Малахит, как персонаж, искренен в своих чувствах и обещаниях. Это ясно иллюстрируется тем фактом, что, пообещав Степану стать его невестой, если тот передаст слова её слуге, Малахит действительно сдерживает своё слово. Хозяйка Медной горы — это не только добрый и прекрасный дух, но и настойчивая, весёлая натура, способная отчаянно влюбиться в Степана и поддержать его, помогая преодолевать все жизненные трудности.
Краткое содержание
История начинается с того, как двое работников, занимающиеся заготовкой сена, решают отдохнуть под деревом и, устав, засыпают. В центре сюжета находится молодой человек по имени Степан, который просыпается от неожиданного толчка. Когда он открывает глаза, то замечает перед собой красивую женщину с длинной черной косой, облаченную в роскошное платье. Вскоре он осознает, что это и есть Хозяйка Медной горы, таинственный и загадочный дух, который управляет недрами земли.
Степан испытывает страх — он помнит слова старших, что ведьмы известны своей игривостью с людьми, и они могут стать опасными. Однако Малахит велит ему сообщить фабриканту, чтобы тот немедленно покинул Красногорский рудник. В противном случае она угрожает забрать всю медь на такое глубинное место, что никто не сможет её достать. Она обещает Степану, что, если тот передаст её слова точно слуге, она выйдет за него замуж. Затем Малахит превращается в зеленую ящерицу и исчезает среди скал.
Степан, собравшись с духом, пересказывает её слова в присутствии всех работников, включая писаря, который на это реагирует с гневом и приказывает наказать его. Вместе с этим его отправляют в самую заброшенную и сырую шахту, где Степан оказывается закованным в наручники и принужденным к тяжёлой работе по добыче драгоценных камней.
В шахте Степан вновь сталкивается с Малахит, которая восхваляет его мужество и предлагает показать своё великое приданое, включающее комнаты, усыпанные драгоценными камнями всех цветов — от яркого синего до золота. Малахит напоминает ему о своём обещании стать его женой. Однако Степан оправдывается, что не может жениться на ней, так как уже поклялся в любви другой девушке — Настеньке. На его удивление, Хозяйка, услышав ответ, одобряет его выбор и хвалит его за верность к возлюбленной. В качестве знака своей доброты она дарит Степану малахитовую шкатулку с драгоценностями для Настеньки и делится своими слезами, которые превращаются в ценные камни. В конце своего визита она повелевает Степану никогда не говорить о ней, чтобы сохранить её в тайне.
С тех пор жизнь Степана начинает улучшаться: его переводят из дрянной шахты, и он вскоре освобождается от кабалы. Тем не менее, он не может забыть образ Хозяйки Медной горы, и, несмотря на стабильность в жизни, становится всё более угнетённым. Степан начинает частые прогулки в лес, изначально представляясь охотником, но на самом деле стремится вновь увидеть Малахит.
В конце концов, после одной из своих прогулок он так и не возвращается домой. Позже его находят мёртвым в лесу с драгоценными камнями в руке — это те самые слезы Хозяйки, которые в миг их извлечения рассыпаются в прах.
Комментарий психолога
Эта история символизирует столкновение практического подхода к жизни и стремление к недостижимым мечтам, а также тоску по загадочным возможностям, которые жизненный опыт может предложить.
Персонажи данной сказки представляют собой различные аспектные явления в идейном и нравственном контексте. Дама Медной горы олицетворяет мечты о других жизненных перспективах и возможностях, постоянно обещая вознаграждение тем, кто способен на смелость, кто отказывается от привычного для достижения величия.
Когда Степан встречает её, он оказывается на распутье, которое ставит его перед выбором: следовать своей мечте или остаться в обыденности. Чтобы идти к своей мечте, ему необходимо отказаться от привычных и безопасных вещей. Настенька, его возлюбленная, также требует от него смелости и решительности, к тому же, её внимание к геройской жертве помогает ей пробудить в нём мужество.
Степан заходит в серьёзный внутренний конфликт, символизируя сознательную часть психики, которая охватывает его уверенность, которая в реальности является достаточно хрупкой. И пока он стоит перед выбором, голос его разума и глубочайшие инстинкты ведут его в борьбу с собственными сомнениями и страхами, и страстно желая улучшить свою жизнь, он начинает размышлять о том, как сделать свою мечту реальностью.
Приняв решение выполнить условия Хозяйки, он вновь встречает свой идеал и одновременно испытывает двойственные чувства — жажду и страх. В реальной жизни далеко не всегда мы можем считать действия внутреннего «я» столь благими, как кажется на первый взгляд. Степан, глядя на известных красавиц, может позволить себе выбор: оставить всё, что ему дорого, и жениться на Малахите или глубоко осознать ценность привычной жизни.
Выбор Степана оказывается на стороне привычного быта. Он получает такую ценность, как материальные блага — жену, статус и карьеру. Но это всё приходит в обмен на мечту, что приводит к тоске в душе героя.
Степан, вопреки улучшению жизни, не чувствует счастья и начинает стареть. Его частые походы в лес становятся символом стремления к той мечте, которая так и не была сбыта, и каждый раз он сталкивается с тем, что найти её ему не суждено. Смерть Степана — это своеобразный символ духовной паузы, ведущей к упадку.
Несмотря на множество попыток природы помочь ему в чрезмерном накоплении, включая подарки Хозяйки, Степан так и не использует их, чтобы обрести ни материальных, ни духовных плодов. Он не позволил возлюбленной носить драгоценности, предпочитая хранить их, как сувенир, не осознавая, что они могли бы стать не только дорогостоящими предметами, но и источником жизненной энергии. В конце концов, вкупе с его смертью, все эти подарки потеряли свою ценность.
Как выйти из подобной ситуации
Степан олицетворяет аспект неразвитой сознательной личности, зависающий между идеалами и реальностью. Он не в силах ни забыть свою мечту, ни реализовать её, застревая в душе в борьбе с собственным утомлением. Тем не менее, существуют три возможных пути выхода из такого разочарования:
- Полностью забыть о своем идеале.
- Преследовать свою мечту, принимая потенциальные жертвы.
- Изменить мечту, интегрировав её в реальность.
Важным является принятие мечты в любой её форме. Степана пугает не сам факт встречи с Малахитницей, а сопутствующие проблемы и потенциал. Она — божество, которое приносит удачу, но многие в жизни ошибочно считают мечты признаком детской наивности и их следует избегать.
Хозяйка Медной горы — мои куклы в образе
Хозяйка Медной горы — одна из лучших историй всемирно известного уральского сказочника Павла Бажова. Главный персонаж сказки — обычный уральский каменотёс Степан, чья судьба сталкивает его с волшебным существом, обитающим в недрах горизонта, олицетворяющим верность, любовь и ненадёжность социальных связей.
Кто она, Хозяйка Медной горы? Это загадочная женщина или молодая дева, витающая в глубоких недрах Уральских гор. Малахит наделена магическими способностями: она распорядительницами судеб людей, одаривает их несметными богатствами либо наказывает жестокой смертью. Она способна менять как количество, так и качество извлекаемой руды, и самое поразительное — она никогда не стареет. Она выступает покровительницей рудокопов и угодников, обладая всем богатством Уральских недр. Премиум работающим шахтёрам она дарует шахты с редкими самоцветами и драгоценностями, но её гнев приводит к разрушению штольни или затоплению шахты. Если же работник оказывается её жертвой, месть становится ошеломляющей — например, в сказке «Пинки князя» это демонстрируется.
В образе Хозяйки Медной горы её часто представляют как прекрасную темноволосую женщину с зелеными глазами и роскошным платьем, выполненным из малахитового шелка, цвет которого может меняться от малахита до лазурита, или других оттенков в зависимости от комнаты, в которой она находится. Кроме того, она также известна в двух формах — как зелёная ящерица с короной, с узорами на спине, напоминающими малахит.
Владения Хозяйки охватывают всю округу, а её постоянное обиталище считается Азов-горы в окрестностях поселка Полевской. Отсюда происходит одно из её прозвищ — Девка Азовка. Среди других древних имен в Урале её называют Горная матка, Каменная девка или Золотая баба и Малахитница.
Качества Владычицы подземного мира можно описать как строгость и справедливость, которые в равной степени проявляются в её доброте к хорошим людям и безжалостности к злым. Как и писал Бажов: «Плохим встреча с ней — горе, хорошим — радость». Эти атрибуты делают её властительницей всех природных элементов, животных, растений и минералов.
В сказе «Каменный цветок» Хозяйка Медной горы являет себя мастеру Даниле у Змеиной горы, ведя его в свои подземные покои, что свидетельствует о её обширной территории, охватывающей все глубины земли. Но Азовская гора остаётся её главным местом обитания. Здесь таится сила, притягивающая людей через столетия. Зданы здесь были первые запасы руды, что было подтверждено царем Петром в самой столице. Тем не менее, их нашли стражи и обнаружили её среди старых шахт, вдали от современности, среди одежд и инструментов старых углежогов, оставивших кости на память о древнем горном деле.
Дама Медной горы стала известной далеко за пределами старого Сысертского горнозаводского округа, к которому принадлежат Сысерт и Полевской, где расположена Медная гора (или рудник «Гумёшка»). Узнаваема она и в тех местах, где нет гор. Образ хозяйки гор — это не узко специфичное явление, но универсальный символ, проходящий сквозь разные исторические эпохи и этапы человеческой цивилизации, обретая различные формы, которые трудно сразу распознать сквозь завесу времени.
Второстепенные герои
Настенька
Невеста Степана, которая в конечном итоге становится его женой, а затем вдовой.
Настенька, которая завладевает сердцем Степана, является для него гораздо более привлекательной до свадьбы, чем таинственная Хозяйка. Её живость и естественность очаровывают Степана, однако после заключения брака, Хозяйка начинает оказывать всё более заметное влияние на его жизнь, постепенно вытесняя Настеньку из его сердца — та слишком проста и обыденна, особенно по сравнению с мистичностью и волшебством своей соперницы.
Шахтер
Друг Степана, с которым тот однажды пошел собирать траву. После долгих хлопот они устали, решили отдохнуть и в этот момент Степан впервые встречается с Хозяйкой. Она, полагая, что друг Степана измождён и не способен работать, решает не являться ему.
Слуга
Этого персонажа Хозяйка называет «душным козлом» и требует, чтобы Степан передал её слова. У слуги действительно неприятный запах, что указывает на его болезнь и наличие гнили. Писарь — злой и подлый человек, но, несмотря на это, он умен в вопросах личной выгоды и знает, когда действовать.
Экранизации образа
В 1946 году вышел фильм-сказка «Каменный цветок», режиссёр — Александр Птушко. Это экранизация двух сказок Павла Бажова — «Горный мастер» и «Каменный цветок». Роль Хозяйки Медной горы исполнила актриса Тамара Макарова, а актёра Владимира Дружникова можно увидеть в роли мастера Данилы.
В фильме Хозяйка Медной горы завлекает мастера Данилу, который обучен искусству резьбы по камню, но стремится к новым вершинам мастерства. Хотя Данила успешен, он не удовлетворён своей работой, что делает его уязвимым к манипуляциям.
Тамара Макарова в роли Хозяйки Медной горы.
Данила приходит к Хозяйке, чтобы создать каменный цветок, неотличимый от живого, в надежде на её богатства, красоту и новые творческие возможности. Но его желание покинуть её мир является более сильным, и он возвращается к своей прежней жизни, где остаётся искать свою истинную любовь — Катеньку. Эта история остаётся как напоминание о том, что за мечтой стоит жертва.
В 1970-х годах Свердловская киностудия создала анимационный сериал по сказке Бажова под руководством режиссёра Олега Николаевского. В двух мультфильмах также упоминается Хозяйка Медной горы. Первый был выпущен в 1975 году, а в 1977 году тот же сюжет был повторен в мультсериале «Каменный цветок», где Хозяйку озвучивает Татьяна Юшкова.
Сцена из фильма «Хозяйка Медной горы».
Сюжет этих анимационных фильмов схож: Данила, искусный каменотёс, покидает свою возлюбленную Катю ради взаимодействия с Хозяйкой Медной горы. В недрах горы он стремится усовершенствовать своё мастерство, в то время как Хозяйка старается удержать мастера, не позволяя ему вернуться в реальную жизнь.
Также в 1976 году на киностудии «Ленфильм» вышел фильм-сказка «Записки Степанова», сценарий основан на разных сказках Бажова. Роль Дамы Медной горы исполнила актриса Лариса Чикурова, а режиссёром постановщиком стал Константин Ершов.
Лариса Чикурова в роли Хозяйки Медной горы.
Сюжет разворачивается вокруг Степана, специалиста по горному делу, который влюбляется в хозяйку Бронзовой горы. Под чары её любви, он медленно преображается, но его жизнь заканчивается трагически. Степан оставляет после себя дочь Танюшку, которая унаследует от своего отца талант, упрямство и гордость. В её детстве хозяюшка Медной горы посещает её, обучая её вышивке. Достигнув совершеннолетия, Танюшка отправляется в Петербург с молодым барином, мечтая увидеть комнату Mалахи, оформленную как её отцом.
В 1978 году студия «Союзмультфильм» выпустила мультфильм «Горный мастер», созданный на основе сказки «Каменный цветок». Режиссёром выступила Инесса Ковалевская.
Второстепенные герои
Настенька
Невеста Степана, которая со временем становится его женой, а затем вдовой.
Настенька, в которую влюбляется Степан, представляется ему гораздо более привлекательной до женитьбы, чем загадочная Хозяйка. Она олицетворяет живость и непосредственность, но после заключения брака Хозяйка постепенно вытесняет Настеньку из жизни Степана, которой не хватает уникальности и привлечения по сравнению с волшебным духом.
Шахтёр
Друг Степана, с которым тот однажды пошёл на заготовки травы. Устав, они присели отдохнуть, и именно в этот момент Степан впервые встречает Хозяйку. Она, увидев друга Степана в состоянии изнеможения, решает, что не будет являться ему.
Слуга
Этот персонаж, которого Хозяйка презрительно называет «душным козлом», получает указание от неё отобрать информацию от Степана о её словах. Слуга олицетворяет болезнь и гниль, придавая действиям жестокость и подлость. Однако в вопросах выгоды он показывает свою смекалку и изворотливость.
Главные герои
Хозяйка Медной горы — это центральный персонаж одноименной сказки Бажова, охраняющая шахты с малахитом.
Она представляется как сказочный персонаж, явленный людям то в виде ослепительной красавицы, то в образе ящерицы с человеческой головой.
Её описание: Хозяйка красива, привлекательна и небольшого роста, платье её уникально, сшито из малахитового шелка. Длинная черная коса, тщательно собранная на спине и украшенная лентами, добавляет ей грации. Цвет её платья меняется; иногда оно сверкает, будто стекло, иногда переливается в лучах света, словно драгоценности.
При перевоплощении в ящерицу, её облик меняется: на месте рук появляются зеленые лапы, хвост извивается вдоль туловища, а голова остаётся человеческой.
Её характер непоседлив, она полна энергии. Хозяйка живет, разыгрывая людей вокруг себя, из-за чего те стараются покинуть её общество. У неё есть свита разноцветных ящериц, которая тоже играет свою роль в её окружении.
Малахитовый мастер обладает богатством благодаря залежам малахита в своих шахтах. «Каменная барышня» дуже щедра и благодарит тех, кто творит добрые дела. Образ Владычицы Медной горы сложен: противоречивые качества, как положительные, так и отрицательные, сливаются в сказочном образе, и хотя она выглядит прекрасно, столкновение с ней не сулят ничего хорошего.
Степан — один из главных героев пьесы Бажова. Он простой, трудолюбивый крестьянин, который, по несчастливой случайности, оказывается в плену собственных чувств к «каменной девушке».
Работая на фабрике из-за крепостного состояния, он лишён полной свободы, несмотря на свою силу, привлекательность и неженатость. Патрон жестоко обращается со Степаном, как и с другими крепостными, вдобавок к его отваге и мужеству. Степан может похвастаться превосходными умениями, владением «золотыми руками» и способностью хранить данное слово. Для него богатство не стоит в приоритете, он остаётся верным своим принципам и бескорыстен.
Встреча со Хозяйкой Медной горы становится поворотным моментом в жизни Степана. Хозяйка соглашается стать его супругой, но он предпочитает выбрать Настёнку за её привязанность.
Читайте также: Угрюм-Бурцеев — Черты характера героя в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина: История одного города.
Степан является идеальным семьянином. Его настойчивость позволяет ему выбрать свободу как для себя, так и для своей жены. Он заботится о домашнем хозяйстве, воспитывает детей и любит свою семью. Между тем, его сердце принадлежит малахитовой женщине. Он часто думает о ней, и его не покидает напоминание о девушке в сверкающем платье. Несмотря на наличие семьи и жены, Степан переживает затяжное состояние несчастья и тоски по «малахитовой» девушке.
Судьба персонажа трагична: он не в силах забыть свою любовь к Хозяйке Медной горы, и в итоге находят его мёртвым в лесу, с ящерицей, горько плачущей над трупом.