мозга. Многие, обнаружив, что мозг мужчин немного больше, чем у женщин, делают поспешные выводы о том, что мужчины, следовательно, более умны. Однако это очень упрощенный подход. Определенные разделы мужского мозга могут быть менее развиты, чем аналогичные участки женского. Некоторые структуры мозга женщин, хоть и могут быть меньшими, тем не менее функционируют достаточным образом. В связи с этим учёным сложно объективно выразить влияние физической массы мозга на интеллектуальное развитие.
Существуют мнения о том, что эмоции женщин могут негативно влиять на их способности. Частично это может быть правдой. Женщины, как правило, обладают высоким интеллектом, однако из-за своей физиологии они могут время от времени быть менее рациональными. У всех женщин имеется менструальный цикл, и в течение этого времени гормоны их организма меняются, тем самым, активируя разные участки мозга в разные периоды. Иногда они могут быть сосредоточены и собраны, в то время как в другие дни — чрезмерно эмоциональными и нестабильными. Важно отмечать, что эмоциональное состояние прямо не влияет на уровень интеллекта или способности к обучению.
В целом, мужчины и женщины имеют равные возможности в сфере интеллекта. Существенную роль играют факторы среды, в которой они растут, и восприятие всего окружающего. Принимая во внимание влияние личности и общественной среды, становится ясным, что все попытки доказать свое интеллектуальное превосходство над представителями противоположного пола сводятся к не более чем попыткам обосновать миф, лишённый доказательной базы.