Евгения испытывает недовольство, когда кто-то предлагает ей взять на себя ответственность за ребенка, особенно учитывая, что её партнёр Антон не в самом расцвете сил и желает больше времени посвятить себе, а не заботам о чужом сыне.
«Нелюбовь»: отзывы о фильме зрителей и критиков
Как пела когда-то известная певица Клавдия Шульженко: «О любви не говори, о ней можно сказать все…». В соответствии с этой мыслью, знаменитый российский режиссёр Андрей Звягинцев в 2017 году создал фильм о непростых аспектах эмоциональных связей под названием «Нелюбовь». Вскоре после премьеры этот проект вызвал множество откликов и обсуждений. Далее мы более подробно рассмотрим фильм «Нелюбовь» (сюжет, мнения критиков и зрителей, рейтинги) и затронем ключевые вопросы, которые Звягинцев поднял в этом произведении.
Данная социальная драма основана на оригинальном сценарии, разработанном Олегом Негиным и Андреем Звягинцевым.
Работа над задействованным материалом началась в 2015 году и продолжалась вплоть до начала апреля 2017 года, в то время как монтажные работы начались уже на стадии съёмок.
Несмотря на эти обстоятельства, предварительная версия фильма была презентована на Каннском кинофестивале в середине апреля. Она была тепло встречена европейской публикой, что в итоге привело к тому, что жюри наградило «Нелюбовь» специальным призом за «особые достижения».
Высокая оценка зрителей способствовала тому, что фильм также был показан в Великобритании, Франции, Бельгии, Германии и многих других странах.
Главные герои
Центром сюжета является пара средних лет, находящаяся на грани развода. Их эмоциональные переживания выступают основой для повествования в фильме.
Главный персонаж, Борис, представлен как типичный семейный мужчина среднего возраста: он трудится на нелюбимой должности менеджера по продажам, имеет большие долги и ежедневно сталкивается с давлением со стороны своего начальника, чтобы сохранить работу. Хотя он не злой человек, тем не менее, он проявляет пассивность и эгоцентризм.
У Бориса имеется любовница по имени Маша, которая ожидает ребёнка на последних сроках беременности в самом начале фильма. В то время как будущий отец готовится к разводу, он задерживает его, так как параллельно испытывает любовь к Маше и презрение к своей жене, испытывая страх, что их строгий начальник может его уволить за подобный «недостойный» шаг.
Женщина Зения, несмотря на свою сдержанную внешность, оказывается аккуратной, приятной и рассудительной. В отличие от Бориса, она более энергична и решительна, хотя, как и он, сосредоточена исключительно на своих потребностях.
Мама Зении проживает в пригороде Москвы, но отношения с дочерью у неё полностью отсутствуют. Женщина не поддерживает связь с ней ввиду того, что, как и Евгения, её мама когда-то не испытывала любви к своей дочери и создала настоящую тиранию в её жизни. Чтобы избежать повторения этой судьбы, Женя вышла замуж за первого попавшегося мужчину — Бориса — и вскоре забеременела от него. Хотя в её признаниях есть место и честности, она всё же не испытывала любви по отношению ни к мужу, ни к их сыну Алёше.
В течение всех лет брака героиня переживала жизнь без любви, ощущая себя несчастной и возлагая вину за своё состояние на окружающих: мать, мужа и сына.
Со временем ей удаётся завести обеспеченного любовника, Антона, который становится её идеалом. Антон не курит, не пьёт, активно заботится о своем здоровье и способен обеспечивать её стабильной жизнью. У Антона уже есть взрослая дочь от предыдущего брака, которая учится за границей, что не воспринимается как проблема.
Сын главных героев, Алёша, представляет собой умного, но чересчур эмоционального мальчика. Осознавая отсутствие родительской любви, он не выражает своего недовольства и не капризничает, а предпочитает замыкаться в себе. Проблема заключается в том, что его отец и мать даже не замечают его страданий, ведь им неважно, есть ли у него друзья или увлечения, лишь бы он хорошо учился и доставлял как можно меньше хлопот.
Его мать Зения, в свою очередь, является одинокой и холодной женщиной. Она никогда не испытывала любви как к дочери, так и к внуку и на протяжении всей жизни беспокоилась о том, что ей, возможно, придётся заботиться о них.
В противоположность ей, у Маши замечательная мать, которая не только близка со своей дочерью, о чём красноречиво свидетельствуют множество фотографий на холодильнике, но и активно заботится о её благополучии.
Иван, действующий координатор волонтерского поисково-спасательного отряда — самоотверженно помогает в поисках пропавших лиц, выполняя это не ради денег.
Парадокс отсутствия
Интересно заметить, что философские и религиозные вопросы, имеющие экзистенциальный смысл, в большинстве случаев занимают Звягинцева. В каждом его фильме присутствует дремлющий Бог, который олицетворяет жизнь, даже когда герои постоянно игнорируют этот источник.
Как Бог не вмешивается в свободную волю человека, позволяя ему действовать по своему усмотрению и совершать безнравственные поступки, так и Звягинцев не навязывает внутренние философские размышления своему зрителю. В произведении «Нелюбовь» не упоминается о Боге, ведь Бог ассоциируется с любовью. Нелюбовь — это прямо противоположное состояние, в котором нет места Творцу жизни, что являет собой своего рода экзистенциальная пустота, которая сама по себе приводит к саморазрушению; эту пустоту патетически ощущает сам Звягинцев.
Тем не менее, душа человека в интерпретациях Свягинцева всё же жива. Она незримо присутствует в каждом кадре, она заметна в том, как мастерски он следил за природой, которую он так выраженно описывает. В этих медитативных, задумчивых пейзажах между черными, меланхоличными деревьями отсутствуют люди, но в них скрыта тайна человеческого существования и процесс возникновения новой жизни.
Эта эмоциональная пустота красноречиво демонстрирует уникальный художественный парадокс, когда отсутствие говорит о наличии.
Тайна зачатия человеческой жизни и её сакральная ценность всегда волновали Звягинцева. В фильмах «Изгнание» и «Елена» показаны моменты, когда главные герои нарушают святость, установленную Богом: в первом случае посредством аборта, во втором — через убийство.
Доминиращая тематика творчества Звягинцева — это исследование жизни человека в кризисе семьи. Режиссёр поднимает важный вопрос о роли родителей — отца и матери — в жизни их детей. В фильме «Возвращение» отсутствующий долгие годы отец за короткое время способен восстановить душевное спокойствие и своим действием перевести двух своих сыновей в разряд настоящих мужчин. Настоящий любящий отец способен быстро решить вопросы, возникающие внутри его семьи.
Если в жизни мальчиков из «Возвращения» мать была, но отсутствовал отец, то у двенадцатилетнего Алёши из «Нелюбимой» есть и отец, и мать. Однако, притом что они физически присутствуют, эмоциональной связи с ним не существует. Он как будто невидимка, оказывающийся заметным только в тот момент, когда исчезает. Впервые за двенадцать лет его существования о нём будут думать, его будут искать, и его веснушчатое, грустное лицо будет приклеиваться на объявлениях по всему городу. Он просто заранее должен исчезнуть, поскольку так уж случилось, что он так молодой и лишён возможности вспомнить о себе.
Семья Алёши живёт в состоянии глубокого непонимания и антипатии. Как и когда это произошло, его мать откровенно расскажет своему новому любовнику, утверждая, что «глупость оплодотворила её», что она никогда не ожидала, что станет матерью и не испытывала любви к нему, чувствуя только неприязнь к нему, как к продолжению нелюбимого мужа.
Во время визита в парикмахерскую своего нового парня, которого она считает своей истинной любовью, Зения будет обсуждать собственного ребёнка с незнакомым парикмахером так, будто он ей вовсе не родной, открыто демонстрируя своёт разочарование и глубокую неприязнь. В свою очередь, парикмахер накинется с критикой на Зению, утверждая, что её дочь непослушна и слишком увлечена развлечениями, не подозревая, что именно неприязненное отношение матери стало причиной такого поведения.
Мать Алёши, наказывающая сына при посторонних, жалуется, что её сын стал «дикарём», совершенно не осознавая, что именно она и её нелюбимый мужчина сформировали его таким затворником и даже агрессивным человеком.
Нелюбовь как вирус
По мере развития сюжета можно заметить, что неприязнь, испытываемая этими женщинами к собственным детям, может показаться внезапным и спонтанным чувством, которое появляется из ниоткуда, подобно тому, как иногда возникает антипатия между людьми. Кажется, что Лесе и её отцу просто не повезло, а кому-то другому, как утверждает её мать, повезло с «настоящей любовью».
С развитием фильма становится очевидно, что Леса не может любить, так как не знает, как это делать, а не знает она, потому что никогда не испытывала на себе любви и не имела примеров, как любить. Она испытывает такое же отвращение к своей матери. Описание «злая, одинокая сука», которое мама Лессы произносит о бабушке, является исчерпывающим. Знаковая «бабушка» — персонаж, который в фильмах Звягинцева часто обретает форму психологической защиты от реальности — окутана негодованием относительно родных и уверена, что они всему виной её несчастьям, накапливая груз недовольства и отчаяния. Можно предположить, что она переняла эту модель поведения от своих родителей.
Однако мать Лессы не испытывает никакой жалости к своей дочери; ей неведомы чувства ни жалости, ни любви. И её собственная мать в отношении неё также никогда не проявляла сострадания.
Неприязнь, с которой Звягинцев демонстрирует эти отношения, представляется как вирус, передающийся от одного поколения к следующему — это своего рода наследственная травма. Как разрушительное влияние, вызванное чем-то очень негативным, что изменило людей. Это преобразование передаётся на генетическом уровне, подразумевающем хромосомы, от родителей к детям, причём настолько сильно, что следующее поколение не может вырваться из этого замкнутого круга. Каждое новое поколение становится жертвой предшествующего и, одновременно, палачом, превращая своих детей в глубоких психически нездоровых индивидуумов.
Когда мать Лессы забеременела, бабушка, как бы заботясь о здоровье дочери, уговаривала её прервать беременность и избавиться от Лессы. Это проявление «материнской заботы» в контексте бабушки — единственное, о чем мы знаем. Её привычка воспринимать себя в роли жертвы, особенно за счёт мужчин, и страх перед неизвестным толкают её следовать рекомендациям по завершению этой «умной» заботы. Однако тот факт, что мать Лессы до сих пор не избавилась от Лесы, говорит о том, что её отношения с отцом Лессы были не такими уж ужасными, как ей могло показаться из-за контекста многолетних конфликтов.
Звягинцев изображает отношения между мужчиной и женщиной и их плод — рождение новой человеческой жизни в три этапа и через серию ретроспектив. Зритель может видеть родителей Алёши в тот момент, когда их ненависть друг к другу достигает максимального накала. Развод и последующая делёжка имущества лишь усиливают их антипатию до такой степени, что наступает точка, после которой воссоединение невозможно.
Накануне её исчезновения он стоит за дверью и слышит, как мать, плача и испытывая муку, говорит о намерении отдать его в детский дом. Является ли это истинным намерением или всего лишь «традиционным» способом эмоционального давления на мужа, которого, возможно уволит её строгий начальник, — остаётся неясным.
Отношения между отцом Лессы и его новой женой находятся на сладкой стадии. Новая любовь отца стала беременной и проявляет место, полное беззаботности. Но если присмотреться более пытливо, открывается, что это беззаботное отношение обуславливается стремлением женщины защититься и выжить, где мужчина становится идущим частью её существования, пока он продолжает её обеспечивать. В тот момент, когда пропадает сын её мужа, весь её фокус смещается на собственное «безоблачное» существование. Происходит это не потому, что она «плохая», а потому что такова природа чисто плотской любви.
Объяснение концовки: что случилось с мальчиком
В финале картины намечен дефис времени. Два года спустя после пропажи Алёши его местонахождение так и остается загадкой: его так и не удалось найти ни живым, ни мёртвым, и его объявили в розыск.
Судьба несчастного мальчика остаётся таинственной для зрителей. Тем не менее, по поведению Жени можно понять, что она, возможно, узнаёт его в мёртвом ребёнке. Однако её истерика может быть интерпретирована и иначе — как момент осознания того, что это мог быть её сын, что приводит её к некоторым мыслям о произошедшем. В отличие от Бориса, у которого, возможно, имеется сложная история с отцом, которую он не смог преодолеть, Женя почти готова вырваться из замкнутого круга, ей нужен лишь толчок.
Тем не менее, очевидно, что мальчика уже нет в живых, он стал жертвой родительской нелюбви.
Борис и Зения теперь живут отдельно. Борис воспитывает сына вместе со своей новой супругой, но не испытывает к нему никаких тёплых чувств. Зения, согласно её собственным словам, также не счастлива с любимым мужчиной.
Смысл финала «Нелюбимой» довольно прозрачен: несмотря на пережитое потрясение, Зения и Борис возвращаются к привычному и привычному состоянию нелюбви.
Многие зрители, которые пересмотрели фильм Звягинцева, обращают внимание на то, что смысл всего фильма заключён в его завершающих сценах, которые сам режиссер обозначил как эпилог. В этом эпилоге здесь дан весь ужас жизни, лишённой любви. Здесь не происходит завершения — продолжение однообразной жизни без любви, повторяющейся вновь и вновь.
Замечу, что изначально режиссёр предполагал другой финал, но позже осознал, что именно такой конец истории несёт особый смысл. По его словам, он не заставлял своих героев бесконечно кружиться по одному и тому же кругу, чтобы продемонстрировать безнадёжность их ситуации. Ключ к пониманию в том, что замкнутый круг непонимания и отчуждения, в который впали Борис и Зения, можно разорвать, если они только захотят.
Смысл фильма
Талант Андрея Звягинцева далеко выходит за рамки просто умения создавать качественные, задумчивые фильмы с глубоким смыслом. У него есть уникальная способность воспринимать мир — как он есть, и, если проводить аналогию со стаканом, наполненным до половины, то режиссёр идёт ещё дальше и отражает в своих произведениях серость окружающей действительности.
Каждый его фильм (и «Нелюбовь» также) — это тщательно выверенный пейзаж, проецирующий реальные образы России. Герои его фильмов — это реальные люди, которые либо тонут в городском аду, либо тщетно пытаются противостоять системе…..
Интересно, что ни один из них (даже наиболее благостные) не стремится вызвать у зрителей сочувствие.
Существует лишь одно возможное объяснение термина «нелюбовь»: это чувство, которое люди испытывают не только по отношении друг к другу, но и к окружающему миру в целом. Зения и Борис не сошлись по причине теплых чувств, а исключительно по практическим соображениям. Их новые отношения также результаты не любви к новым партнерам. Женщина всего лишь хочет ассоциироваться с состоятельным любовником, ведь начальство у Бориса стало увольнять всех одиноких мужчин по религиозным условиям, и поэтому ему срочно нужно создать новую семью.
Звягинцев виртуозно демонстрирует, как люди теряют свою человеческую природу и становятся бездушными программами, которые живут ради удовольствия или выгоды. Когда они прекращают действовать под воздействием сердца и начинают следовать заранее установленному алгоритму, они превращаются в зомби или биороботов. Естественно, такие создания неспособны любить.
Отвращение медленно проистекает от эгоизма. Но что провоцирует его? Непонятно, что именно не так с Борисом, но пример Зении лучше всего иллюстрирует ситуацию. Мать Зении была грубой и злой женщиной, с которой у неё никогда не было ни понимания, ни любви. Она, вероятно, унаследовала эту модель поведения от своих родителей. Почему так? Есть подозрение, что это связано с жестоким менталитетом предыдущих поколений. В их молодости дети рождались «в момент зачатия», и родители, следуя принципу «выживет — отлично, не выживет — не страшно», не обращали на них внимания.
Мы копируем поведение своих родителей и бессознательно отражаем его в своих близких. Женя плохо относится к мужу и сыну не просто так, а потому что когда-то её мать также плохо относилась к ней. Она выросла в окружении, где её личность подавлялась, и это привило ей только неприязнь. Фильм вполне очевидно показывает, как жестокость и эгоизм передаются из поколения в поколение. Режиссёр намекает на то, что если человек вырос без любви, он никогда не сможет научиться любить.
Также стоит отметить, что «нелюбимыми» оказывается множество успешных и финансово обеспеченных людей — те самые представители средний класс, у которых есть всё необходимое для комфортной жизни. У них просторная квартира в столице, необходимая инфраструктура и прочие преимущества…. Программа безоблачной жизни вроде бы прописана. Однако что-то определённо идёт не так.
Как подчеркивает сам Звягинцев, герои его фильма попадают в замкнутый круг неприязни. Единственный, кто может вырваться из этого порочного круга, — это Алёша.
В этом фильме, как и в других работах Звягинцева, символизм интегрирован с реалистичными элементами. История производит наибольшее влияние в начале и в конце, когда, по сути, мы остаёмся не в курсе событий. Звягинцев — требовательный режиссёр. Он постоянно призывает нас мыслить самостоятельно. В этот раз это легче, чем после просмотра того же «Левиафана». Тем не менее, «Нелюбовь» — это довольно простое произведение, с одинокими темами. Но именно в этой простоте режиссёр тщательно раскрывает глубинные темы нелюбви и безразличия. Что делать? Просто взглянуть на себя со стороны и сделать правильные выводы.
Объяснение сюжета
Интересно, что в сюжетной линии фильма мальчик так и не был найден, несмотря на интенсивные поиски, осуществляемые поисково-спасательной группой. В конечном итоге в последней части «Нелюбимого» вопрос о том, что стало с мальчиком, остаётся открытым. Это обстоятельство медленно начинает раздражать многих зрителей, не желающих углубляться в размышления.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
Но истинной темой картины становится именно окружающая среда, лишенная любви, в которой существуют все герои фильма Звягинцева. Не ненависть, не какие-то другие сильные эмоции, а именно отсутствие любви — это считается тем фоном, способным разрушать, разъедать и уничтожать людей.
В такой обстановке невозможно ни жить, ни даже адекватно существовать. Поскольку именно поэтому герои фильма ведут себя нечеловечно, руководствуясь лишь самыми элементарными инстинктами и потребностями.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
Мальчик, который оказывается не способным вписаться в линию жизни его родителей, словно растворяется в воздухе, позволяя им исполнить их простые желания.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
Но что в итоге случилось с ним? Как заканчивается фильм?
Ответ на вопрос зрителей
Скажу без обиняков — для внимательного зрителя здесь нет никаких тайн, нужно лишь понять логику событий. Алёша выходит из дома в конце октября — без тёплой одежды, без еды и без денег. После того, как он покидает подъезд, в котором поставлены камеры, его больше никто не видит.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
Следующие несколько дней идут снега, существенно похолодали. Куртку мальчика находят в заброшенном здании в лесу. Но даже спустя два года о нём нет ни одной другой информации, несмотря на усилия поисковых операций.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
Ответ очевиден — его нет среди живых. Мы можем вновь официально дискутировать о том, стал ли уход Алёши следствием злого умысла или несчастного случая. Здесь действительно есть пространство для домыслов, поскольку в фильме нет ни намёка на это. Лично я убеждён в том, что самоубийство здесь точно исключается — мальчику всего 12 лет, в таком возрасте эта мысль обычно обходит стороной.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
Но истинным виновником исчезновения мальчика оказывается не определённый человек или печальный случай, а та неприязненная среда, с которой он сталкивается на протяжении всей своей жизни — даже до своего рождения.
В фильме наглядно показано, что его мать была всего лишь «оплодотворена» мужчиной, с которым она даже не была знакома, и вышла замуж скорее от страха перед абортом. С самого начала между ними отсутствовала какая-либо связь.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
Алёша мог бы прожить свою жизнь среди безразличия, чтобы у него было право дорасти до совершеннолетия — он дожил до 12 лет.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
Но когда уровень неприязни, женщины и всему окружающему достигнул критической точки, существование стало невозможным. Это можно сравнить с накоплением яда в воздухе — в конечном итоге всё приводит к смерти.
Истинное имя мальчика — Нелюбовь. И после его исчезновения он мог, наконец, проявить своё истинное «я».
Смысл фильма «Нелюбовь» 2017
Банальность супружеской ссоры служит контрастом для образа ребёнка, который сдерживает свои рыдания. Открытый рот его, искажённый ужасом, напоминает знаменитую картину «Крик» Эдварда Мунка. Это, возможно, самый шокирующий момент картины, точка невозврата, заставляющая лишиться всего. Боль и страдание ребёнка здесь действуют как аналогия ада, образующейся из всеобщего антипатии.
Первоначальная мысль: родители действительно являются чудовищами, одержимыми исключительно своими потребностями и комфортом. Однако по мере зрелища становится очевидным, что Борис и Зения просто не способны проявить что-либо большее, чем они подарили друг другу и их общему ребёнку. Для Бориса новая жена выглядит как тихий и безопасный уголок в его жизни, но и Маша, и её мать становятся очередным повторением уже пережитых отношений. Даже определение первой супруги как «Сталин в юбке» больше подходит ко второй. Женщина утверждает, что она действительно любит успешного и богатого Антона, однако ей неведомо, насколько обманчивы её чувства, она бежит от детских травм и страхов. Множество саркастичных и колких замечаний, которые Зения слышит от своей матери, вместе с её безразличием, являются ключом к понимания двери с надписью «без любви».
Нелюбимые дети превращаются в застенчивых и неопытных взрослых. Символика фамилии семьи (Слепцовы) совершенно точна: они не ведают, что творят, и поэтому так безнадёжно безразличны. Родители не понимают своих реальных проблем и, в поисках решений внешних трудностей, считают необходимым игнорировать внутренние проблемы. Это прекрасно видно из ироничной усмешки координатора-волонтёра, который, получая лишь расплывчатые ответы на свои вопросы о ребёнке, произносит: «У него не было друзей», «он ничем не интересовался».
Равнодушие становится характерным признаком почти для всех персонажей. И страх перед силой ювенальной юстиции, перед властями, да и перед государством. Но не перед своей совестью. Родители Алёши, его бабушка, Маша и её мать, Антон — все они проходили по жизни, как слепцы на полотне Брейгеля, не обращая внимания на важные вещи, забывая о сущности бытия. Пассивность и бездействие ведут к злым последствиям. Режиссёр иллюстрирует это посредством телевизионных репортажей о конфликте на Донбассе.
Смысл финала «Нелюбовь» 2017
Непонятно, что в действительности произошло с Алёшей, но судьбы родителей становятся ясны. Их квартира продана, и в ней идут работы по ремонту. Борис без особых сопротивлений берёт на себя заботу о ребёнке от новой жены, которой стало сложно. Зения обитает в комфортной квартире успешного Антона. Бывшие супруги смотрят на своих телевизорах военные репортажи о Донбассе, имея на лицах отражение тяжёлых мучений.
Хотя война воспринимается как нечто далёкое от жизни героев фильма, и Борис, и Евгения всё равно чувствуют её отголоски. Война — это отсутствие любви, в этом видении. Слепцовы продолжают ежедневную борьбу с внутренними демонами. Но без значительных изменений они неизменно проиграют, вне зависимости от того, насколько они будут стараться.