«Еще зимой знакомый студент Покорев, уезжавший в Харьков, как-то в разговоре сказал ему адрес старухи Алены Ивановны, на случай, если ему нужно будет что-нибудь заложить. Долгое время он не ходил к ней, потому что у него были уроки, и как-то справился». — Часть 1, глава VI
Старуха-процентщица Алена Ивановна в романе «Преступление и наказание»
Пожилая ростовщица Алена Ивановна — второстепенный персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание» (1866). Именно ее решает убить Раскольников, основываясь на своей теории о «необыкновенных» людях. У Алены Ивановны нет фамилии, что, возможно, было авторским способом подчеркнуть формальность персонажа.
Она изображена как грязная старуха, которая берет деньги в долг под большие проценты и таким образом наживается на них. Согласно теории Раскольникова, ростовщица не имеет ценности для общества и поэтому может быть принесена в жертву благим целям.
«Я, конечно, пошутил, но посмотрите: с одной стороны — глупая, бессмысленная, бесполезная, злая, больная старуха, бесполезная и, напротив, вредная для всех, не знающая, зачем она жива, и которая завтра сама умрет» — часть 1, глава VI.
Краткое описание
Алена Ивановна — вдова государственного служащего, сколотившего состояние, занимая деньги под большие проценты. Всем она казалась неприятным человеком, думающим только о собственной выгоде. Она была жадной, поверхностной женщиной. Кроме того, у старухи скверный характер, она богата, но не собирается делиться этим со своей младшей, болезненной сестрой Лизаветой. Согласно ее завещанию, сестра не получает почти ничего, а все нажитое состояние она завещала монастырю в память о своей душе.
Вера Карпова в роли старой ростовщицы в сериале «Преступление и наказание» (2007)
«Преступление и наказание»
Настоящее имя старой ростовщицы — Алена Ивановна, но фамилия героини неизвестна. Женщина — шестидесятилетняя вдова, замужем за государственным служащим, секретарем или регистратором колледжа. В свои годы она выглядит как «маленькая старушка» с тонкой и длинной шеей, недобрыми глазами и маленьким, заостренным носом.
У героини волосы слегка седые, у Алены Ивановны — светлые. Героиня смазывает волосы маслом, предположительно для сохранения, и заплетает их в тонкую мышиную косу. Автор описывает героиню как «маленькую и неприятную». Одежда у нее ветхая, «лохмотья фланели», она даже мерзнет в жару и носит меховую накидку. Алена Ивановна больна туберкулезом, постоянно кашляет и стонет.
Героиня жила в Петербурге, и исследователи подозревают, что она жила в доме на берегу Гримбоедова канала, известном как дом Вальха. Старуха является ростовщицей — она одалживает деньги нуждающимся в обмен на залог своих ценностей. Главный герой романа, бедный студент Родион Раскольников, узнает об Алене Ивановне и ее ремесле от своего друга. Раскольников обращается к старухе, когда ему срочно нужны деньги, и отдает ей в залог вещи.
Ростовщический бизнес приносит Алене Ивановне хороший доход. Старуха дает клиентам в четыре раза меньше реальной стоимости вещей, которые они ей оставляют. Некоторые клиенты не могут позволить себе выкупить заложенные вещи, поэтому они остаются у старухи. Главное, чтобы они опоздали на один день. Ломбардщик, скорее всего, перепродаст заложенные вещи по более высокой цене. Героиня равнодушна к людям и обстоятельствам, из-за которых она задерживает возврат денег.
Таким образом она сколотила огромное состояние. Персонажи говорят, что старуха «богата, как еврей» и способна разделить пять тысяч за раз. Несмотря на свое богатство, героиня жадна и болезненно бережлива; она носит поношенную одежду и почти ничего не тратит; доходы не приносят ей ни пользы, ни удовольствия.
У Алены Ивановны стервозный характер — злой и причудливый. Героиня глупа и ее жизнь не имеет смысла. Алена Ивановна «никому не нужна» и не знает, для чего живет. Героиня живет со своей младшей сестрой, слабой Лизаветой, которая постоянно бьет ее, угнетает и использует как прислугу. В то же время старуха завещала свое состояние не сестре, а некоему монастырю, ради собственной души. Когда старшая сестра умирает, Лизавета наследует только ее движимое имущество — мебель, одежду и т.д., но ни копейки денег.
Героиня равнодушна к будущему сестры, бессердечна по натуре, но религиозна. Судьба неспособной Лизаветы ее совершенно не интересует, зато интересует ее собственная судьба.
Алена Ивановна не доверяет людям, никуда не ходит и круглый год сидит дома, жалуясь на больные ноги. Окружающие открыто называют ее «старой ведьмой» и совсем ее не любят.
Студент Раскольников планирует убить старого ростовщика. Герой учился на юриста, но бросил университет, забросил частные уроки и впал в нищету. Герой целыми днями сидит дома, бездельничает и размышляет о жизни. Раскольников принял предложение старухи, но задумал убийство не ради чистой выгоды, а чтобы доказать свою теорию и доказать самому себе, что он, Раскольников, принадлежит к лучшей части человечества.
Экранизации
В 1956 году вышла французская экранизация романа «Преступление и наказание» под названием «Преступление и наказание». Это криминальная драма, сюжет которой был значительно переработан по сравнению с романом. Действие романа происходит в 1940-х годах во Франции. Главный герой, бедный студент Рене, решает убить пожилую мадам Орвай из романтических побуждений. Он хочет собрать деньги, чтобы спасти свою сестру от нежелательного брака, и в то же время помочь красивой проститутке Лили бросить свою непристойную профессию и начать новую жизнь. Мадам Орвай в этом фильме играет актриса Габриэль Фонтейн.
Советская экранизация романа, двухсерийная драма режиссера Льва Кулинджанова, вышла на экраны в 1969 году. Роль Алены Ивановны здесь сыграла актриса Елизавета Евстратова. Критики назвали фильм Кулинджанова «холодно-интеллектуальной интерпретацией» романа Достоевского. Следующая экранизация вышла в 2007 году. Это восьмисерийный телесериал режиссера Дмитрия Светосарова, в котором актриса Вера Карпова играет роль пожилой проститутки.
Литературные старухи и старики (4 фото)
1. исследователи оценивают возраст матери Джулии по одному предложению
«Что касается меня — в твоем возрасте я давно уже была твоей матерью».
Шекспир также упоминает возраст Джульетты:
«Теперь, в день Петра в ночи И ей исполнится четырнадцать лет».
Читайте также: Город Калинов и его жители в пьесе Островского «Очерк грома».
Получается, что синьоре Капулетти может быть 28 лет или даже меньше. Но почему это должно нас удивлять, когда мы следим за историей любви между 14-летней девочкой и 16-летним юношей? Неужели кто-то действительно беспокоится о том, чтобы стать родителем в 14 лет?
2. возраст Марьи Гавриловны из «Метели» Александра Сергеевича Пушкина.
Единственная подсказка в повести о возрасте героини:
«В конце 1811 года, в незабвенное время, добрый Гаврила Гаврилович Р** жил в своем имении в Ненарадове. Он славился на всю округу своим гостеприимством; соседи приходили к нему каждую минуту, чтобы поесть и попить с его женой и поиграть в бостон на пять крон, а некоторые, чтобы увидеть его дочь Марию Гавриловну, которая была тоненькая, бледная, семнадцатилетняя девушка. Она считалась богатой невестой, и многие искали ее для себя или для своих сыновей.
На момент свадьбы ей было уже столько лет, а декларация с Бурминым была сделана более чем через три года. Следовательно, ей не могло быть и двадцати лет.
3. бальзаковский возраст.
Это выражение стало популярным после публикации в 1834 году произведения Оноре де Бальзака «Тридцатилетняя женщина». И бесспорно, что «бальзаковский возраст» действительно можно рассматривать как возраст 30 и более лет. Непонятно только, почему это выражение носит такой уничижительный, в лучшем случае уничижительно-шутливый характер? Ведь Бальзак описывает не старуху, которая уже не знает, что с собой делать, а женщину в расцвете красоты и сил.
4. возраст Ивана Сусанина.
Огромное спасибо неизвестным нетизенам, которые наконец-то поставили точку в споре о возрасте Сусанина. Жаль, что современные историки до сих пор этого не знают и продолжают относить время рождения Ивана Осиповича к «последней трети XVI века», что, конечно, дает большую разницу в возрасте, учитывая, что Сусанин умер осенью 1612 или зимой 1613 года.
5. интересен возраст старухи.
Это постыдная ложь! Все читали роман Достоевского в школе!
«Это была маленькая, сухая старушка, лет шестидесяти, с острыми и озорными глазами, маленьким острым носом и лысой головой».
Стыдно, гражданин, стыдно.
6. возраст Анны Карениной.
Толстой не называет точного возраста героини. Откуда взялась такая точная цифра — 28 лет? Ниоткуда. Только предположение.
Читайте также: Об отношении к пожилым людям (из текста В. Осеевой «Бабка»).
«Начну с самого начала: Вы вышли замуж за человека, который старше Вас на двадцать лет.
В романе я не нашел упоминания о возрасте Алексея Александровича Каренина. Но почему-то в самой распространенной версии в интернете говорится, что Каренину было 44 года, а не 48 или 46. А это уже противоречит заявленному возрасту Анны — 28 лет.
7. возраст Ришелье.
Да, да, не Ришелье, а Ришелье. Осада Ла-Рошели длилась целый год, с сентября 1627 г. по октябрь 1628 г. В начале осады кардиналу Ришелье было 42 года, но разве кто-то считал его старым? Почему его возраст должен нас удивлять? Я не понимаю.
8. 30-летний Каразмин и 16-летний Пушкин.
Экранизации
Елизавета Евстратова в роли престарелой свекрови В 1956 году вышла французская экранизация романа «Преступление и наказание» под названием «Crime Et Chatiment». Это была криминальная драма, сюжет которой значительно отличался от романа. Действие происходит во Франции в 1940-х годах. Главный герой, бедный студент Рене, решает убить старуху мадам Орвай по романтическим причинам. Он хочет собрать деньги, чтобы спасти свою сестру от нежелательного брака, и в то же время помочь красивой проститутке Лили бросить свою непристойную профессию и начать новую жизнь. Мадам Орвай в этом фильме играет актриса Габриэль Фонтен.
Вера Карпова в фильме «Преступление и наказание
Советская экранизация романа, двухсерийная драма режиссера Льва Кулинджанова, вышла на экраны в 1969 году. Роль Алены Ивановны здесь сыграла актриса Елизавета Евстратова. Критики назвали фильм Кулинджанова «холодно-интеллектуальной интерпретацией» романа Достоевского. Следующая экранизация вышла в 2007 году. Это восьмисерийный телесериал режиссера Дмитрия Светосарова, в котором актриса Вера Карпова играет роль пожилой проститутки.
Экранизации
Елизавета Евстратова в роли престарелой свекрови В 1956 году вышла французская экранизация романа «Преступление и наказание» под названием «Crime Et Chatiment». Это была криминальная драма, сюжет которой значительно отличался от романа. Действие происходит во Франции в 1940-х годах. Главный герой, бедный студент Рене, решает убить старуху мадам Орвай по романтическим причинам. Он хочет собрать деньги, чтобы спасти свою сестру от нежелательного брака, и в то же время помочь красивой проститутке Лили бросить свою непристойную профессию и начать новую жизнь. Мадам Орвай в этом фильме играет актриса Габриэль Фонтен.
Вера Карпова в фильме «Преступление и наказание
Советская экранизация романа, двухсерийная драма режиссера Льва Кулинджанова, вышла на экраны в 1969 году. Роль Алены Ивановны здесь сыграла актриса Елизавета Евстратова. Критики назвали фильм Кулинджанова «холодно-интеллектуальной интерпретацией» романа Достоевского. Следующая экранизация вышла в 2007 году. Это восьмисерийный телесериал режиссера Дмитрия Светосарова, в котором актриса Вера Карпова играет роль пожилой проститутки.
Краткое описание
Алена Ивановна — вдова офисного работника, сделавшего свое состояние, ссужая деньги под высокие проценты. Это была пожилая женщина лет 60-ти. Алена Ивановна всем казалась неприятным человеком внутри и снаружи, думающим только о собственной выгоде. Она была жадной, недальновидной женщиной. Кроме того, у старухи был скверный характер, она обладала богатством, но не желала делиться им со своей младшей, болезненной сестрой Лизаветой. Согласно ее завещанию, сестра не получила почти ничего, а все свое состояние она завещала монастырю в память о своей душе.
Вера Карпова в роли старой ростовщицы в сериале «Преступление и наказание» (2007)